КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы бюджета: понятие, значение, виды
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Классификация расходов бюджетов Классификация доходов бюджетов Сущность и назначение бюджетной классификации Рациональное и эффективное управление государственными и муниципальными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности бюджетных отношений подтверждают необходимость использования единой законодательно утвержденной системы учета финансовых потоков. Предоставление прозрачной и достоверной информации облегчит контроль со стороны общества за результативностью деятельности субъектов власти, повысит их ответственность за принятые управленческие решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (ст.18 БК РФ). Научно построенная бюджетная классификация позволяет последовательно проводить экономическую и финансовую политику государства, эффективно управляя государственными и муниципальными финансами. Бюджетная классификация обусловлена потребностями: - прогнозирования, планирования, формирования и исполнения бюджетов; - ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; - осуществления государственного финансового контроля за полным и своевременным поступлением налоговых и других обязательных платежей по категориям плательщиков, а также целевым и адресным использованием средств; - проведения экономического анализа состояния государственных и муниципальных финансов и качества управления ими; - кодирования показателей бюджетов и отчетности при внедрении информационных технологий. С 1 января 2005 г. функционирует принципиально новая бюджетная классификация, разработанная в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. Рассматриваемая бюджетная классификация направлена на: 1) переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств; 2) приведение структуры функциональной классификации в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и местного самоуправления; 3) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов. Бюджетная классификация призвана стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки, предоставления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности. Особенностью бюджетной классификации, действующей с 1 января 2005г., является система кодировки доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Для классификации указанных операций используется 20-значный код (ранее применялся 7-значный код). Код бюджетной классификации (за исключением кода экономической классификации) включен в состав номера счета бухгалтерского учета как бюджетных учреждений, так и органов, организующих исполнение бюджетов РФ, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса. На рис.5.1. представлена структура кода бюджетной классификации.
Рис.5.1. Структура кода бюджетной классификации
Код бюджетной классификации – это агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов системы РФ. В связи с реформированием бюджетного процесса, в бюджетную классификацию были внесены изменения, вступившие в действие с 1 января 2008 г. Правовой базой функционирования действующей бюджетной классификации РФ являются: глава 4 Бюджетного Кодекса РФ, Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 24 августа 2007 г. Вместо восьми классификаций теперь установлены только четыре. В таблице 5.1. приведена структура бюджетной классификации РФ, действовавшая в период 2005-2007 гг. и действующая с 2008 г. Таблица 5.1. Структура бюджетной классификации РФ
С 2008 г. существенно изменен принцип формирования кодов доходов и расходов бюджетной классификации РФ. Классификация доходов бюджетов РФ состоит из 20 разрядов и включает в себя коды:
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: 1) кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Администраторы доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (орган муниципальной власти). Основными полномочиями администратора доходов являются: - осуществление, начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пени и штрафы по ним; - осуществление взысканий задолженности по платежам в бюджет; - принятие решения о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет; - принятие решения о зачете платежей в бюджет. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются: 1)налоговые и неналоговые доходы: - налоги на прибыль, доходы; - налоги и взносы на социальные нужды; - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; - налоги на товары, ввозимые на территории Российской Федерации; - налоги на совокупный доход; - налоги на имущество; - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; - государственная пошлина; - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - платежи при пользовании природными ресурсами; - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; - доходы от продажи материальных и нематериальных активов; - административные платежи и сборы; - штрафы, санкции, возмещение ущерба; - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; - прочие неналоговые доходы; 2) безвозмездные поступления: - безвозмездные поступления от нерезидентов; - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; - безвозмездные поступления от негосударственных организаций; - безвозмездные поступления от наднациональных организаций; - прочие безвозмездные поступления. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются: 1) федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации; 3) бюджеты муниципальных районов; 4) бюджеты городских округов; 5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) бюджеты городских и сельских поселений; 7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; 10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач. Классификация состоит из четырех уровней. Первый уровень классификации - разделы - отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов:
Вторым уровнем функциональной классификации являются более 80 подразделов, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Целевые статьи образуют третий уровень классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации. В рамках целевых статей и видов расходов выделяются расходы на реализацию целевых программ или непрограммной части. Виды расходов, образуя четвертый уровень классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих кодов:
Код классификации расходов бюджетов состоит из: 1) кода главного распорядителя б юджетных средств; 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные Бюджетным кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.
Классификация источников финансирования бюджетов РФ включает в себя коды:
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: 1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления внебюджетными фондами, иная организация, имеющая право в соответствии с Бюджетным кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. Перечень администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете. Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на две группы в зависимости от вида валюты, в которой они выражены. Подгруппы детализируют группы источников финансирования дефицитов бюджетов по видам: ценные бумаги, кредиты, бюджетные кредиты и т. д.
5. Классификация операций сектора государственного управления В рамках классификации операций сектора государственного управления все операции подразделяются на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Включение информации об этих операциях в единый план счетов бюджетного учета позволяет оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики. Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами операций сектора государственного управления являются: 100 Доходы; 200 Расходы; 300 Поступление нефинансовых активов; 400 Выбытие нефинансовых активов; 500 Поступление финансовых активов; 600 Выбытие финансовых активов; 700 Увеличение обязательств; 800 Уменьшение обязательств. Дальнейшая детализация КОСГУ производится по статьям и подстатьям. Введение КОСГУ позволяет классифицировать движение денежных средств, активов и обязательств сектора государственного управления, а также применять метод начислений в бухгалтерском учете в бюджетной сфере. Переориентация бюджетного процесса на достижение конечных результатов, возможно, потребует дальнейшего совершенствования бюджетной классификации, приведения ее структуры и содержания, а также бюджетного учета в соответствии с целями и задачами бюджетно-налоговых реформ.
Тема 6. Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета. Организация и планирование налогов и неналоговых платежей План лекции: 1. Доходы бюджета: понятие, значение, виды 2. Методология планирования доходов бюджета
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ). В соответствии с БК РФ выделяется 3 вида доходов бюджета: 1. налоговые; 2. неналоговые; 3. безвозмездные поступления (были выведены из состава неналоговых доходов в соответствии с ФЗ от 20.08.2004г.)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |