Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов




Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов неоднозначна - она зависит от этапа развития общества (резко усилилась со второй половины двадцатого века); от преобладания той или иной концепции государственного регулирования; типа финансовой системы общества и т.д.

В экономической науке существуют две противоположные точки зрения на роль государства в целом, и бюджета в частности, в регулировании экономики. Представители классического направления (основоположник – А.Смит) считали, что государство не должно вмешиваться в экономику («всем должна управлять невидимая рука рынка»), расходы бюджета должны быть минимальными, в связи с чем, не требуется усиливать налоговое бремя. Главное при таком подходе - развитие рынка, предпринимательства, свободной конкуренции, инвестиционной активности. Налоги должны быть минимальными, причем это должны быть косвенные налоги, т.е. налоги на товары и услуги, а не на доходы. Сторонники данной теории считали, что основную роль в перераспределении доходов должен играть не бюджет и налоги, а другие институты (банки, страховые компании, инвестиционные фонды). Такое рыночное перерспределение более эффективно, нежели государственное, так как у предпринимателей и граждан остается в распоряжении больше ресурсов; они сами определяют направления их вложения, что ведет к:

- улучшению финансового состояния предприятий;

- обновлению материально-технической базы;

- активизации инновационной деятельности;

- повышению инвестиционной активности ФЮЛ;

- развитию банковской, страховой сферы, рынка ценных бумаг;

- увеличению сбережений и накоплений;

- повышению платежеспособного спроса;

- экономическому росту в целом.

Представители другой теории – регулирующей (основоположник – Дж. Кейнс) считали, что государство не должно самоустраняться в процессе регулирования социально-экономических процессов; особенно его роль должна усиливаться во время кризиса, когда необходимо увеличивать расходы бюджета на антикризисные меры (и, в первую очередь, на поддержание занятости населения). При таком подходе налоговое бремя усиливается, причем преобладают налоги на доходы, использующие прогрессивные ставки. Такая система направлена на ограничение уровня сбережений и бюджетное перераспределение доходов с целью поддержать определенные отрасли и социальные группы.

В настоящее время в развитых странах наблюдается конвергенция двух этих моделей.

Роль бюджета в регулировании экономики также зависит от того, к какому типу относится финансовая система той или иной страны. Специалисты выделяют 3 основных типа финансовых систем общества, определяемых тем или иным способом перераспределения.

1. Банковский тип финансовой системы общества – распределение финансовых ресурсов в экономике осуществляется в основном через банковскую систему (З. Европы);

2. Рыночный тип финансовой системы общества – распределение доходов осуществляется в основном с помощью рынка ценных бумаг (США);

3. Бюджетный тип финансовой системы общества – распределение доходов осуществляется в основном через бюджетную систему с помощью налогов (Швеция, Норвегия). В данных странах отмечается очень высокий уровень налогообложения (в отдельных сверхприбыльных сферах – до 70% дохода; используются прогрессивные ставки), однако и степень расслоения общества по доходам здесь самая низкая, высокий уровень социальной защиты населения (известно выражение – «Шведская модель социализма», а Норвегия несколько лет подряд занимает первое место как страна с самым высоким качеством жизни)

Считается, что Россия также относится к бюджетному типу финансовой системы общества, однако это обусловлено не столько высоким уровнем налогообложения, сколько изначально низким уровнем доходов большей части ФЮЛ, поэтому значительная часть ресурсов перераспределяется через бюджет с помощью налогов, что ограничивает инвестиционную активность и развитие других институтов перераспределения (банков, страховых компаний, рынка ценных бумаг).

В целом роль бюджета в решении социально-экономических задач сегодня весьма велика. Бюджет представляет собой мощный регулятор макроэкономики, который влияет на уровень процентных ставок и занятость населения, темпы экономического роста, объем инвестиций, объем денежной массы и темпы инфляции. Путем изменения структуры и уровня государственных расходов и налогообложения правительство может воздействовать на объем совокупного спроса и предложения. Бюджет используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, для подъема отстающих в экономическом развитии регионов и отраслей.

 

Тема 3. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации

 

План лекции:

1. Понятие и типы бюджетного устройства

2. Бюджетная система РФ, ее структура и принципы построения

3. Эволюция бюджетной системы РФ

4. Основные направления бюджетного реформирования

5. Бюджетное право и его источники

6. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

7. Межбюджетные отношения: понятие, принципы, формы

 

1. Понятие и типы бюджетного устройства

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетное устройство зависит от государственного устройства страны. Различают следующие основные типы государственного устройства:

1) Унитарное – единое, неделимое. В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуп­равления.

Большинство современных государств являются унитарными и, следовательно, имеют двухуровневую бюджетную систему.

2) Федеративное - союзноегосударство, состоящее из отдельных государственных образований. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:

- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

- бюджеты членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);

- местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.