Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия «Казахстан – 2030». Долгосрочный приоритет 2: внутриполитическая стабильность и консолидация общества




Стратегия «Казахстан – 2030». Долгосрочный приоритет 7: Профессиональное государство, ограниченное до основных функций

Семь основных принципов стратегии формирования Правительства и местной власти:

· Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.

· Работа по программам действий на основе стратегий.

· Четко налаженная межведомственная координация.

· Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.

· Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.

· Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.

· Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров

Один из семи основных приоритетов разработанной в 1997 г. Стратегии долгосрочного развития Казахстана до 2030 года стала внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Достижение единства многочисленных групп населения, разумного сочетания личностных и общественных начал, дополняющих толерантные традиции казахстанского общества, было провозглашено стратегической задачей. На самом высоком государственном уровне было заявлено, что именно сохранение и укрепление внутриполитической стабильности и национального единства позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение ближайших десятилетий.

· Гарантировать развитие единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан страны.

· Обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права.

· Уменьшить разницу между имущими и неимущими в обществе и постоянно обращать особое внимание на проблемы села.

· Неуклонно решать социальные проблемы, которые возникают в переходный и последующий периоды.

· Более энергично строить богатый Казахстан, который обеспечит как политическую стабильность, так и консолидацию общества в долгосрочной перспективе.

· Развивать все формы общения и коммуникационных связей между людьми; укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями.

Вопросы демократизации в Стратегическом плане развития
Республики Казахстан до 2010 года

В 2001 году во исполнение Стратегии развития до 2030 года был разработан 10-летний стратегический план развития страны, в соответствии с которым основной акцент в сфере политического и государственного строительства на период до 2010 года был сделан на решение следующих ключевых задач:

– продолжить создание эффективной системы взаимодействия трех ветвей власти

– обеспечить планомерное осуществление дальнейшей децентрализации государственного управления;

– усовершенствовать механизмы выборного процесса;

– содействовать дальнейшему развитию политических партий и институтов гражданского общества, укреплению внутриполитической стабильности, расширению прав и свобод граждан.

2 вопрос.

Концепция участия ориентирует на использование каждого конкретного человека и их совместных действий для развития общества. Она была создана в конце 40-х годов XX в. в связи с первыми попытками помощи слаборазвитым странам. На сегодняшний день ее горизонты расширились до системы контроля и ответственности за принятые решения, сократив размеры государственной бюрократии. С учетом концепции человеческого развития участие общественности рассматривается как цель и средство эффективной реализации стратегии государства.

Гражданское общество не может создаваться государственными указами или декретами. Значительно возросло число граждан, проявляющих, с одной стороны, демонстративное отчуждение от власти, а с другой – желание заставить государство служить интересам общества. Участие, как одна из составляющих целей человеческого развития означает повышение его потенциала – наделение людей полномочиями, приобретение ими в процессе самостоятельной деятельности умения принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Формы участия имеют широкий диапазон: манипулирование, консультирование, достижение консенсуса, совместное принятие решений, разделение риска, партнерство, самоуправление.

При этом именно государству принадлежит в этом процессе важнейшая роль – через законодательные механизмы, экономические рычаги и готовность власти к сотрудничеству с гражданским обществом создать среду, которая либо содействует его развитию и укреплению, либо станет нейтральной или даже враждебной развитию институтов гражданского общества.

Можно выделить следующие основные условия активного гражданского участия безотносительно к его конкретным формам: установка участников общественно-государственного взаимодействия на развитие и поддержание сотрудничества, независимо от особенностей мотивации каждой из сторон; определенная степень зрелости и развития потенциала институтов гражданского общества, необходимая как для создания заинтересованности государственных органов в сотрудничестве с ними, так и для точного выражения своих интересов, их продвижения и защиты; наличие институциональных (правовых и организационных) рамок для сотрудничества между секторами общества, под которыми в данном случае понимаются устойчивые формы их взаимодействия, сложившиеся на практике или прямо установленные законодательством, или соглашением, достигнутым на основе закона и в пределах компетенции каждой из сторон; экономическая независимость и устойчивость организаций гражданского общества, их способность генерировать человеческие ресурсы и мобилизовать дополнительные ресурсы на решение общественно значимых проблем.

Сильные стороны использования системы участия следующие: первичность интересов людей, использование местных ресурсов и навыков, глубокое знание конкретных проблем, целеполагание, рациональное использование местного человеческого потенциала, сокращение традиционной бюрократии, вовлеченность в реализацию проектов государства и внешних организаций, приобретение людьми умения принимать решения и нести ответственность за их реализацию, включение элементов законотворчества.

