Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая концепция марксизма




I

становление марксизма как специфической идеологии, теории и практики было тесно связано с социальной и интеллектуальной атмосфе­рой Европы XIX века. Учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) имеет общие черты с рядом как социологических, так и со­циалистических учений этого времени. Многие знаменитые современники Маркса и Энгельса (Ш. Фурье, О. Конт, Г. Спенсер и др.) не избежали со­блазна конструирования идеальных проектов устройства будущего обще­ства, так и не преодолели склонности к глобальным доктринам, охваты­вающим все стороны общественного бытия. Свои идеи в противополож­ность классическим утопиям они представляли как всесторонне обосно­ванное научное знание, способное открыть подлинные законы обществен­ного развития. В силу этого собственно социологические школы и направ­ления, зародившиеся в XIX веке, находились в оппозиции к официальной академической науке, явно тяготевшей в изучении вопросов общественной жизни к абстрактно-философским построениям. Очевидное стремление к по-зитивизации социального знания с очевидностью проступает и в марксизме.


Правда, в нем было и существенное отличие от позитивистско-социологи-ческих направлений, связанное общим отрицательным подходом к капитали­стическому обществу. Новое учение провозглашалось мировоззрением рево­люционного рабочего класса, политической программой насильственного преобразования общества.

В ранней социологии идеи ученого и идеолога тесно переплетались. А идеологи разделились на противоположные группировки в зависимости от своих классовых интересов и политических пристрастий, поэтому у со­циологов-теоретиков не было мира и единодушия: кто-то признавал со­циологию новой наукой об обществе, а кто-то крайне скептически отно­сился к этому, как к проявлению буржуазной идеологии.

Крайне негативно относясь к О. Конту, К. Маркс, например, никогда не называл себя социологом. Поэтому марксизм отличался не только от официальной социальной философии, но и от многих вновь зарождаю­щихся социологических школ своей подчеркнутой антибуржуазной на­правленностью. Основное отличие марксизма от других направлений со­циологической мысли XIX века было связано с решением вопроса об ис­торических судьбах западноевропейского общества. Реформаторские уси­лия Конта, Спенсера и других известных социологов XIX века были на­правлены на совершенствование существующей системы общественных отношений, Маркс и Энгельс же отвергали эту систему в целом. Для Мар­кса европейское общество представлялось старческим организмом, он не видел ресурсов его развития; назревшие противоречия капитализма, по мнению Маркса, не могли быть разрешены в рамках его собственного бы­тия. Отсюда известные предсказания скорой пролетарской революции, теоретическое обоснование краха капитализма, поиски путей перехода к новому, коммунистическому обществу. Ясно, что и вся теоретическая мо­дель общества корректировалась под эту перспективу; капитализм, по Марксу, надо было рассматривать только через призму его глобальной не­гативности, искать его «могильщика» и обнаруживать в закономерном хо­де истории признаки его скорой гибели. Это и определяло суть новой со­циологической парадигмы.

Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно оп­ределяемой как исторический материализм, стала идея материалистиче­ского понимания и объяснения истории. Данный тезис получил теоретиче­ское и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал», первый том которого вышел в свет в 1857 году. Для понима­ния социологических идей марксизма большое значение имеют также та­кие труды Маркса, как «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции» (1871); работы Энгельса:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.