Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия между полом и гендером 4 страница




Определяющим фактором снижения уровня рождаемости и роста смертности явилось ухудшение социально-экономического положения семьи и каждого индивида. Большинство женщин регулируют не только количество детей в семье, но время их появления, то есть выдерживают определенный интергенетический интервал. Частично увеличение интервалов достигается путем использования контрацептивов, но в значительной мере – абортами, что чревато отрицательными последствиями для здоровья матери.

Несомненно, динамика рождаемости населения республики за последние десять лет отражает реакцию общества на происходящие социально-экономические процессы. Обострение экономического кризиса и социальная напряженность определенным образом сдерживают реализацию потенциальной репродуктивной деятельности. Происходит трансформация демографического поведения: отказ от желаемого, планируемого ребенка, оттягивание срока вступления в брак до лучших времен. Отчетливо прослеживается опасное сближение векторов рождаемости и смертности, слияние которых может привести к остановке естественного роста населения.

Термин «планирование семьи» используется в двух основных смысловых контекстах.

На макроуровне под планированием семьи понимается деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей.

На микроуровне под планированием семьи подразумевается принятие супружеской парой (индивидом) добровольных решений о величине семьи, в частности, о числе детей в ней и действиях, способствующих реализации таких решений.

Планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождения путем контроля репродуктивных действий, связанных с зачатием, вынашиванием и сохранением плода, а также с предупреждением и прерыванием беременности. Планирование помогает не только достигать желаемого числа детей в семье и сохранять их, но и выбрать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-эконо­мических условий, регулировать интервалы между рождениями, избегать нежелательной беременности, незапланированных рождений, способствует снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья матери и ребенка, сокращению вторичного бесплодия. Эффективность планирования семьи зависит от информированности и приемлемости этих методов для различных категорий семей.

Резервом для сохранения здоровья женщины, одним их компонентов программы по охране репродуктивного здоровья выступает планирование семьи, которое направлено на рождение желанных детей. Такой тезис служил основанием для того, чтобы в Алма-Атинской декларации (1978 г.) охрану здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи, рассматривать как существенный элемент первичной медико-санитарной помощи, необходимой для обеспечения сохранения здоровья семьи.

 

2 вопрос.

Генеральный директор Международной организации по миграции Брансон Маккинли считает, что миграция станет одной из основных проблем политического регулирования в XXI в. В нашем уменьшающемся мире все больше и больше людей будет рассматривать миграцию, временную или постоянную, как путь к расширению возможностей в сфере занятости, образования, свободы и т.д. Правительствам следует разработать эффективную миграционную политику и практику. Управляемая должным образом миграция может способствовать процветанию, развитию и взаимопониманию народов. Учитывая влияние миграции на человеческое развитие, целесообразно определить причины миграции, ее последствия и миграционную ситуацию в Казахстане.

Изучение миграции вызвано необходимостью:

- получения сведений о численности и составе населения в конкретных условиях, месте и времени;

- выявления причин миграции, а также влияния миграции на
динамику численности и состав населения (особенно трудовых
ресурсов);

- всестороннего анализа как внутренних миграционных процессов населения, так и внешних, обусловленных социальными, экономическими, политическими, экологическими и другими факторами, чутко реагирующими на любое изменение в экономике и политике страны.

Для того чтобы понять, каким образом миграция может влиять на человеческое развитие, рассмотрим понятие миграции, ее виды и терминологию, связанную с ней.

Миграцией населения называется процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Поскольку миграция населения складывается из миграционных потоков, данное понятие употребляют и во множественном числе – «миграции», «международные миграции» и т.д. Миграционный поток складывается из совокупного числа мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного периода, отрезка времени; один из показателей направления миграции. Например, из общего числа прибывших в какой-либо регион можно выделить потоки прибывших из каждого другого региона. Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков
обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный – как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным
потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков – обменом населения между двумя районам. Анализ миграционных потоков, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.

Миграция населения является частью территориальных перемещений. Один из основных критериев идентификации миграции населения – пересечение административных границ территорий (государства, области, города и т.д.). На этой основе выделяют прежде всего внешнюю миграцию (эмиграцию и иммиграцию) и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция (международная) связана с пересечением государственной границы – это въезд населения за пределы страны, называемый эмиграцией, и въезд в страну, называемый иммиграцией.

