Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление научными исследованиями




Любая научная проблема может быть разделена на ряд частных задач (тем), которые, в свою очередь, могут быть разделены на ряд более мелких, и т.д. Это обуславливает иерархическую структуру проведения исследования, направленного на решение поставленной проблемы. При этом каждая задача более высокого уровня играет роль проблемы по отношению к задаче более низкого уровня.

Решение больших научных проблем производится поэтапно. Каждый этап оформляется в виде научно-исследовательской темы, для которой может предусматриваться реализация результатов в материальном производстве. Специфика научных исследований не позволяет осуществлять жесткое планирование затрат времени и средств. Помимо чисто творческих затруднений, которые не всегда можно предвидеть, имеется еще ряд мешающих факторов – аварии, плохая работа исполнителей, трудности с кадрами, материально-техническим снабжением и др. Именно поэтому необходимо оперативное управление исследованиями. В его функции входят сбор и обработка информации о ходе научного исследования, ввод соответствующих корректив, уточнение промежуточных целей, перераспределение материальных и трудовых ресурсов.

В коллективе, решающем какую-либо научную проблему в целом, имеются подразделения, решающие ее отдельные задачи. Следовательно, структура данного коллектива должна обладать такой же иерархией и таким же количеством уровней, как и структура самого исследования. Соответствующую структуру должны иметь и органы управления исследованием.

На практике коллективами, проводящими научные исследования, являются формальные образования различной сложности (ведомства, институты, лаборатории и т.д.). При этом полного соответствия структуры коллектива, проводящего исследование, и структуры исследования никогда не бывает, поскольку какую-нибудь частную задачу могут решать несколько коллективов (даже различных ведомств) или один коллектив может решать несколько частных задач, а иногда параллельно работать над другой проблемой. Поэтому структура научных исследований определяет лишь структуру неформализованного коллектива, фактически проводящего данное исследование, в котором подчиненность одной структурной единицы другой понимается в смысле подчинения, вытекающего из логики научного исследования, а оперативное управление исследованиями осуществляется на уровне координационных, научных и научно-технических советов.

Исторически сложилось четыре уровня управления научными исследованиями.

Общегосударственный уровень управления является высшим. На нем определяются общие цели развития науки в стране на длительный период – 10-20 и более лет. Управление осуществляется Кабинетом Министров Украины, Государственным комитетом Украины по науке и технике, Академией наук Украины.

На межотраслевом уровне необходимо управление большими исследованиями, которые ведутся учреждениями нескольких министерств и ведомств. Координация и управление на этом уровне возложены, прежде всего, на Госкомитете Украины по науке и технике, а также в определенной мере на АН Украины.

Отраслевой уровень управления предназначен для исследований в пределах одного министерства (ведомства).

Кроме того, производится управление на уровне научных учреждений, исследующих отдельные научные проблемы. К таким учреждениям относятся различные научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, подразделения вузов и др.

Академия наук Украины – это высшее научное учреждение Украины, объединяющее в качестве своих членов наиболее выдающихся ученых страны и подчиняющееся непосредственно Кабинету Министров Украины. Основные задачи: развитие фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук; проведение перспективных научных исследований, непосредственно связанных с развитием производства; выявление принципиально новых возможностей технического прогресса и содействие наиболее полному использованию научных достижений в практике. АН Украины осуществляет общее научное руководство исследованиями по важнейшим проблемам естественных и общественных наук в стране.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (НТИ)

 

Под научно-техническим исследованием понимают научное исследование, проводимое в области техники. Под техникой подразумеваются объекты, которые ранее не существовали в природе, а были созданы человеком для удовлетворения его потребностей.

Научно-техническое исследование направлено на создание или усовершенствование технических объектов. Технические объекты в зависимости от степени новизны подразделяются:

- на принципиально новую технику, в которой новым, нетрадиционным является принцип действия технического устройства или применяемый технологический процесс;

- новую технику, использующую известный принцип действия, но на принципиально новой элементной, энергетической или информационной основе;

- технику текущего уровня, которая отличается от существующей вследствие непринципиального улучшения конструкции, технологии, облегчения условий труда и т.д.

Цели научно-технического исследования:

- создание или проверка теории о работе объекта исследования (системы, машины, процесса);

- проверка первоначальной гипотезы о функционировании исследуемого объекта;

- получение исходной информации, необходимой для разработки нетрадиционных (или новых) технических устройств или технологических процессов;

- сбор информации о работе существующих технических устройств или технологических процессов, которая используется для улучшения их функционирования (определение оптимальных режимов, обнаружение недостатков в работе);

- создание измерительных приборов для получения необходимой информации о работе технического устройства или о протекании технологического процесса.

В зависимости от целей НТИ могут быть отнесены к одному из двух больших классов:

- поисковые исследования;

- разработки.

Поисковые исследования проводятся для достижения далеких целей. Они необходимы для разработки новых теорий, гипотез, определения эмпирических законов, являющихся основополагающими при создании новых технических устройств и технологических процессов. Разработки – это область исследований, преобразующая результаты прикладных наук в конкретные технологические процессы, конструкции, материалы и т.п.

По наличию предварительной информации о работе объекта можно выделить два класса НТИ:

1. Исследования объектов, работа которых достаточно хорошо известна: разработана теория, удовлетворительно описывающая работу объекта, создана абстрактная (математическая) модель, имеются результаты изучения аналогичных объектов. Цель таких исследований – получить характеристики объекта или числовые значения коэффициентов теоретически найденных зависимостей, описывающих функционирование объекта.

2. Исследование объектов, о работе которых ничего или почти ничего не известно.

По степени важности для народного хозяйства НТИ разделяются: на важнейшие, выполняемые по Государственному плану развития народного хозяйства Украины; отраслевые, осуществляемые по заданию министерств и ведомств; инициативные, выполняемые по плану НТИ организаций.

По длительности разработки различают долгосрочные исследования, осуществляемые в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

В зависимости от источника финансирования выделяют госбюджетные исследования, финансируемые из средств государственного бюджета, и хоздоговорные, которые финансируются в соответствии с договорами, заключенными между организациями - заказчиками и научно-исследовательскими подразделениями.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.