Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный бюджет: понятие, значение, особенности формирования доходной и расходной части




Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет формируется в целях финансового обеспечения общегосударственных мероприятий. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Доходы федерального бюджета можно структурировать следующим образом ( вст. 50-51 БК РФ отражен полный перечень доходов):

1. Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 % (т.е. 2 % из 20%);

- налог на добавленную стоимость - по нормативу 100 % (т.е. 18%);

- акцизы (на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%; на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - 100%; на спиртосодержащую продукцию - 50%; на табачную продукцию - 100%; на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла - 40%; на автомобили легковые и мотоциклы - 100%; по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, - 100 %);

- налог на добычу полезных ископаемых (в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%; в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 95%; полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - 40% и др.) и т.д.

2. Неналоговые доходы формируются за счет:

- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ;

- доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ;

- таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;

- прибыли Центрального банка РФ и т.д.

Основная часть доходов федерального бюджета формируется за счет налогов (более 60 %) – прежде всего, это косвенные налоги (НДС, акцизы), а также налоги на добычу полезных ископаемых.

С 2005 года структура доходов федерального бюджета изменилась – вырос удельный вес неналоговых доходов, однако это связано не с более эффективным использованием федеральной собственности, а с тем, что в состав неналоговых доходов стали включаться таможенные пошлины и сборы. Сложившаяся структура доходов федерального бюджета свидетельствует о высокой степени зависимости доходов страны от экспорта сырья; в этой связи с 2007 года введен раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета.

С 2001 по 2008 год доходы федерального бюджета превышали расходы, т.е. федеральный бюджет формировался с профицитом, что связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на сырье, а также с политикой ограничения расходов в рамках борьбы с инфляцией. Это позволило сформировать сначала Стабилизационный фонд (2004-2008 гг.), а затем с 01.02.2008г. и Резервный фонд (предназначен для восполнения доходов бюджета, выпадающих в случае серьезного снижения мировых цен на энергоносители) и Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений). С 2009 года в связи с финансовым кризисом федеральный бюджет принимается с дефицитом.

Расходы федерального бюджета обеспечивают финансирование мероприятий по реализации компетенции РФ и издержек, связанных с содержанием федеральной собственности. Расходы формируются на основе реестра (перечня) расходных обязательств РФ.

В рамках реформирования бюджетного процесса с 2005 года в РФ вводится понятие расходных обязательств. До 2005 года предусматривалось совместное финансирование отдельных видов расходов за счет бюджетов различных уровней, что сопровождалось перекладыванием ответственности с одного уровня на другой. Введение механизма расходных обязательств позволяет более четко определить границы финансовой ответственности каждого уровня власти за достижение конечных результатов совместных программ.

В соответствии с БК РФ расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства РФ возникают в результате:

- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ №184 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- заключения РФ или от имени РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ №184 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ и т.д.

В структуре расходов федерального бюджета наибольший удельный вес составляют межбюджетные трансферты (более 30%), т.е. финансовая помощь регионам, что свидетельствует о высокой степени их зависимости от центра. Далее по удельному весу в 2005-2007 гг. следовали расходы на общегосударственные вопросы (около 15%), национальную оборону (около 15%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (более 10%). Однако, начиная с 2008 года (трехлетний федеральный бюджет 2008-2010 гг), структура расходов изменяется: 35,9% составляют межбюджетные трансферты, 12,2% занимают общегосударственные вопросы; возрастает удельный вес расходов на национальную экономику (в 2008 г. – 10,3%).

Приоритетные направления расходов федерального бюджета 2008-2010

- повышение пенсий, заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащим;

- продолжение реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье»;

- поддержка сельского хозяйства;

- финансирование демографических программ;

- рост расходов на науку и др.

Доходы бюджета в 2011 году были запланированы в размере 8,844 триллиона рублей (17,6% ВВП), расходы бюджета в 2011 году были утверждены на уровне 10,658 триллиона рублей (21,2% ВВП). Таким образом, дефицит составит 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП). Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же на 70-80 процентов он будет финансироваться за счет государственных заимствований. В ближайшие 3 года (2011-2013) приоритетными для страны станут расходы на социальную политику и национальную оборону.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.