ООН рекомендует следующие критерии определения международных мигрантов из числа прибывающих и выбывающих лиц:

международный мигрант – лицо, которое сменило страну обычного проживания. Страна обычного проживания – это страна, в которой проживает данное лицо, то есть страна, в которой человек имеет жилье, где как правило, проводит ежедневный период отдыха. Краткосрочные поездки за рубеж на отдых, в отпуск, к друзьям и родственникам по делам, для лечения или в целях совершения религиозного паломничества не меняют страну обычного проживания данного лица;

долгосрочный мигрант – лицо, прибывающее в страну, которая не является страной его обычного проживания, на период не менее одного года, так что страна прибытия фактически становится новой страной его обычного проживания. Для страны выбытия это лицо будет являться долгосрочным эмигрантом, а для страны прибытия – долгосрочным иммигрантом;

краткосрочный мигрант – лицо, прибывающее в страну, которая не является страной его обычного проживания, сроком на период не менее 3 месяцев, но более одного года, за исключением случаев, когда приезд в данную страну связан с отдыхом, отпуском, посещением друзей и родственников, деловыми целями, лечением и религиозным паломничеством. Для целей статистики международной миграции страной обычного проживания краткосрочных мигрантов в течение периода пребывания считается страна прибытия.

К внутренней миграции населения относится перемещение в пределах одной страны между административно-территориальными единицами. Различают миграцию сельского населения, городского, межгородскую миграцию и миграцию в сельской местности:

· «село – село» – миграция населения из одного сельского района в другой и состоит из перемещений торговцев, пастухов и сельскохозяйственных работников как на короткую, так и на длинную дистанцию. В странах с преобладанием сельского производства, таких как Индия, Таиланд и большинство стран Африки, этот вид миграции является доминирующим;

· «село – город» – миграция населения из сельских районов в города вследствие бедности, невысоких доходов сельского хозяйства, низкой продуктивности, роста населения, сокращения на производстве, неравного распределения земли, деградации окружающей среды и относительного недостатка экономических возможностей. Ожидается, что за следующие 20 лет городское население развивающегося мира увеличится почти на миллиард. Это основной тип миграции развивающегося мира на сегодняшний день;

· «город – город» – миграция населения из одного города в другой в основном в целях занятости. Это основная форма миграции в высокоурбанизированных странах (Северная Америка и Европа);

· «город – село» – миграция населения из города в село либо в целях нового поселения, либо в качестве возвращения мигрантов.

При изучении внутренней (внутриреспубликанской) миграции различают межобластную и внутриобластную, межрайонную и внутрирайонную миграции. С переездом людей из одних мест в другие по различным причинам на длительное время или бессрочно изменяется численность населения. Наряду с бессрочными и длительными переселениями имеют место сезонная и маятниковая миграции.

Важную роль играет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п.), а также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины. Следствием возросшего влияния последних стало значительное увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев в 90-х годах ХХ в. В современных условиях, когда многими странами приняты законы, регулирующие миграционные процессы, снимающие ограничения и гарантирующие право граждан на выезд за границу и въезд в страну, статистика миграции населения пополнилась новыми категориями: беженец, иммигрант, эмигрант, переселенец, репатриант (см. глоссарий).

По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самостоятельную), которая осуществляется силами и средствами самих
мигрантов. В зависимости от того, как предпринимаются перемещения людей (по собственному желанию и/или вопреки такому), миграция населения делится на добровольную и принудительную.

На процесс принятия решения о миграции влияют объективные (различные в уровне жизни населения разных территорий) и субъективные (психологические) факторы, когда индивиды оценивают целесообразность миграции и принимают личностные решения.

Объективные факторы миграции распределяются по 3 группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы, временные (регулируемые переменные) факторы, которые могут регулироваться косвенным воздействием.

В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, географические, фито- и зоогеографические и т.д. Высокие перепады температуры, заболоченность почвы, землетрясения, наводнения в большей мере способствуют оттоку населения.

Вторая группа включает в себя факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе
создание производственной и социальной инфраструктуры, половой, возрастной, этнический состав населения.