Слабые стороны использования системы участия следующие: определенные затраты времени и денег, негарантированность результатов, некоторая дестабилизация сложившегося социально-политического баланса отношений, размывание ответственности государства, определенная установленность целей и задач, преобладание номинальной формы участия, слабый потенциал действенности уязвимых слоев населения.

Для разработки стратегии участия важно обладать обширной информацией по социально-экономическим особенностям региона и по местным общественным организациям. Элементы реализации стратегии участия: создание атмосферы проникнутости проблемой; участие в проекте через организацию семинаров, обсуждений, социологических опросов; определение перечня участников от населения, правительства и неправительственных организаций с конкретизацией роли их участия; установление механизмов участия и степени вовлеченности населения с построением систем обратной связи; подготовка соглашений об участии с четким выделением ответственности каждой из вовлеченных сторон; оценка реализации стратегии участия и определение возможностей ее дальнейшей самостоятельной поддержки. Стратегия участия при этом может проявляться в пассивной (общая поддержка) или активной (инициативность и партнерство) формах. Для развития человеческого потенциала выдвижение собственных инициатив и расширение активных форм участия становятся главными целями данной стратегии.

Обмен информацией между институтами власти и обществом не ограничивается целями передачи информации о нуждах и потребностях «снизу – вверх». Вовлеченность граждан в процессы принятия решений способствует выбору оптимальных решений, а в процессе осуществления принятого управленческого решения роль граждан возрастает: большинство государственных решений не выполняются эффективно без широкого участия граждан; процесс государственного управления требует наличия обратной связи; практическое осуществление задач государства происходит через объединения граждан на основе сотрудничества между ними.

Реформирование процессов государственного управления в направлении их открытости и прозрачности имеет негосударственную связь с концепцией участия: право на участие одно из основных прав человека, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21, ч. 1); вовлечение граждан в процесс государственного управления особенно важно, когда решения касаются соблюдения прав человека и его свобод; активный диалог между населением и государством является формой контроля населения за деятельностью правительственных органов. Децентрализация может считаться эффективным инструментом роста потенциала государственного управления, если усиливает процессы участия населения в осуществлении управления на региональном и местном уровнях и не замещается провинциальной бюрократией.

 

Лекция 15 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: развитие и закрепление представлений о прогрессивных и негативных влияниях глобализации на человека.

Ключевые слова: глобализация, международная торговля, прямые иностранные инвестиции, движение рынка капиталов, интеграция.

Вопросы:

1. Понятие «глобализация». Глобальные рынки, технологии, идеи и глобальная солидарность в расширении возможностей выбора.

2. Угрозы глобализации для безопасности человека.

1 вопрос.

Глобализация, в ее самом широком понятии, означает интеграцию страны в мировое сообщество. В этом отношении возможно первым и
наиболее важным шагом станет вступление в Организацию Объединенных Наций, членство в которой дает статус юридического субъекта мирового сообщества, откуда вытекает целый ряд
взаимосвязей. Более точное определение глобализации – это мировой оборот товаров, услуг, капитала, информации, идей и людей. Этот рост международной деятельности принимает различные формы.

Международная торговля. Растущая доля производимой в стране продукции, которая продается за рубеж как экспорт. А также повышающаяся доля потребляемых страной товаров и услуг, импортируемых из других стран. За период между 1987 и 1997 гг. во всех странах мира, доля международной торговли (экспорт плюс импорт) в общем значении ВВП поднялась с 29 до 39%. Если взять только развивающиеся страны, для них рост составил только 10–17%.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Фирмы, базирующиеся в одной стране, делают значительные вливания для открытия бизнеса и проведения деловых операций в других. За период с 1988 по 1998 г. потоки ПИИ по всему миру увеличились более чем в три раза с 192 до 610 млрд долл., причем доля подобных инвестиций в ВВП растет как в развитых, так и в развивающихся странах. Последние получили в среднем около четверти мирового оборота ПИИ за 1988–1998 гг., хотя цифры были разные по каждому конкретному году. ПИИ является основной формой притока частного капитала в развивающиеся страны.

Необходимо отметить два аспекта ПИИ:

a) более выгодны для долгосрочного развития нации, чем другие виды финансирования, так как они реализуются в форме технологий, ноу-хау, знаний по менеджменту, производственной занятости и связей с международными рынками;

б) вкладываются на крайне выборочной основе – вышеупомянутые 192 млрд долл. были направлены в дюжину стран, но обошли большинство развивающихся государств.

Со времени приобретения независимости Казахстан получил около
25 млрд долл. ПИИ. Практически вся сумма была вложена в добычу нефти и газа, что не повлекло за собой массового создания рабочих мест в силу характера данного подсектора. Более того, инвестиции были сделаны в основном в Прикаспийские области, опять же ограничивая географию занятости республики.

