Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия между полом и гендером 2 страница




Учитывая различные трактовки, полное определение занятости может быть следующим: «занятость – это не противоречащая законодательству деятельность физических лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок или трудовой доход, а также возникающие при этом социально-экономические отношения как отражение степени количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда».

В Законе РК «О занятости населения» записано, что «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая Конституции и иным нормативным актам РК и приносящая им заработок или доход. Различают продуктивную, социально-полезную, полную и неполную занятость.

Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве.

Социально-полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся в трудоспособном возрасте, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.

Полная занятость – это такое состояние общества, при котором у всех желающих иметь оплачиваемую работу она есть, отсутствует циклическая безработица. При этом сохраняется естественный уровень безработицы, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Неполная занятость имеет две формы: видимая и скрытая. Первая выражается числом лиц, работающих неполное рабочее время. Вторая форма представляет собой аналитическое понятие, отражающее либо неправильное распределение трудовых ресурсов, либо нарушение баланса между трудом и прочими факторами производства. К характерным признакам скрытой неполной занятости относятся низкий доход, низкая производительность труда, неполное использование квалификации работающих.

Рынок труда (рабочей силы), как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.п., – важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества.

В современных условиях известны три модели рынка труда: японская, модель США и шведская.

Безработица – это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы либо заработка.

Виды безработицы различаются по причинам их возникновения:

· Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

· Структурная безработица вызвана изменениями структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появлением новых отраслей промышленности. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

· Циклическая безработица появляется в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, сокращение числа занятых.

2 вопрос.

С начала экономических реформ в Казахстане, под влиянием демографических процессов, соотношений вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него людей, на рынке труда происходили глубокие структурные изменения.

Согласно данным статистических органов, в 2002 г. численность безработных была 690,7 тыс. человек, или 9,3% к экономически активному населению. На 1 января 2010 г. создано 258,6 тыс. рабочих мест, трудоустроены 247, 8 тыс человек.

Территориальная неравномерность размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов, компактность проживания населения в ряде регионов вызывают различную потребность в трудовых ресурсах. Проблема занятости населения Казахстана характеризуется такими особенностями: воспроизводство населения в основном сосредоточено в сельской местности (особенно в южных регионах страны), а потребность выше в городах и регионах с развитой промышленной инфраструктурой. Трудовые ресурсы некоторых регионов отличаются низкой мобильностью. Это накладывает отпечаток на уровень безработицы в них, препятствует их вовлечению в производство в регионах и точках экономического роста.

Начиная с 2000 г. количество безработных неуклонно снижается. В 2002 г. оно снизилась на 27,3% к уровню 1999 г. за счет увеличения численности наемных работников на 20,2%. Однако пока еще высок уровень молодежной и женской безработицы к общей численности безработных.

Доля женщин среди всех работающих граждан снизилась с 45,8% до 42,2% в течение 1998–2000 гг. Хотя принцип равной оплаты труда соблюдается и ратифицирован соответствующей Конвенцией МОТ в Казахстане, средняя заработная плата женщин в виде процента от таковой мужчин снизилась с 75,8% в 1998 г. до 58,7% в 2001 г.

Молодежь наиболее уязвима в отношении трудоустройства, а отсюда и бедности. Они оказываются лицом к лицу с социальными и экономическими проблемами, ведущими к высокому уровню безработицы среди молодежи и их неполной занятости, особенно в сельских регионах. В настоящее время система образования не приспособлена к требованиям рынка труда.

Сохраняются различия между регионами в уровне безработицы. Отсутствие достаточного количества квалифицированных местных кадров, привлечение иностранной рабочей силы и преобладание вахтовых методов работы в организации производств в областях способствовали незначительному снижению уровня безработицы в нефтедобывающих регионах.

Для большинства областей характерна так называемая «длительная безработица». Так, в Северо-Казахстанской, Мангыстауской, Павлодарской и Атырауской областях доля лиц, имеющих статус безработного более 1 года, составляла от 20 до 27%, значительна доля людей, не имеющих работы от 6 до 12 месяцев, в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахс­танской, Жамбылской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях [5].

В Казахстане малые и средние предприятия обеспечивают 20% общей занятости. Несовершенная нормативно-правовая база является одной из основных причин, сдерживающей рост сектора МСП. Недостаток предпринимательских навыков – еще один барьер в этом направлении. Также создает проблемы доступ к капиталу и помещениям и недостаточно развитая система информации.

Хотя реальная заработная плата в 2000 г. возросла на 5,5%, все еще остается проблема низкой оплаты труда на государственной службе, в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении. Средняя зарплата существенно различалась от сектора к сектору (до 7 раз) и между регионами (до 3,6 раз) по состоянию на 2000 г. Доля заработной платы, являющейся главным источником дохода, в общих доходах граждан снизилась с 74% в 1998 г. до 71% в 2000 г.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекцией труда ежегодно проводятся проверки производственных объектов. Вследствие нарушений законодательства об охране труда число пострадавших в 2001 г. на производстве составило 3282 человек, из них со смертельным исходом – 307 человек, в том числе 12 женщин. Количество пострадавших по профзаболеваниям в 2001 г. – 382 человека. Основные причины несчастных случаев – несоблюдение работодателями законодательства об охране
труда, нарушение требований норм технологического процесса, производственной дисциплины, несвоевременного проведения медицинских осмотров и освидетельствования работников, а также недостаточное знание участниками трудовых отношений нормативных правовых актов.

Цель в области занятости и развития трудовых ресурсов на 2003–2005 гг. – рост занятого населения и повышение квалификации трудовых ресурсов.

Для реализации указанной цели предстоит решение следующих задач: обеспечение экономического роста во всех секторах; совершенствование нормативной правовой базы в направлении развития активных форм занятости, защиты внутреннего рынка труда, обеспечения эффективного использования трудовых ресурсов страны; создание информационной базы по мониторингу создания рабочих мест, подготовки и переподготовки казахстанских граждан при привлечении иностранной рабочей силы в республику; легализация трудовых отношений, создание новых рабочих мест и повышение профессиональной подготовки граждан на рынке труда [6].

На основе вышеизложенного модель казахстанского рынка труда должна сформироваться в соответствии с международными стандартами, учитывая наиболее преимущественные элементы существующих моделей и возможностей их применения, а также особенности демографического, политического и социально-экономического развития.

До настоящего времени Казахстан ратифицировал 16 конвенций МОТ, включая 8 конвенций, декларирующих фундаментальные права человека на труд. Конвенция МОТ №111 «О недопущении дискриминации при приеме на работу и по профессии», ратифицированная в 1999 г., обязывает Казахстан разработать национальные законы, соответствующие базовым принципам и правам на труд.

Разработаны и внедрены многочисленные правительственные указы и программы, а также некоторые международные программы в секторе МСП. На национальном и местном уровнях созданы институциональные предпосылки для соответствующей деятельности. Сделан определенный шаг вперед после недавнего снижения социального налога на фонд зарплаты предприятий до 21% и НДС с 20 до 16%.

Несколько законов, таких как «О труде», «О социальном диалоге» и «О коллективных договорах», определяют общие рамки трудовых отношений, и в частности нормативно-правовые аспекты оплаты труда. Государственное вмешательство ограничивается определением уровня минимальной зарплаты и минимальных стандартов компенсации, но позволяет предприятиям самим устанавливать условия и уровни оплаты труда.

 

 

Лекция 6. Уровень жизни и человеческое развитие.

Цель: закрепить знания об уровне жизни населения, умений анализировать понятие «благосостояние» в контексте человеческого развития.

Ключевые слова: благосостояние, теории благосостояния, качество жизни, уровни жизни, показатели и индикаторы уровня жизни, неравенство.

Вопросы:

1. Понятие благосостояния. Теории благосостояния.

2. Уровень жизни в Казахстане.

1 вопрос.

Существует целый ряд концептуальных подходов к оценке благосостояния отдельных людей, различающихся по диапазону охватываемых факторов. Некоторые из них концентрируются исключительно на материалистском по своей сути понятии «уровень жизни», другие подходы стараются охватить такую менее вещественную, но не менее важную сторону жизни, как «права».

В соответствии с самым распространенным подходом к определению благосостояния оно понимается прежде всего как обеспеченность населения материальными благами и услугами, достаточным уровнем их потребления и степенью удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

В экономических словарях понятие «благосостояние» – это «обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Благосостояние выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни»

Также в словарях по экономике можно найти следующее определение: «благосостояние – наличие определенных ресурсов для полноценной жизни. Государство благосостояния – это общество, в котором все граждане страны могут рассчитывать на получение минимального дохода и необходимых общественных услуг».

Нормативная теория благосостояния (normative economics) исследует, как должна быть организована экономическая деятельность. И этим отличается от позитивной экономической теории (positive economics), изучающей фактическое функционирование экономики. Критерии благосостояния – это правила, с помощью которых определяется, является ли одно состояние экономики хуже или лучше другого.