К третьей группе факторов текущего регулирования относятся увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменение в национальной политике и т.д. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы факторов наибольшее значение имеют условия жизни населения и его трудообеспеченность.

При изучении миграции населения ее нередко делят на разные социальные группы. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает
миграция рабочей силы. Она охватывает перемещение населения в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие учебная миграция подразумевает передвижения (главным образом молодежи) в связи с получением образования.

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения – обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального распределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции населения противоречивы. Она оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции населения людей. Кроме того, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и т.д.), тем самым миграция населения косвенно влияет на уровень жизни коренных жителей. Она может вызвать обезлюдение и экономический регресс в одних районах и чрезмерную концентрацию населения в других. Внешняя миграция населения нередко сопровождается дискриминацией иностранной рабочей силы, обусловливает усиление социальных конфликтов.
Государственное вмешательство в миграцию населения с помощью региональной и миграционной политики (особенно в области международной миграции населения, притоков в крупные города) не устраняет стихийности и имеющихся отрицательных последствий этого процесса.

Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковых масштабов и
интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции населения (по полу и возрасту и др.) на динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов. Долговременное влияние связано с ролью миграции населения в воспроизводстве населения. Поскольку в процесс миграции населения вовлекается население главным образом
трудоспособного возраста, особенно молодежь, население в районах значительного притока растет более быстрыми темпами, формируется возрастная структура, характеризующаяся высокой долей молодых возрастных групп. Наоборот, в районах с постоянным оттоком населения сокращаются темпы его прироста, нередко происходит абсолютное сокращение численности населения, в составе населения повышается доля лиц старших возрастных групп. Из-за различий в уровне подвижности мужчин и женщин возможна диспропорция в половом составе населения в районах выхода и вселения мигрантов.

Миграция населения оказывает большое влияние и на социальную структуру, размещение и расселение населения, этнический состав. Таким образом, детальное изучение миграции позволяет частично составить картину об экономическом, социальном, экологическом и инфраструктурном развитии того или иного региона.

 

 

Лекция 11ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: сформировать знания об образовании как факторе человеческого капитала нации в Казахстане.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, содержание образования, образование для всех.

Вопросы:

1. Образование в контексте концепции «человеческий капитал».

2. Содержание и основные направления стратегии «Образование для всех».

1 вопрос.

Признание определяющей роли образования в развитии общества и человека составило основу теории человеческого капитала, явившейся одновременно и теоретической предпосылкой возникновения, и важнейшей составной частью концепции человеческого развития.

Теория человеческого капитала – это принципиально, качественно новый взгляд на социальную функцию образования. В многочисленных же теориях образование рассматривалось либо как фактор повышения эффективности труда, либо как двигатель науки и технического прогресса, но в любом случае ему отводилась второстепенная, вспомогательная роль. По-настоящему же оценить образование помог обществу только взгляд на него как на капитал, причем капитал самый ценный и надежный.

С таким понятием мы встречаемся еще в XVIII в. В знаменитую эпоху Просвещения Вольтер, Руссо, Дидро и Гельвеций говорили о буквально божественной силе образования и науки в развитии общества. В более позднее время прагматичный Бенджамин Франклин высказал простую, как все гениальное, мысль: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет…».

Некоторые предпосылки концепции человеческого капитала были заложены в классической политэкономии, в марксизме, в других течениях мировой экономической мысли, однако в стройную и законченную теорию она оформилась только в XX в.

Принято считать, что в своем современном виде теория человеческого капитала была впервые систематически изложена в трудах двух американских экономистов, представителей «чикагской школы» Т. Шульца и Г. Беккера. Т. Шульц в 1960–1961 гг. опубликовал статьи «Формирование капитала образования» и «Инвестиции в человеческий капитал», в которых были сформулированы основополагающие принципы новой теории. Г. Беккер в 1964 г. издал фундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В дальнейшем оба ученых были удостоены за свои работы Нобелевской премии.

