Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления бюджетной политики на современном этапе




Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики и социальной политики государства, именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка, бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство.

Приоритеты бюджетной политики определяются различными факторами, такими, как этап развития общества, господствующими концепциями финансовой политики, политикой правящих партий, традициями и особенностями менталитета той или иной страны и т.д.

Так, например, скандинавские страны приоритетами своей бюджетной политики традиционно определяют расходы на социальную сферу, а США – внешнюю политику и военные расходы (финансирование расходов министерства обороны США до 30 сентября 2011 года составит 672 миллиарда долларов, из которых 158 миллиардов будут потрачены на проведение военных операций в Ираке и Афганистане; на покупку, модернизацию и создание новых видов вооружения Пентагон получил в 2011 году 514 миллиардов долларов).

Рассмотрим, как изменялись приоритеты бюджетной политики Российской Федерации. В таблице 4.3. отражены основные приоритеты бюджетной политики, позволяющие дать то или иное название бюджетам за различные годы в зависимости от содержания тех или иных приоритетов.

Таблица 4.3.

Основные приоритеты бюджетной политики Российской Федерации

Годы Приоритеты Название бюджетов
     
Федеральный бюджет РФ 2005 г. Увеличение расходов на национальную оборону и национальную безопасность «Военный бюджет»
Федеральный бюджет РФ 2006 г. Повышение благосостояния населения, сокращение бедности, обеспечение качества и доступности услуг «Бюджет развития»
Федеральный бюджет РФ 2007 г. Повышение качества жизни населения, преодоление бедности, поддержка высоких темпов экономики, снижение инфляции «Бюджет инвестиций в человеческий капитал»
Федеральный бюджет РФ на 2008-2010 г. Содействие социальному и экономическому развитию РФ при безусловном учете эффективности и результативности бюджетных расходов «Бюджет диверсификации экономики»
Федеральный бюджет РФ на 2011-2013г. Модернизации российской экономики после кризиса «Посткризисный бюджет»

 

 

Рассмотрим более подробно основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2011-2013 годы, анализируя расходы федерального бюджета.

Особенность федерального бюджета на 2011-2013 гг. заключается в том, что это - первый трёхлетний бюджет после того, как практика разработки трёхлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Правительство снова приступило к постоянной плановой работе по модернизации экономики, в связи с чем, этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса. Модернизация будет базироваться на экономическом росте, на новых факторах, связанных в основном не с экспортом нефти и газа, а с постепенным освобождением от сырьевой зависимости.

В принципах формирования Федерального бюджета на 2011-2013 гг. было решено три основных задачи: - гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны; - продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры; - сохранить макроэкономическую стабильность.

Бюджетные деньги будут потрачены на: социальную политику (2951,8 млрд. руб.); национальную экономику (1702,3 млрд. руб.); национальную безопасность и правоохранительную деятельность (819,8 млрд. руб.); национальную оборону (793 млрд. руб.); общегосударственные вопросы (777,6 млрд. руб.); образование (495,8 млрд. руб.); здравоохранение – (453,8 млрд. руб.); жилищно-коммунальное хозяйство (196,4 млрд. руб.); культуру и кинематографию (81,9 млрд. руб.); средства массовой информации (61,1 млрд. руб.); физическую культуру и спорт (42,4 млрд. руб.) и др.

Таким образом, безусловное исполнение социальных обязательств государства и финансирование программ, связанных с модернизацией экономики и развитием высоких технологий, — это магистральные направления расходной части бюджета.

На социальные расходы будет направлен каждый третий государственный рубль: будут повышены пенсии на 8%, проиндексировано пособие при рождении ребенка, которое с 1 января 2011 года составит 11,7 тыс. руб.; размер материнского капитала вырастет до 365,7 тыс. руб.; увеличится довольствие военнослужащим, денежное содержание судей, студенческие стипендии.

Существенно усилены программы модернизации: это — программы, которые финансируют основные отрасли нашей экономики от космоса и авиации, новой технологической базы развития науки и образования до новых направлений, которые связаны с такими программами, как «Сколково», усиление фондов поддержки инноваций, венчурного фонда, нанотехнологий и др.

Информация, представленная в таблице 4.3., свидетельствует о том, что приоритеты бюджетной политики часто меняются, и это неудивительно, так как это свидетельствует об активном развитии. Однако если раньше цели бюджетной политики практически каждый год изменялись и при этом не всегда достигались, то теперь, в связи с переходом к среднесрочному планированию бюджетов на 3 года, есть шанс, что цели и приоритеты бюджетной политики будут последовательно реализованы.

 


Тема 5. Бюджетная классификация

План лекции:

1. Сущность и назначение бюджетной классификации

2. Классификация доходов бюджетов

3. Классификация расходов бюджетов

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

5. Классификация операций сектора государственного управления

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.