Согласно «вэлферистскому» (от англ. welfare) подходу выбора показателей оценки благосостояния они должны базироваться исключительно на «факторах полезности» – предпочтениях отдельных людей. «Невэлферистский» подход предусматривает, что в основе оценок должны лежать некоторые возможности в удовлетворении элементарных потребностей, например возможность обеспечить себя в достатке едой или одеждой, не учитывая (или почти не учитывая) факторы полезности.

Одним из ключевых вопросов практической оценки уровня благосостояния является значение, придаваемое потреблению товаров и услуг. Но с позиции возможностей, а также главных потребностей или относительных лишений контроль над товарами сохраняет свою важность как инструмент повышения благосостояния.

В настоящее время термин «уровень жизни» вытесняет термин «благосостояние народа» в силу разных причин, среди которых немаловажное значение имеет снижение уровня жизни в постсоветский период у значительной части населения, а «благосостояние» предполагает положительную характеристику.

В практике оценки уровня жизни населения используется термин «качество жизни». Под ним в широком толковании понимается «удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и инди­каторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и
отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии,
охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности»

В экономическом анализе уровень жизни определяется количеством материальных благ и услуг (включая отдых).

Можно выделить четыре уровня данной категории:

1. достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

2. нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

3. бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы;

4. нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

 

2 вопрос.

В Казахстане существуют основные показатели доходов населения, применяемые для оценки уровня жизни и анализа его динамики: денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц), тенге; среднемесячная заработная плата одного работника, тенге; средний размер назначенной пенсии (в месяц) тенге; реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы, % к предыдущему году; реальная среднемесячная з/п одного работника, % к предыдущему году; реальный средний размер назначенной месячной пенсии, % к предыдущему году.

От величины доходов отдельных лиц и домохозяйств непосредственно зависит общий объем и структура их потребительских расходов.

Различают расходы на конечное потребление и объем фактического конечного потребления.

Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают в себя:

- покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир);

- оплату потребительских услуг;

- поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;

- потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;

- услуги по проживанию в собственном жилище.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств – это реальная величина конечного потребления, обеспеченная как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Одной из важнейших характеристик уровня жизни является доля расходов на питание в общем объеме расходов. По доле семейного бюджета, которая тратится на питание, можно судить об уровне благосостояния человека. Абсолютная величина затрат на питание в среднем на члена домохозяйства и их доля в составе потребительских расходов рассматриваются аналитиками как важнейшие показатели уровня жизни населения. По мере повышения уровня жизни она снижается, что позволяет расходовать больше средств на здравоохранение, досуг и т.д. Для наиболее обеспеченного населения характерна самая низкая доля затрат на питание в потребительских расходах, чем для семей с низкими доходами. Согласно международной статистике семья считается бедной, если она тратит более 50% своего дохода на питание.

В характеристике уровня жизни также важную роль играет анализ
демографической ситуации в стране. Она складывается под влиянием многих факторов: уровень развития здравоохранения, доступность образования, состояние экологии, уровень доходов, структура расходов, качество и структура питания и др.

К индикаторам анализа уровня жизни относятся и показатели экономической активности населения – численность и состав экономически активного населения, соотношение численности занятых в экономике и общего числа населения, количество и состав безработных, уровень безработицы. Кроме того, показатели условий труда, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, продолжительность отпусков, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Домашнее хозяйство – это небольшая группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся главным образом жилье и продукты питания.

Система выборочных обследований домашних хозяйств существует в течение длительного периода времени. До 90-х годов прошлого столетия в Казахстане обследовалось четыре тысячи домашних хозяйств. Они отбирались по территориальному и отраслевому принципам с учетом места работы и уровня дохода. В настоящее время в стране создана своя собственная сеть обследования домашних хозяйств, охватывающая 21600 человек, что составляет 0,13% от общей численности населения республики.

Метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения – выборочные обследования домашних хозяйств, представляя собой специально организованные выборочные наблюдения.

Неравенство в качестве сложной многомерной категории, отражает как неравенство в доходах и благосостоянии, так и в получаемой полезности, политических свободах и правах и т.д. Главным среди многообразия видов неравенства, в большей степени поддающимся измерению, является экономическое неравенство, которое в конечном итоге приводит к одной из самых критических проблем современности – бедности.

Переход к рыночной экономике сопровождался устранением субсидий на потребление. Поскольку они в первую очередь использовались в целях удовлетворения основных потребностей, их устранение привело к неравенству в реальных доходах. Кроме того, зарплата, определяемая силами рынка, заменила определение уровня заработной платы со стороны центрального правительства.

