Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции бюджета




Экономическая сущность и содержание бюджета

Считается, что слово «бюджет» произошло от древнефранцузского bugett, что в переводе означает кожаная сумка, мешок. Как экономический и финансовый термин понятие «бюджет» впервые стало распространяться в Англии (англ. budget — портфель, чемодан). Когда парламент Англии в 16-17 вв. утверждал субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Однако появление бюджета в его современных формах относят к началу 19 в.

Возникновение и развитие государственного бюджета неразрывно связано с появлением и становлением государства. Государству необходим денежный фонд для выполнения своих функций. Переход от единоличного распределения доходов государства монархом к обсуждению и утверждению их распределения государственными властями привел к составлению сметы доходов и расходов государства. Под бюджетом стали понимать роспись государственных доходов и расходов.

Современное российское законодательство дает следующее определение бюджета (ст.6 Бюджетного кодекса РФ):


Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Анализ учебной и научной литературы свидетельствует, что бюджет представляет собой сложное, многогранное явление и должен рассматриваться с нескольких сторон:

Содержание бюджета как экономической категории сводится к тому, что бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны.

Сфера действия бюджетных отношений уже, чем финансовых, однако при этом бюджет можно назвать одним из основных элементов финансовой системы, так как все другие звенья в большей или меньшей мере связаны с ним определенными экономическими отношениями.

Бюджет как план. Существенный признак бюджета — его плановость.Бюджет — это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента, разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придают бюджету характер политического документа.

Таким образом, с юридической (правовой) точки зрения бюджет – это финансовый план, принимаемый в форме закона по особой процедуре представительными органами власти.

Бюджет — план, но не основной финансовый план государства, каковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства — сводный финансовый баланс, который отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также направления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.

В рамках реализации реформы бюджетного процесса с 1 января 2008 года в РФ осуществляется переход к среднесрочному финансовому планированию, т.е. бюджеты формируются на трехлетний период – очередной финансовый год и плановый период в целях сохранения преемственности и стабильности проводимой бюджетной политики.

Бюджет как фонд. В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств, который и получил название «бюджет», т.е. бюджет как фонд денежных средств является материально-вещественным воплощением бюджетных отношений. Бюджет формируется путем поступления в этот фонд определенных доходов, которые затем расходуются на конкретные цели.

Сущность бюджета проявляется в его функциях. Вопрос о функциях бюджета также является дискуссионным. В учебной литературе можно насчитать более пятнадцати функций бюджета. Наиболее часто упоминаются распределительная, контрольная, информационная, регулирующая, стимулирующая и другие.

С помощью распределительной функции осуществляется аккумуляция в бюджете части продукта, созданного в обществе и распределение бюджетных средств между территориями страны, отраслями хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами, социальными группами. Таким образом, основными инструментами, с помощью которых осуществляется процесс бюджетного распределения, являются налоги и расходы бюджета на приоритетные направления развития.

Контрольная функция бюджета неотделима от распределительной. Процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, в то же время объектом финансового контроля являются именно распределительные отношения в обществе. Контрольная функция бюджета позволяет количественно оценить эффективность использования бюджетных средств в частности и всех финансовых ресурсов в целом, так как именно бюджет и его состояние является одним из главных критериев состояния не только финансовой системы страны, но и всей экономики в целом. Планирование бюджетных показателей осуществляется на основе планов-прогнозов социально-экономического развития страны, поэтому невыполнение бюджета свидетельствует о невыполнении других экономических и производственных показателей в целом по стране.

Бюджет принимается как закон, что позволяет контролировать действия исполнительной власти. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

Бюджетный контроль осуществляется в различных формах со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль, т.к. подчинена законодательным органам власти; административный контроль осуществляют исполнительные органы власти – Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное Казначейство и др.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.