Движение рынка капиталов. Во многих странах (особенно в развитых) вкладчики включают в свой портфель иностранные финансовые активы (иностранные облигации, акции, займы), а заемщики в большей степени обращаются к иностранным источникам финансирования, в меньшей – к местным. И хотя в 1990 г. подобные потоки в развивающиеся страны резко увеличились, они оказались намного более изменчивыми, чем потоки торговли и ПИИ, а также распространялись на довольно узкий диапазон стран с развивающейся экономикой.

Потоки рынка капиталов представляют собой огромную нестабильность для развивающихся стран, потому что они могут уйти так же быстро, как и пришли. Так как вкладываемые суммы составляют довольно большой процент от ВВП развивающейся страны, резкие перепады значительно затрудняют макроэкономическое управление. Перепады в движении рынка капиталов обусловлены настроениями инвесторов в отношении инвестиционного климата и экономической ситуации принимающей страны, а также альтернативными возможностями в другой.

При определении глобализации крайне важно различать ее разные формы.Международная торговля, прямые иностранные инвестиции и потоки рынка капиталов обуславливают разные сложности и имеют различные последствия: потенциальную выгоду с одной стороны и издержки или риски с другой, причем для каждого случая требуются свои оценки и стратегии. В целом, большая открытость для торговли и ПИИ оказывает положительное влияние на экономическое развитие и снижение бедности при соответствующем регулировании потенциальных издержек и рисков. Как было отмечено выше, нужно с осторожностью относиться к либерализации потоков финансовых средств и ценных бумаг, неустойчивость которых может в некоторых случаях обусловить циклы бума с последующей депрессией и финансовый кризис с большими экономическим издержками, как можно было наблюдать при экономическом кризисе в странах Восточной Азии и других регионах в 1997–1998 гг.

Для развивающихся стран самой большой проблемой становится невключение в процесс глобилизации. Для многих беднейших стран проблема заключалась не в том, что глобализация ослабляет их экономику, а в том, что существует опасность быть исключенным из нее. В 1997 г. доля таких стран в мировой торговле составляла 0,4% против 0,8% в 1980 г. Их доступ к частным иностранным инвестициям по-прежнему остается незначительным в силу отсутствия собственных национальных институтов и стратегий, а также нежелание международного сообщества расширить их доступ к мировому рынку. Но на мировом рынке с его огромной конкуренцией ответственность за выработку правильной политической и экономической среды для интеграции с мировыми партнерами лежит на государстве и частном секторе.

Важно понимать, что экономическая глобализация не является абсолютно новым течением. На самом деле, на элементарном уровне этот аспект присутствовал в истории человечества с давних времен, когда разбросанные на дальние расстояния народы постепенно завязывали более пространственные и сложные экономические отношения. Расцвет глобализации произошел к концу XIX в. в основном в странах, которые на сегодняшний день являются развитыми или богатыми. Для многих из них потоки торговли и ценных бумаг в соотношении к ВВП были либо меньше, либо больше. После этого пика глобализация пошла на спад в первой половине XX в., в период роста протекционизма в условиях ожесточенной борьбы за власть, мировых войн, революций, расцвета авторитарной идеологии и серьезной экономической и политической нестабильности.

За последние 50 лет снова произошел всплеск глобализации. Международные отношения стали более мирными, чему способствовало создание и укрепление системы Организации Объединенных Наций как средства мирного разрешения политических конфликтов между странами или таких организаций как ВТО, которые устанавливают основные правила для того, чтобы страны регулировали свою коммерческую политику. С концом колониализма на мировой арене появились новые независимые игроки (страны), и наконец было смыто то позорное пятно, которое ассоциировалось с процессом глобализации XIX в.

Темпы международной экономической интеграции увеличились в 1980-х и 1990-х годах, когда государства повсеместно сократили политические барьеры, мешавшие международной торговле и инвестициям. Открытость для внешнего мира стала частью более общего поворота к тому, что страны стали больше доверять рыночным отношениям и частному предпринимательству, особенно после того как многие развивающиеся и коммунистические страны убедились, что государственное планирование и вмешательство не способно принести ожидаемые результаты для развития.

На глобализацию оказали положительное воздействие ряд политических перемен: радикальные экономические реформы в Китае в конце 1970-х, мирный распад СССР в 1991 г., а также устойчивый рост рыночных реформ в Индии. Начиная с 1990 г. они стали наиболее яркими примерами этой тенденции.

Глобализации также способствовал и технологический прогресс,который сократил транспортные и коммуникационные издержки стран. Значительное снижение стоимости телекоммуникаций, обработки, хранения и передачи информации намного облегчают процесс поиска и определения деловых возможностей по всему миру, облегчают координацию операций в разных регионах и продажу услуг он-лайн (электронно), которая до этого не считалась пригодной для международной торговли.

 

2 вопрос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.