КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 3 страница
Объем и материальность. К важным, характерным особенностям всякого предмета относятся и такие, как объем, пространственное расположение и материальность. Они, как и про порции и конструктивное строение, должны быть переданы на изобразительной плоскости. В реалистическом тональном рисунке и в станковой живописи наличие их необходимо. Объем, то есть трехмерность пространства, на плоскости передается прежде всего правильным перспективным и конструктивным построением предмета. Если рисунок предмета по перспективе и конструкции построен неверно, тщательная передача светотени не сделает предмет объемным. Другое важное средство изображения объема на плоскости — это градации светотени: блик, свет, полутень, рефлекс, тень собственная и падающая. Изображению объемной фор-
К. С. П е 7 ров-Водки н. За самоваром мы способствует также сама техника работы: характер штриховки карандаша или мазки кисти, движение их по направлению формы. На плоских поверхностях штрихи прямые и параллельные, на цилиндрических и шаровых — дугообразные. Материальность изображаемых предметов передается прежде всего характером светотени на объемной форме. Предметы из различных материалов имеют разный характер светотени. На гипсовом предмете, например, можно наблюдать такие градации светотени (кроме блика): свет, полутень, тень и рефлекс. На предметах прозрачных (стеклянных), глянцевых, металлических заметны только блики и рефлексы. Например, на картине К. С. Петрова-Водкина «За самоваром» материальность предметов передана градациями светотени, характерной для металла, стекла, фарфора. Другим не менее важным условием передачи материальности изображаемых предметов на бумаге является передача взаимных светлотных различий (отношений) между предметами. Тень на гипсовом предмете может быть темнее фона, но значительно светлее тени на керамическом кувшине и т. д. Если характер светотени и тональные отношения будут сохранены на рисунке, на нем будет передано стекло, гипс, металл, дерево и т. д. Пространственное расположение предметов натюрморта или объектов пейзажа на изобразительной плоскости решается прежде всего правильным построением рисунка, то есть верно построенными на горизонтальной плоскости основаниями предметов и перспективным уменьшением предметов на заднем плане по сравнению с передним. Невозможно передать предметы или объекты, расположенные на разных пространственных планах ни тоном, ни цветом без правильного построения рисунка. Передаче пространства на рисунке способствует также воздушная перспектива, в силу которой тональные качества предметов при удалении изменяются: светлые предметы и их поверхности с увеличением расстояния темнеют, а темные светлеют. Предметы или объекты на переднем плане отчетливо видны, на них заметны многие подробности, контуры у них четкие, ясно выраженные. На переднем плане предметы выглядят более объемными, а вдали — более плоскими. Передаче материальности предметов, фактуры и пространственного их удаления способствует также технический прием, с помощью которого наносится на бумагу линия или штриховка. Активная, жирная и жесткая штриховка (или линия) применяется при изображении тяжелых, плотных, грубых материалов, а также объектов пейзажа, расположенных вблизи. Легкий, светлый, тонкий штрих, растушевка способствуют передаче светлых, нежных по фактуре объектов (гипсовые предметы, лицо человека, облака в пейзаже, перспективные дали и т. п.). Процесс рисования с натуры, его правила Определение композициионного мотива изображаемого. Для этой цели прежде всего следует найти выгодную точку:фения на изображаемую натуру. Рисовальщик смотрит на цдин предмет или на группу предметов с определенной точки t рения, и все представляется его взору в определенном виде, •'«условленном и наблюдательной перспективой, и освещением, и взаимными отражениями. Среди предметов устанавливается определенное распределение света, полутеней, теней и рефлексов. При перемене точки зрения натура предстает уже в новом виде и по взаимному перспективному расположению предметов, и по освещению. Поэтому, прежде чем создавать. «мпозицию рисунка на изобразительной плоскости, надо най; а такую точку зрения, с которой натура будет выглядеть наибо- и.ч‘ выразительно, будут выявляться основные и наиболее -врактерные черты и признаки. Для этой цели рисующий асе время меняет местоположение. Ему приходится то приближаться к натуре, то отдаляться или рассматривать ее с разных горой, менять уровень горизонта. С разных точек зрения выполняются композиционные эскизы-наброски. Выбор удачной композиции будет зависеть от опыта и личного вкуса. Прежде чем приступить к компоновке рисунка на листе ну маги, необходимо определить ее формат и размер. Удлиненный формат листа может быть расположен по горизонтали н mi вертикали. Это определяется величиной и формой изобра- ввгмой натурной постановки. ! 