Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсионная реформа в РФ




Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации

Модели пенсионных систем

До 2002 года отечественная пенсионная система была распределительной: будущие пенсионеры обеспечивали выплату пенсий тем, кто уже достиг пенсионного возраста, в соответствии с так называемым принципом солидарности поколений. В условиях, когда снижается доля трудоспособного населения, распределительная система оказывается несостоятельной, что обусловило необходимость реформирования существовавшей до 2002г. пенсионной системы. Распределительная система может эффективно функционировать при соотношении работающих и неработающих граждан – 10:1, а в настоящее время в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих граждан.

С 2002 года в России была введена распределительно-накопительная пенсионная система. В условиях этой системы пенсия делится на три части:

- базовая часть пенсии (обеспечивается государством);

- страховая часть (виртуальные деньги, которые зарабатывает гражданин, а выплачивать будет государство);

- накопительная часть (реальные деньги на личном счете, чем можно управлять по своему желанию).

Государство может выплачивать достойные пенсии своим гражданам только в том случае, если его пенсионная система стоит на «трех столпах»:

- государственном обеспечении;

- обязательной накопительной системе;

- добровольных индивидуальных накоплениях.

Во всех странах они комбинируются по-разному, и от этого зависит эффективность пенсионной системы. Так, до кризиса коэффициент замещения в Германии составлял 77%, а в Ирландии он был самым высоким - 108%.

Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка — показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты.

В России среднее соотношение пенсии к зарплате составляло 23% в 2007 г., 24% в 2008 г., 35% в 2010 г. (в странах ЕС — около 50%, в среднем по ОЭСР — 56-57%; 40% - считается пороговым значением в мировой практике).

В некоторых странах, например в Италии и Франции, активно используется распределительная система - в этом случае до 60% средств от общего объема пенсии выплачивает государство, но эта система балансируется сложно. Государству приходится либо повышать возрастную планку выхода на пенсию, либо увеличивать размер пенсионных взносов.

В ряде стран пришли к выводу, что гражданин в обязательном порядке должен самостоятельно накапливать деньги. Система, когда работник отчисляет определенную сумму заработка на накопительный счет, была введена в 2000г. в Швеции, в 2001г. в Польше и в 2002г. в России.

Добровольные накопления - третий столп пенсионной системы. Их могут делать и предприятия, которые, перечисляя средства в пенсионные фонды для своих сотрудников, получают налоговые льготы, и граждане, чьи взносы для обеспечения будущей пенсии не облагаются налогом. Эта модель распространена в США.

Считается, что накопительная пенсионная система обладает следующими основными преимуществами:

- не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя и продолжает зависеть от темпов экономического роста;

- обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, каковы накопления человека и насколько эффективно они были инвестированы;

- позволяет использовать аккумулированные деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;

- обеспечивает конкуренцию между частными управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами, что ведет к повышению эффективности вложений и др.

В период существования Российской Федерации тема пенсионного обеспечения в стране поднималась не раз. Первая пенсионная реформа в РФ была осуществлена в 1990 г. В это время был принят ряд законодательных документов, регламентирующих минимальный размер пенсии, порядок исчисление ставки пенсионного обеспечения исходя из стажа работы и уровня заработной платы, а также ряд других вопросов, обеспечивающих пенсионные выплаты гражданам РФ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы наблюдался в середине 90-х годов. Пенсионная реформа этого времени заключалась в изменении налогообложения работающих граждан РФ и, как следствие, увеличение пенсионных отчислений в Пенсионный Фонд. Таким образом, государство пыталось увеличить минимальный размер пенсии и общий размер пенсионных выплат. Кроме того, с середины 90-х годов стали появляться Негосударственные Пенсионные Фонды, услугами которых могли воспользоваться граждане по собственной инициативе.

Следующая пенсионная реформа - это реформа 2002 г. Сущность пенсионной реформы 2002г заключалась в переходе от распределительной модели пенсионной системы к распределительно-накопительной (см. табл. 9.1.).

Таблица 9.1.

Основные элементы Пенсионной реформы 2002 года

Начало реформ с 01.01.2002 г.
Пенсионное законодательство Программа пенсионной реформы в РФ (1998 г.) Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ (1995 г.)
Структура пенсионной страховой системы Присутствие распределительной (для нынешних пенсионеров) и накопительной (для будущих пенсионеров) подсистемы. 1. Государственный пенсионный фонд — ГПФ. Пенсии (базовая часть) — при достижении пенсионного возраста, социальные основания; их размер фиксированный и устанавливается законом; 2. ГПФ. Пенсии (страховая часть — отчисляется в условно-накопительные счета), основание — пенсионный возраст, социальные основания. Размер фиксируется, гарантируется минимальный уровень; 3. НПФ и управляющие инвестиционные компании. Пенсии (накопительная часть), основания — пенсионный возраст; размер зависит от суммы отчислений и инвестиционного дохода
Принципы и условия финансирования 1. Базовая часть трудовой пенсии и пенсия в рамках государственного пенсионного обеспечения — финансируются федеральным бюджетом за счет единого социального налога (ЕСН) и других налогов — 6 %; 2. Страховая часть пенсии финансируется за счет обязательных отчислений (ЕСН) с ФОТ в ГПФ — 10% (1967 г. и моложе.); 3. Накопительная часть пенсии финансируется за счет добровольных отчислений граждан и работодателей в НПФ, управляющие компании — 4 % (1967 г. р. и моложе). Всего размер отчислений работодателя составляет 20 % от ФОТ, в том числе: — для граждан 1967 г. р. и моложе (6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть); — для граждан 1966 г. р. и старше (6 % — базовая, и 14 % — страховая части)
Возраст участия в пенсионной страховой системе из накопительной системы (2-я часть) исключены мужчины и женщины, родившиеся в 1953/1957 гг. по 1966 г. Им предлагается вариант «4+2»; • родившиеся в 1967 г. и позднее участвуют в накопительной системе; • родившиеся до 1953/1957 гг. участвуют в распределительной пенсионной системе
Участники пенсионного страхования Работники, работодатели, государственные и частные пенсионные фонды, управляющие компании, депозитарии
Пенсионный возраст Не изменен — 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин

 

Основная идея пенсионной реформы - это создание накопительной части пенсии.

В соответствии с законодательством накопительная часть пенсии передается в доверительное управление:

- частным управляющим компаниям;

- негосударственным пенсионным фондам (НПФ);

- либо остается в ПФР, который направляет накопительную часть в управление государственной управляющей компании (Внешэкономбанк).

Законодательством предусмотрено принятие индивидуального решения гражданина о выборе способа управления накопительной частью пенсии. Если будущий пенсионер не высказал предпочтение о способе управлении накопительной частью, то она автоматически поступает в управление государственной управляющей компании.

Размер накопительной части зависит от дохода гражданина. Соответственно, накопительная часть формируется исходя из величины зарплаты и дохода, полученного от инвестирования накопительной части.

Пенсионная система РФ состоит из следующих участников:

· Пенсионной Фонд России (ПФР);

· Государственная управляющая компания;

· Частные управляющие компании;

· Специализированный Депозитарий;

· Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ).

Первоначально денежные средства в виде пенсионных отчислений поступают в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Пенсионный фонд РФ выполняет функции по пенсионному обеспечению граждан РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.