Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование системы управления бюджетами




Начиная с 90-х годов и по настоящее время в Российской Федерации осуществляется целый ряд бюджетных реформ, которые можно разделить на следующие основные направления реформирования (см. рис. 4.3.).

 

 


Рис. 4.3. Бюджетирование, ориентированное на результат – новая модель управления бюджетами

 

1.Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) - как новой модели управления бюджетами

Модель управления результатами подразумевает такое планирование деятельности органов публичной власти, целью которого должно быть достижение конкретных и измеримых социально значимых результатов. Модель управления результатами реализуется с помощью методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Бюджетирование, ориентированное на результат – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Метод БОР на протяжении последних нескольких десятилетий внедряется и с успехом используется в странах Британского Содружества, США, Швеции, Нидерландах, других странах, а также в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, включая Балтию и СНГ.

Суть БОР – переход от планирования затрат и контроля за их целевым использованием средств к эффективному управлению бюджетными затратами и их результатами.

Суть БОР можно рассмотреть, используя следующую схему (рис.4.4.)

Рис. 4.4. Этапы предоставления бюджетной услуги

 

К основным типам индикаторов относятся следующие категории.

Затраты – ресурсы, необходимые для предоставления бюджетной услуги (например, средства, затраченные на ремонт дороги)

Результаты – объем предоставленных услуг (длина отремонтированных дорог).

Социально-экономический (общественный) эффект – показатель общественной выгоды от затраченных ресурсов (снижение количества ДТП на отремонтированных участках дорог).

БОР пришло из частного бизнеса. Ведь в бизнесе всегда четко стоит вопрос прежде, чем тратить деньги – на ЧТО тратить и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Однако в бизнесе проще с определением цели – это прибыль, а в бюджетной сфере эффективность результата не всегда измеряется прибылью. Таким образом измерять общественно-значимые результаты очень трудно, но делать это необходимо.

На современном этапе в РФ идет формирование системы общественно-значимых результатов для всех ведомств и уровней власти.

В целях создания действенной системы количественных показателей деятельности субъектов бюджетного планирования (СБП) целесообразно при проведении оценки эффективности бюджетных расходов разделить результаты функционирования СБП на прямые (непосредственные) и конечные.

Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.

Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).

Наиболее обоснованная с теоретической точки зрения оценка бюджетной эффективности для Российской Федерации была осуществлена в 2007 году специалистами МВФ применительно к расходам на здравоохранение, образование и социальную политику. Показатели результативности включали, соответственно:

- в области здравоохранения: количество больничных коек и врачей на 10 тысяч населения, детскую смертность до 1 года на миллион рождений и среднюю продолжительность жизни;

- в области образования: охват детей и молодежи учреждениями дошкольного, среднего и среднего профессионального образования и количество учащихся на 1 преподавателя;

- в области социального обеспечения: процент бедного населения, определяемый по специфическим для каждой страны критериям и коэффициент Джини, характеризующий неравномерность распределения доходов.

Затраты представляли собой отношение соответствующих расходов консолидированных бюджетов к ВВП (Белов А.В. Что может дать регионам России повышение эффективности социальных расходов? // Финансы, № 12, 2008, с.19-21).

2. Среднесрочное финансовое планирование – начинаяс 2008г. бюджеты планируются не на 1 год, а на 3 года, исходя из принципа так называемой «скользящей трехлетки». На рис. 4.5. показаны отличия краткосрочного и среднесрочного планирования.

 

Существовавший порядок определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год   Среднесрочное планирование
  • переход к многолетнему (среднесрочному) планированию;
  • последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов
  бюджет бюджет план
  бюджет   бюджет план
бюджет   бюджет план
Т Т+1 Т+2 Т+3 Т Т+1 Т+2 Т+3
                 

 

Рис.4.5. Схема совершенствования среднесрочного финансового планирования

 

Преимущества среднесрочного планирования:

1. Увеличивается определенность в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств;

2. Обеспечивается преемственность бюджетных показателей;

3.Улучшается общественное понимание проводимой бюджетно-налоговой политики.

С 1 января 2008 года на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию.

На федеральном уровне – федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов формируются на 3 года – очередной финансовый год и плановый период. Впервые в российской практике бюджетного планирования федеральный бюджет был утвержден на 3-хлетний период еще в 2007 году ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24. 06.2007г. В связи с финансовым кризисом и общей нестабильностью на мировых рынках, в ФЗ о федеральном бюджете на 2009 год, который тоже был принят вначале как трехлетний, внесли поправки, таким образом, бюджеты 2009 и 2010 года были приняты на 1 год вместо 3, поэтому основной особенностью федерального бюджета на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов является то, что это первый трехлетний бюджет после того, как практика разработки трехлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом.

На региональном и муниципальном уровнях: регионы и муниципалитеты могут выбрать один из вариантов формирования своего бюджета:

1. Разработать бюджет на три года (очередной финансовый год и плановый период)

2. Разработать бюджет на 1 год (очередной финансовый год), а также разработать среднесрочный финансовый план (на 3 года)

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) представляет собой документ, содержащий основные параметры регионального (местного) бюджета. Он разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период.

Отличия второго варианта от первого: и разрабатывают, и утверждают такой план органы исполнительной власти, а не представительной власти, которые утверждают в виде закона в таком случае лишь бюджетные показатели на 1 год, а не на 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.