1 ри компоновке натюрморта, например, на листе бумаги прежде всего необходимо учитывать величину всей группы н (поражаемых предметов. Если бумага большого размера, то к рисунок должен быть большим, и наоборот. Фон не должен пазить», но в то же время предметам в композиции и не должен быть «тесно», они не должны подступать близко к Гранине м листа. В противном случае будет затруднена передача пространства на изобразительной плоскости. Слишком мелким изображение теряется на плоскости и становится как бы второстепенным. Определяя общую высоту и ширину нескольких предметов, надо брать во внимание не каждый предмет в отдельно. н, ч сразу все. Наметив общую высоту и ширину группы предметов, находим основные пропорции каждого из них, учиты-;пп конструктивные особенности и перспективые изменения. Зрительное восприятие различных частей картинной пло- i ж ги неодинаково. Предмет или группа предметов, на которых сосредоточивается основное внимание в изображении, служи композиционным центром, остальное — дополнением к III'!V1 у. От общего к частному. Если начать изображать натуру отдельных деталей, рисунок будет пестрым и раздробленным, не будет производить цельного впечатления. Поэтому в процессе изображения следует идти от общего к частному, от общего построения основных масс к последовательному насыщению их деталями. В начале работы необходимо построить всю изображаемую форму (орнамент, натюрморт, голову, фигуру) в целом, найти ее конструкцию, основные пропорции, определить общий характер модели и ее положение в пространстве. Так, при изображении дома сначала рисуют общую форму дома, основные его пропорции (это будет куб или призма), а затем уже окна, двери и другие детали здания. В архитектуре такие главные и второстепенные части называют несущими и несомыми. По аналогии с архитектурными сооружениями у всякого предмета также можно найти главные и второстепенные (несущие и несомые) части. У книги несущими будут обложка и корешок, несомыми — рисунок и текст на обложке; у листа дерева несущим элементом можно считать всю его пластину, несомыми — черенок и жилки. Прежде чем изобразить листья, отмечают их общую форму, пропорции, а затем расположение жилок: угловое, параллельное и т. д. Общее нужно видеть в строении, в движении, в пропорциях и тоне. При рисовании табурета с натуры прежде всего надо обобщить его сложную форму. Для этого нужно мысленно представить себе табурет как бы обтянутым марлей. В таком виде он будет напоминать призму. Наметив пропорции призмы, начинаем постепенно пристраивать ножки, места прикрепления перекладин, сиденье и т. д. Если же начать рисование табурета с передачи деталей, с изображения одной ножки, потом другой, третьей, то в конечном итоге предмет не будет верно построен: неправильно будут переданы общие пропорции и перспективное построение. Рисуя голову, вначале надо нанести на холст или бумагу набросочный ее контур. Далее, не останавливаясь на подробностях, наметить основные поверхности головы, определяющие конструкцию в целом. Изображение фигуры также начинаем с обобщенного наброска. Легкими штрихами намечаем движение фигуры (наклон, поворот и т. п.), определяем соотношения отдельных частей, показываем, высока фигура или низка, толста или тонка, сутула или стройна. Далее обобщенно намечаем поверхности основных объемов. Рисуя дерево, надо начинать с общей формы всего дерева в виде многоугольного контура. Затем уже в этом контуре необходимо располагать детали: ствол, крупные ветви и т. д. Выполняя светотеневое решение формы, тоже следует идти от общего к частному, то есть сначала найти и проложить светотеневые отношения основных частей предмета. Намечается общая форма предметов, но попутно покрываются тоном те их части, которые находятся в тени. Наметив призму табу-
Первоначальная стадия нанесения общих пропорций фигуры рета или книги, сразу же легко заштриховывают ее затененную часть, а в дальнейшем, уточняя форму, наносят тени отдельных деталей. Прокладка общей светотени на данном этапе рисования помогает правильно определять пропорции. Светлое, белое всегда кажется больше темного. Заполняя объем светотенью, можно избежать ошибки в размерах. Деталировка. Одного умения хорошо построить общее и по форме, и по тону еще недостаточно. Нужно, не нарушая общей массы, дополнить ее деталями и тщательно их проработать. При моделировании светотенью объемной формы каждого отдельного предмета необходимо прежде всего выдержать правильные отношения между основными градациями света и тени: между бликом, светом, полутенью, тенью. Если их отношения взять неверно, то предметы не будут выглядеть объемными и материальными. При этом ни одна часть рисунка, ни одна деталь не должна иметь самостоятельного значения — все должно подчиняться общему и по своим размерам, и по тону, и