Либерализация зарплаты и цен в сочетании с переходом от плановой экономики к рыночной вызвала значительные инфляционные процессы во всех странах, вступивших в переходный период.

Вызванное экономическим кризисом снижение денежных доходов значительной части населения привело к углублению социальной поляризации казахстанского общества, которая отразилась в имущественной дифференциации и разрыве в уровне денежных доходов.

 

 

Лекция 7 Бедность и человеческое развитие

Цель: раскрыть многогранную природу бедности, уяснить причины ее появление и индикаторы.

Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, методы расчета прожиточного минимума.

Вопросы:

1. Общая характеристика основных концепций бедности.

2. Основные причины бедности в Казахстане.

1 вопрос.

В самом широком смысле под бедностью понимается такое социально-экономическое положение до­машних хозяйств или человека, при котором их/его относительно низкий уровень обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами не позволяет удовлетворить их/его естественно-физиологические, материальные и духовные потребности.

Первые серьезные попытки изучения и измерения бедности были осуществлены в Великобритании в конце XIX в. такими учеными, как Ч. Бут и С. Роунтри. С конца 60-х годов XX в. при исследовании проблем социального неравенства и бедности стали учитываться не только доходы, но и другие материальные активы домашних хозяйств. Этот более широкий подход к пониманию бедности был предложен П. Таунсендом. В его работах понятие «обездоленность» было связано не только с уровнем доходов, но также с определенным набором материальных активов домашних хозяйств, которые гарантировали возможность поддержания минимального уровня социальных связей или участия человека в общественной жизни. В последние годы понятие «бедность» – по-прежнему объект научных дискуссий. Диапазон мнений колеблется от установления границ бедности на уровне физиологического минимума до исторически сложившегося уровня жизни большинства населения.

В мировой практике определились три основных концепции измерения бедности: абсолютная; относительная; субъективная.

Согласно законодательству РК прожиточный минимумпредставляет собой необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины и обеспечивающий человеку удовлетворение минимальных потребностей на уровне, принятом обществом на данном этапе развития.

Минимальная потребительская корзина включает в себя стоимость минимального по содержанию питательных веществ набора продуктов, необходимых для поддержания здоровья (продовольственная корзина), и затрат на непродовольственные товары и услуги. Соотношение между продовольственными и непродовольственными расходами устанавливается нормативным актом на продолжительный период.

В мировой практике используется три основных метода расчета прожиточного минимума: нормативный; статистический; комбинированный.

В Казахстане прожиточный минимум рассчитывается нормативно-статистическим методом, в соответствии с которым стоимость продовольственной корзины определяется нормативным методом и принимается за 60% от прожиточного минимума, а стоимость непродовольственных товаров и услуг в общем объеме прожиточного минимума принимается на уровне 40%. Стоимость минимальной продовольственной корзины рассчитывается ежемесячно путём умножения норм потребления продуктов питания на средние цены, сложившиеся на середину месяца по областям, что позволяет учитывать уровень инфляции по каждому региону. Единые для населения нормы потребления продуктов питания разработаны ЗАО «Казахская академия питания» исходя из концепции обеспечения энергетической ценности и потребления основных пищевых веществ на физиологическом уровне.

Доклад ПРООН о развитии человека за 1997 г. предложил концепцию бедности с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала. В Докладе подчеркивалось, что многие страны привыкли формировать свой подход к проблеме бедности и нищеты исходя из понятий дохода или потребления, что значительно сужает понимание этой проблемы. Один человек может быть богатым, но обделенным возможностью прожить продолжительную здоровую жизнь, другой может остаться неграмотным или иметь недостаточное образование, третий – не иметь доступа к процессу принятия важных политических решений, которые оказывают воздействие на его жизнь. На основании этого в Докладе предлагаются три взгляда на понимание проблемы бедности:

· с точки зрения дохода (или потребления);

· с точки зрения базовых потребностей;

· с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала.

2 вопрос.

Процессы перехода к рынку в республике сопровождались такими явлениями, как остановка и закрытие ряда государственных предприятий и как результат этого – серьезные масштабы безработицы. Отсутствие работы стало одной из основных причин бедности в Казахстане. Особенно обострилась проблема безработицы в сельской местности.

Многие социально-экономические показатели, свидетельствующие об уровне жизни казахстанцев, претерпели серьезные изменения, несмотря на то, что Правительство проводило стабилизационную политику по смягчению воздействия переходного периода на благосостояние людей. Значительно возросла безработица, снизились реальные доходы населения, сократилась продолжительность жизни, ухудшились показатели здоровья и т.д. В этих условиях проблема бедности в республике стала такой же острой и актуальной, как и в других развивающихся и транзитных странах. На фоне значительных темпов инфляции острой проблемой, усугубляющей социальное положение бедных слоев населения в предыдущие годы, стала задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Серьезно пострадала в последнее десятилетие социальная сфера – здравоохранение, образование, наука, культура. Социально-экономи­ческие трудности переходного периода способствовали снижению дохода для большей части населения Казахстана. Так, среднедушевой денежный доход более 62% населения республики в 1997–1998 гг. был ниже 3000 тенге в месяц. Четверть населения в эти годы имело среднедушевой денежный доход 3001–6000 тенге в месяц (менее 70 долл. США). Только в 1999 и 2000 гг. реальные доходы населения начали расти в среднем на 4–5%.

В Законе РК «О прожиточном минимуме» определено понятие «черта бедности», которое трактуется как граница дохода, необходимая для удовлетворения минимальных потребностей населения. Эта «черта бедности» является критерием оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным и устанавливается исходя из экономических возможностей государства. В соответствии с Постановлением Правительства «О порядке определения черты бедности» Министерством труда и социальной защиты населения РК в 2000–2001 гг. «черта бедности» по республике была установлена на уровне 38% от прожиточного минимума (или 1522,6 тенге в 2000 г. и 1746,5 в 2001 г.). В 2002 г. она составила уже 40% от прожиточного минимума (или 1904 тенге).

В 2002 г. около 1,137 миллиона казахстанцев получали государственную адресную социальную помощь от государства в соответствии с Законом РК «Об адресной социальной помощи» (в 2002 г. в размере 638,19 тенге. Более половины получателей адресной социальной помощи от государства – дети до 18 лет (53,3%); безработные граждане – 18,3% и наемные оплачиваемые работники – 6,9%.

Расчеты индекса бедности населения (ИБН) для Казахстана показывают, что в 1998 г. 31% населения страны, в 1999 г. – 28,1%, а в 2001 г. – 23,9% казахстанцев. Согласно данным ежегодного выборочного обследования 12000 домашних хозяйств, проводимого Агентством РК по статистике, в 2001 г. бедное население республики (живущее ниже прожиточного минимума) было представлено следующими категориями граждан:

· трудоспособные занятые граждане – 30,5%;

· трудоспособные безработные граждане – 28,7%;

· дети до 15 лет – 34,5%;

· пенсионеры – 6,3%.

При этом 22,7% бедного трудоспособного населения – молодежь 15–24 лет. Низкие совокупные доходы значительной части населения – важная причина бедности в Казахстане. Для республики специфично то, что явление «бедность» характерно как для безработных, так и для занятого населения.

На современном этапе государство и общество подошли к осуществлению целенаправленной деятельности по преодолению бедности, и приоритетным направлением в этой деятельности стало снижение безработицы за счет активной политики занятости и проведения адресной социальной помощи бедным. На новый уровень выходит сотрудничество с международными организациями – МВФ, МБРР, ООН и другими – в реализации различных социальных программ. К 1998 г. многосторонняя помощь в целях развития составляла 80% всех объемов внешних платежей, или более 490 млн долл.

Как показывает международный опыт, важный момент процесса борьбы с бедностью – определение на каждом этапе складывающейся ситуации конкретных задач и приоритетов политики по борьбе с бедностью. Для Казахстана приоритетными направлениями данной стратегии являются:

· Обеспечение устойчивого экономического роста. При этом макроэкономическая политика должна быть максимально нацелена на поддержку бедных слоев населения, решение проблем неравенства и предоставление максимальных возможностей бедным слоям населения.

· Бедность должна рассматриваться как сложное многомерное явление, для преодоления которого потребуются совместные усилия всех партнеров, работающих в области развития (правительство на центральном и местном уровнях, коммерческий сектор, академические и исследовательские учреждения, НПО и другие организации гражданского общества, международные организации, сред­ства массовой информации, а также сами бедные).

· Борьба с безработицей. Для повышения эффективности мер по снижению уровня безработицы необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области рынка труда; принять меры по легализации трудовых отношений; стимулировать переток трудовых ресурсов из сферы «скрытой» занятости на фиксированный рынок труда; совершенствовать экономические механизмы защиты внутреннего рынка труда.

· Развитие малого предпринимательства.

· Развитие программ микрокредитования.

· Совершенствование механизма адресной социальной помощи – разработка специализированных программ, направленных на обеспечение доступности социальных услуг и механизма адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

· Выработка региональных планов по борьбе с бедностью.

· Дальнейшая демократизация общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.