Научному и общественному признанию теории человеческого капитала способствовало включение в ее разработку выдающегося представителя экономической, управленческой и социологической мысли XX столетия Питера Друкера. Широкий научный и политический резонанс произвела его статья «Образовательная революция». В ней автор писал: «Образование – это сегодня единственный реальный капитал. Развитие народного образования есть самое важное средство создания капитала, а число образованных людей, качество их знаний и использование этих знаний – самый важный показатель способности страны производить богатство».

Теория человеческого капитала имела счастливую судьбу. Ее практическая ценность была очень быстро признана правительствами передовых стран. 60-е годы прошлого столетия стали временем взрывного роста инвестиций в образование, невиданного расширения масштабов, массовости и доступности образовательных услуг.

Поговорим теперь о ключевых пунктах теории человеческого капитала. Прежде всего, подчеркнем, что – это сугубо экономическое учение, стремящееся оперировать традиционными экономическими категориями, в том числе в рассмотрении институтов духовной, интеллектуальной направленности.

Человеческий капитал обладает признаками, характерными для любого другого вида капитала и, вместе с тем, имеет существенную специфику. Ведущий российский специалист по теории человеческого капитала С.А. Дятлов выделил следующие отличительные черты рассматриваемого нами явления.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а, во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Пополнение человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс происходит непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. При его формировании существует «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения совершенствуются, возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал наиболее выгодны как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества [3, с. 29–30].

Особо акцентируем внимание на том, что человеческий капитал – это одновременно капитал и индивидуальный, и общественный. Он оказывает определяющее влияние как на статус отдельного человека, так и на уровень развития всего общества.

До возникновения теории человеческого капитала образование рассматривалось в экономическом плане только как фактор формирования рабочей силы, подготовки и повышения квалификации кадров. Теория человеческого капитала впервые поставила вопрос об общей экономической отдаче образования. Авторы теории разработали ряд методик математических расчетов, устанавливающих зависимость образования и экономического роста.

Теория человеческого капитала сыграла выдающуюся роль в мировом образовательном прогрессе. Была доказана эффективность и особая выгодность вложения инвестиций в образование, несостоятельность «остаточного принципа» финансирования образовательной системы. Образование перестало пониматься, по крайней мере, в теории и декларируемой государственной политике как иждивенческая по отношению к производственной сфере область, как второстепенный объект общественного внимания. Однако выраженный «экономический уклон» теории человеческого капитала делал ее бессильной в объяснении неожиданно обнаруживавшихся противоречий и самых настоящих парадоксов во взаимоотношениях образования и экономического развития. К последним относится, например, так называемый «парадокс образовательной спирали». Он заключается в том, что чем сильнее падает экономическая ценность образования, чем больше безработица среди образованной рабочей силы, тем важнее становится обладание аттестатом, потому что лишь его наличие гарантирует получение хоть какой-то работы. То есть чем меньше экономическая ценность образования, тем выше спрос на него.

Проблемы в применении теории человеческого капитала существуют в транзитной экономике посттоталитарных стран. Выяснилось, в частности, что при переходе к новой социальной системе происходит обесценение накопленного человеческого капитала. Это приводит к нарушению зависимости заработной платы, а в более широком плане – социального статуса людей, от образования.

Впрочем, такой дисбаланс, не вписывающийся в теорию человеческого капитала, существовал и в советском обществе. Здесь он был связан с отсутствием рынка труда, наличием огромного числа ненужных обществу рабочих мест на предприятиях, работавших преимущественно «на склад», а также с сугубо идеологическим возвеличиванием рабочего класса.

Характерные для теории человеческого капитала попытки измерить и математически описать влияние образования на экономику приводили к формализации в оценке уровня образованности в тех или иных странах. За планкой измерений оказывались такие явления, как широко распространенная среди выпускников американских школ функциональная неграмотность, как «очередь за дипломом», а не реальное обучение в вузах бывшего СССР и как фактическая торговля дипломами вместо подготовки кадров многими частными вузами современного Казахстана.

В плоскости экономических подходов до сих пор не найдено эффективных способов измерения качества образования.

Главный же фактор ограниченности теории человеческого капитала состоял в том, что эта теория все меньше соответствовала логике развития и фундаментальным социальным целям постиндустриальной цивилизации. На повестку дня все больше выдвигались вопросы не только об узкоэкономической, но и о широкой социальной эффективности образования, о его самоценности для общества и человека, об образовании в контексте обеспечения прав человека. Ответом на новые тенденции и вызовы стал подход к образованию в контексте концепции человеческого развития. Как важнейший фактор человеческого развития образование призвано оказать определяющее или достаточно значительное влияние на решение целого комплекса экономических, политических, социальных и гуманитарных проблем, таких как достижение в каждой стране достойного современной цивилизации уровня и качества жизни населения, возможность справиться с бедностью, обеспечение эффективной занятости, снижение уровня социального неравенства и преодоление гендерного и этнического неравенства, уменьшение преступности, борьба с распространением ВИЧ/СПИДа, преодоление и профилактика политических и межэтнических конфликтов, обеспечение устойчивого развития, укрепление структур гражданского общества, соблюдение и эффективная реализация прав человека, создание условий для полной и всесторонней реализации возможностей личности.

Таким образом, рассматривая образование как важнейший человеческий (индивидуальный и общественный) капитал, концепция человеческого развития утверждает широкие и многоплановые социальные функции образования и отводит ему главную роль в решении фундаментальных проблем современного социума.

Первым проявлением образовательной революции явилась радикальная демократизация образования. Эта, безусловно, прогрессивная тенденция охватила новые индустриальные и, в определенной степени, развивающиеся страны.

2 вопрос.

В наиболее развитых государствах был поставлен вопрос о перерастании все более расширяющейся доступности высшего образования в его всеобщность.

В конце 50-х – начале 60-х годов родилась, а затем, чрезвычайно быстро набрала силу идея непрерывного образования. На Западе его более точно, на наш взгляд, называют «Lifelong Learning» – «обучение на протяжении всей жизни».

Суть непрерывного образования – не в повышении профессиональной мобильности в связи с быстрым старением знаний в условиях научно-технической революции (именно такой взгляд доминирует в советской и постсоветской литературе). Речь идет о самоценности образования.

В то же время образовательная революция, как и развернувшаяся ранее революция научно-техническая, крайне неравномерно затронула различные страны и регионы. Она еще больше углубила разрыв между развитыми и развивающимися странами. Если в первых реальными стали всеобщность высшего и поголовное непрерывное образование, то во многих из вторых все еще не снят с повестки дня вопрос о всеобщей грамотности.

Международное сообщество выработало стратегию решения этих проблем путем обеспечения должной данной роли образования в человеческом развитии. Это – стратегия «Образование для всех» (ОДВ). Ее основные принципы были сформулированы на организованной ООН в 1990 г. конференции в Джомтьене. Конференция приняла Всемирную декларацию об образовании для всех, в которой, исходя из Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, провозглашалось, что любой ребенок, юноша и взрослый обладает как человек правом на образование, удовлетворяющее его базовые образовательные потребности в самом высоком и полном смысле этого понятия, то есть на образование, дающее ему возможность научиться познавать, действовать, жить вместе с другими и существовать. Речь идет об образовании, направленном на раскрытие талантов, потенциала каждого человека и развитие личности обучающихся, с тем чтобы люди могли улучшать собственную жизнь и преобразовывать свои общества.

В апреле 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были подведены итоги десятилетия реализации стратегии ОДВ. Дакарский форум еще более усилил акцент на образование как важнейший компонент человеческого развития. В основном документе форума «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших обязательств» подчеркивается, что образование представляет собой одно из основных прав человека. Оно является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними и в силу этого служит
необходимым средством для эффективного участия в жизни обществ и в экономике XXI в., которые затронуты ускоренной глобализацией. Достижение целей ОДВ больше нельзя откладывать. Базовые образовательные
потребности всех могут и должны быть безотлагательно удовлетворены. Принципы, разработанные Джомтьенским и Дакарским форумами в области базового образования органически дополняются идеями и установками Всемирной конференции по высшему образованию, организованной ЮНЕСКО в Париже 5–9 октября 1998 г. Конференция рекомендовала правительствам всех стран сделать обеспечение доступности высшего образования и равных возможностей его получения ведущим направлением образовательной политики. Она прямо констатировала, что высшее образование должно взаимодействовать с «миром работы» (World of Work), а не приспосабливаться к нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.