по рельефу. Обобщение. Предметы натурной постановки могут быть построены перспективно и конструктивно грамотно, правильно изображены их взаимные пропорции, хорошо выявлена светотень, передана их материальность. Однако, если мельчайшие детали всех предметов передать на всех планах рисунка,, все части нарисовать с одинаковой тщательностью, то все предметы, входящие в состав натюрморта (или пейзажа), будут одинаково «лезть» в глаза, рассеивать внимание зрителя, изображение будет пестрым и дробным. Характерная ошибка в рисунках начинающих художников часто состоит именно в том, что они одинаково вырисовывают или выписывают все предметы на всей изобразительной плоскости. Это происходит потому, что рисовальщик не умеет видеть одновременно все предметы натуры и изображать ее в соответствии с цельным зрительным впечатлением. Глаза рисовальщика перебегают поочередно с одного предмета на другой, и он получает ряд раздельных, четких зрительных впечатлений от отдельных предметов. Если натюрморт имеет два плана, то, сосредоточив внимание на первоплановых предметах, рисующий видит четко их. Если же он смотрит на предметы дальнего плана, то уже подробности их рельефа замечает более четко и детально, чем на предметах переднего плана. На расстоянии границы предметов во многих местах растворяются, однако глаз рисовальщика при раздельном рассматривании воспринимает четко выраженные границы у предметов. На первом рисунке натюрморта можно наблюдать ошибки, которые допускают рисовальщики на первоначальной стадии обучения. Четкость силуэтов, наличие подробностей, контрасты светотени, сила тона одинаковы на предметах, располо-
Результат раздельного видения натурной постановки. ■' '/учеты нарисованы одинаково активными линиями, отчего наблюдается тональная пестрота
Результат целостного восприятия натурной постановки. На разных планах натюрморта нет тональной пестроты женных вблизи и на втором плане, на свету и в тени. Рисунок представляет собой механический набор отдельных частей. Он не соответствует тому зрительному образу, который получается при цельном видении. Чтобы грамотно изображать натуру, рисовальщики должны научиться смотреть на нее цельным, обобщенным взглядом. Только одновременное обозрение всего объекта, широкое его видение позволяет правильно изобразить натуру, определить тоновые различия предметов на разных планах, правильно заметить степень четкости контуров предметов и количество деталей на них. П. Чистяков предупреждал своих учеников: «Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности, нужно уметь остановиться вовремя; легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь охватить общее». Он настоятельно учил своих учеников смотреть на наТУРУ цельным, обобщающим взглядом, охватывать глазами всю группу предметов целиком, не «сводя глаза» в одну точку. Об этом говорил и И. Репин: «Рисуя ухо — смотри на пятку». Лишь в результате цельного видения, когда мы смотрим сразу на всю натуру, можно правильно определить контрастность и заметность каждой детали, ее подчиненность теневой стороне или второму плану. На втором рисунке представлен тот же натюрморт, который приведен в состояние тоновой целостности и единства. Сущность последней стадии процесса рисования — обобщения — заключается в том, чтобы в конце работы окончательно привести рисунок в соответствие с общим зрительным впечатлением, которое мы получаем при цельном восприятии натуры. На изображаемый объект необходимо смотреть обобщенно и задавать себе вопросы: что прежде всего бросается в глаза и что более растворяется в тени или на заднем плане? Таким цельным видением натуры можно проверить свой рисунок, после чего бывает необходимо что-то усилить, что-то ослабить, обобщить, все подробности формы на теневой стороне подчинить тени, на освещенной стороне — свету, сопоставив все по сравнению с самым темным местом и бликом. Как на теневой стороне предмета, так и на свету не должно быть повторения одинаковых тональностей. Рефлексы нельзя преувеличивать. Они не могут быть сильнее света или полутени. Так постепенно рисунок обобщается и приводится к целостности и единству. Целостность реалистического рисунка (ее противоположность — натуралистическая документальность) приобретается не только благодаря целостности видения, а главным образом от умения художника увидеть и выделить характерные свойства натуры. В облике каждого предмета, его деталях очень
многое может быть чисто случайным и несущественным. Рисуя, например, одежду человека, нельзя делать все пуговицы одинаково заметными. Если что-то пестрит и отвлекает от главного, его надо пригасить, если что-то имеет важное значение для характеристики человека или для выражения настроения пейзажа, его надо усилить, подчеркнуть. Целостность реалистического изображения основывается еще и на умении художника подчинять все изображение единому композиционному центру. В процессе рисования пейзажа или портрета художник не придает всем частям изображения одинаковое значение, не делает их одинаково заметными. Все окружающее композиционный центр подчиняется главному. Таким образом, выявление главного и существенного в объекте (выделение композиционного центра) производится сознательным подавлением несущественных частностей, ослаблением тона и уменьшением подробностей всех предметов, удаляющихся от зрительного центра. Другими словами, изображение должно выглядеть таким, какое впечатление производит натура, когда она воспринимается с единым зрительным центром, то есть когда взор направлен на главный объект. Тот объект или ту группу предметов, на которые направлено внимание, мы видим отчетливо, все остальные — менее четко. Приблизительно такое впечатление должно производить изображение всей группы предметов на холсте или бумаге, если мы стремимся выделить композиционный центр. В этом случае все остальные предметы будут зрительно подчиняться ему. Французский художник XIX в. Теодор Руссо предупреждал неопытных художников: «Не количество деталей делает картину законченной, а верность общего». Каждая картина имеет главный предмет, на котором сосредоточивается внимание, остальные предметы — лишь его дополнение, они интересуют меньше. Главный предмет должен сильнее всего заинтересовать художника при работе. Если же в картине детали равны друг другу, то зритель смотрит ее равнодушно. В воспроизведенной здесь двухфигурной композиции моряков не выявлен ни композиционный, ни зрительный центр. Каждая в отдельности фигура хотя конструктивно и построена правильно, но изображена независимо от другой. Фигуры воспринимаются отдельно потому, что рисовальщик смотрел на каждую из них именно отдельно. Общие правила и практические советы Лист бумага должен располагаться перпендикулярно лучу зрения. Нельзя в процессе работы поворачивать бумагу. Начинать рисовать следует легкими, едва заметными линиями. В процессе работы надо идти от общего к частному, от
Выяснение с помощью горизонтали взаимного расположения предметов, находящихся на разном расстоянии оольшой формы к деталям, а в конце работы возвращаться опять к общему, подчиняя частное целому. Все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а замеченные ошибки исправлять немедленно. Весь рисунок ведется одновременно. Нельзя заканчивать его по частям. Во время работы надо все время сравнивать предметы между собой по величине и силе света, находить и строить пропорциональные их отношения на рисунке. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре. Сравнивать надо несколько отношений в натуре с подобными отношениями на рисунке. Взаимное расположение предметов, движение фигуры, направление любой грани предмета легче определять в натуре и строить на рисунке с помощью вертикали и горизонтали. Рисуя, например, человеческую фигуру, по вертикально поставленному на вытянутой руке карандашу можно определить положение пятки ноги относительно головы или рук и решить вопрос, находятся ли эти части тела одна над другой или же сдвинуты одна относительно другой. Выяснение расположения частей тела предмета относительно горизонтали производится по горизонтально расположенному карандашу. Карандаш можно поднимать выше, опускать ниже и наблюдать, какие части модели располагаются в перспективе ниже других. Таким образом проверяем, уточняем высоту отдельных точек и наклоны линий модели. Непременным условием правильности проверки является перпендикулярное положение карандаша относительно луча зрения. Рисунки с натуры могут получаться с искаженной пер-
И. С. Е ф и м о в. Тигр В. А. Серов. Портрет балерины Т. II. Карсавиной
спективой и пропорциями, если рисовать натуру с близкого расстояния. Особенно грубые ошибки при этом наблюдаются в определении направления уходящих горизонтальных ребер предметов. Поэтому рисующему надо находиться на таком расстоянии от натуры, чтобы можно было видеть весь объект, не поворачивая головы. Практически такое обозрение получится, если встать от натуры на расстоянии, равном трем ее высотам. Многообразный характер движения модели, характер ее светотени и тональных отношений нельзя передать в наброске однообразными штрихами или линиями контура. Одинаковая активность линии контура омертвляет пластическую форму: рисунок делается скучным и безжизненным. Обводка каждого предмета одинаково четким проволочным контуром приводит к зрительному разрушению объемной формы предметов. При повороте поверхности к свету ее контуры рисуют тонкими и светлыми линиями, ушедшие в тень — более толстыми и темными. Линия, обрисовывающая форму, должна быть подвижной, изменчивой, живой. В качестве иллюстраций можно назвать работы В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. С. Ефимова «Тигр», К. С. Сомова «Автопортрет», М. А. Врубеля «Портрет Забелы-Врубель».
К. С. Сомов. Автопортрет
М. Л. Врубель. Портрет Забелы-Врубель ПРАКТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ НАТЮРМОРТА, пейзажа, головы и фигуры человека Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные приз- чаки. Случайная же точка зрения не дает полного зрительного представления о ней. Выбрав наиболее интересную точку зрения на натуру, необходимо решить, каким по формату должен быть лист бума! и. В одном случае это может быть прямоугольник, расположенный вертикально или горизонтально, в другом — квадрат ■Л т. п. В натуре нужно четко определить вид натюрморта (включая фон, пространство и окружающие предметы). Для поиска изобразительно-пластических вариантов композиции выполняется серия набросков. При этом важно найти величину изображения по отношению к данному формату. Поиски следует начинать при изображении сначала простых натуральных постановок (постановки из гипсовых геометрических тел), затем натюрмортов из предметов быта, близких:io форме к геометрическим телам и, наконец, постановок из гредметов быта различной формы, цвета и материальности ' натюрморты, расположенные в интерьере и на пленэре). Группу предметов натюрморта нельзя начинать рисовать • отдельного предмета, постепенно пририсовывая другие. Неизбежно будут нарушены взаимные размеры, а вся группа не уложится в листе или окажется значительно меньше, чем требует формат. Натюрморт надо представить целиком, как бы лежащим уже на плоскости листа. Легкими беглыми линиями чадо наметить всю группу предметов. Далее необходимо установить пропорции предметов, правильные перспективные сокращения, расположение предметов на горизонтальной плоскости стола и т. д. Конструктивное и перспективное построение формы каждого предмета осуществляется одновременно с уточнением его пропорций. При этом следует делать «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно обозначить место каждого предмета на горизонтальной плоскости и тем самым решить их пространственное расположение. Выполняя подготовительный рисунок, изображая форму отдельных предметов, их пропорции, начинающие рисовальщики не сразу выполняют эти задачи. Их внимание направлено не на силуэт массы предмета, а на контур. Они считают, что ес: и срисовать контур предмета, то будет правильно передана и форма. На самом деле это часто не получается. Обрисовывая контур, можно совершенно упустить из виду характер пропорций предмета. Контур на рисунке должен получаться в результате понимания конструкции предмета и зрительного чув- 1 гва характера массы предмета, понимания того, какой силуэт нормы заключен в контуре. Рисовать, конечно, можно контужен, линией, но мыслить надо формой, ее пропорциями, тем, что заключено в контуре. На данном этапе работы необходимо все время сравнивать ■ личины отдельных предметов и их частей между собой и с
Краткосрочный этюд на тоновые Краткосрочный тональный набросок отношения простейшего натюрморта
целым. При этом надо смотреть одновременно на всю группу предметов. Рисуя каждый предмет, надо воспринимать его как массу формы, чувствовать его силуэт. Проведенные вначале линии контура предметов не следует считать окончательными и безошибочными. В процессе работы необходимо продолжать уточнение характера формы. И вообще, надо иметь в виду, что работу над рисунком или живописью нельзя разделять на какие-то замкнутые этапы: поначалу построение пропорций, затем моделировка тоном и т. д. В процессе всей работы от начала и до конца эти этапы тесно переплетаются. Кратко изложив построение подготовительного рисунка натюрморта на изобразительной плоскости, перейдем к тональному выполнению учебных натюрмортов. Для первых упражнений в рисовании натюрмортов целесообразнее ставить несложные постановки из трех — пяти предметов, простых по форме и ясных по тональным различиям. Основная задача изображения таких постановок — их композиционное построение, передача перспективы, взаимных пропорций, моделировка формы и передача материальных качеств. Для первоначального упражнения составим группу предметов из гипсовых геометрических тел, разнообразных по форме, размерам, и рассмотрим последовательность изображения. Натюрморт, составленный из гипсовых геометрических тел. Построение начинается с обобщения формы всей группы, с определения масштаба по отношению к размерам листа бумаги (композиционное расположение). При этом надо исходить из целостного восприятия всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций отдельных предметов, их взаимного расположения. Так, цилиндр ближе вазочки, следовательно, он на рисунке располагается ниже. Чем дальше предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше. Сравниваем размеры всех предметов по высоте и ширине. По возможности находим точки схода горизонтальных параллельных граней и переходим к точному перспективному построению каждого предмета. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, намечаем положение другого. Определяя пропорции предметов и строя их в перспективе, одновременно слегка прокладываем тени. Это способствует более точной передаче пропорций. Когда нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче его объема и материала. Этих необходимых качеств реалистического рисунка можно добиться только в том случае, если все тени, полутени и света на предметах, фоне и поверхности стола мы будем наносить в пропорциональных натуре отношениях. Для этого следует определить и натуре самые темные и самые светлые места. В натюрморте самое темное место — собственная тень на цилиндрической вазе, а самое светлое — основание горизонтально лежащего цилиндра, так как оно ближе всего к источнику света и лучи света падают на него под прямым углом. Начинать штриховать надо с самой темной тени. Наметив определенный тон исходного самого темного места, силу каждой другой тени нужно сравнивать с этим тоном и с другими тенями. Так, например, собственная тень на цилиндре светлее падающей тени от него, но темнее фона, поверхности стола и т. д. Сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места между собой. Свет на левой грани куда слабее, чем самое светлое место — круглое основание горизонтального цилиндра, но светлее фона. Изображая предметы, надо учитывать светлоту фона и горизонтальной поверхности стола. Правильно взятые их тональные отношения способствуют передаче пространства и материальности предметов. Обычно та часть фона, которая находится с теневой стороны предмета, кажется более светлой, чем часть, находящаяся за освещенной стороной. Это явление светового контраста надо учитывать при рисовании. Утемнение фона около освещенной части предмета и высветление его у теневой дает возможность контрастнее выявить свет и тень. Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего штрихами с нажимом, соответствующим каждому тону, а направление штрихов должно соответствовать характеру той поверхности, которая изображается в рисунке. Если, например, на цилиндр наносить штрихи во всевозможных случайных направлениях, это не будет способствовать передаче гладкой, круглой поверхности цилиндра. На тональном рисунке геометрических тел, помещенном в пособии, видно, что штрихи наносятся по форме, следуя ее изгибам и закруглениям. Падающие тени заштрихованы в двух направлениях, одно из которых со-
Светотеневой натюрморт, составленный из геометрических тел
ответствует направлению света. Светотень темной грани куба передана перекрещивающимися параллельными линиями. Может быть выбрано другое направление штрихов, но важно, чтобы в каждом случае они совпадали с направлением поверхности предмета (вертикально, горизонтально, с наклоном и т. д.). Рисуя с натуры, мы должны следить за отношениями предметов не только по величине и силе света, но и по четкости, контрастности границ поверхностей предметов. Четкость границ поверхностей, контрастность их везде разная. Левая освещенная грань куба близка по силе света к фону, поэтому она мягко «прикасается» к нему. Граница правой грани куба почти слилась по тону с фоном, а верхняя резко выделяется на фоне. Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. На предметах по направлению от света к тени каждый новый миллиметр поверхности постепенно утемняется, причем самое темное место собственной тени будет находиться не на левой видимой границе поверхности шара, а на некотором расстоянии от нее. Слева у контура собственная тень высветляется рефлексом. Особенность светотени предметов, ограниченных плоскостями, заключается в том, что каждая плоскость имеет свой определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. На границе светлой и темной поверхности, в силу краевого контраста, светлая поверхность будет выглядеть немного светлее, а темная — темнее. После того как объемная форма всех предметов тщательно проработана, необходимо перейти к последней стадии работы — к обобщению рисунка. В процессе проработки каждого отдельного предмета мы могли увлечься отдельными деталями и сделать их слишком четкими и заметными. По этой причине предметы второго плана могут зрительно вырываться на передний план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, которое существует в натуре, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая в этот момент силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |