КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 8 страница
Чтобы передать состояние повышенной или пониженной освещенности пейзажного мотива, художнику не всегда приходится пользоваться полным диапазоном светлых и ярких красок. Перед началом всякой работы живописец устанавливает, какой силы света и цвета будут на этюде самые светлые и самые интенсивные части натуры. При выполнении этюда в солнечный день он использует еветлотный и красочный диапазон палитры в полную силу. Вечером или в серый день цветовые отношения будут построены на этюде плотными и малонасыщенными красками. Опытный художник всегда чувствует общий тон, характерную разницу в общем тоне того или иного состояния освещенности. У начинающего живописца явление адаптации затрудняет оценку общего тона того или иного состояния. В качестве упражнений для изучения разных состояний освещенности пейзажного этюда полезно писать один и тот же мотив и в серый день, и в солнечный, и летом, и зимой. Важно выполнить все эти этюды в разных диапазонах светлот и силы цвета, как это диктует природа. Сопоставляя серию выполненных этюдов, можно заметить живописные особенности разных состояний пейзажа: самые светлые и самые яркие по цвету пятна не во всех этюдах переданы самой светлой и насыщенной краской палитры. Если окажется, что в написанных этюдах белый дом или небо будет в серый день светлее, чем в солнечный, и при вечернем освещении равны дневному,— это значит, что живописец еще не умеет передавать общее тоновое и цветовое состояние, не строит отношения в заданном натурой тоновом масштабе. В картинах И. Левитана «У омута», «Осень в Сокольниках», «Владимирка», И. Остроухова «Сиверко» хорошо передано состояние пониженной освещенности. Краски этих пейзажей подчинены состоянию слабого света в сумерки и в серый день. Выполняя этюд методом отношений, начинающему художнику не сразу удается понять и увидеть цвет, измененный спектральным составом освещения. Цветовые и тональные отношения, построенные на основе неточного определения красок природы, не создают в этюде гармоничного колорита. В природе всегда существует зависимость между спектральным составом освещения и колористическим состоянием натуры. Цвет общего освещения меняет состав отраженного от предметов излучения. Утреннее солнце придает всем предметам и объектам пейзажа заметный желто-розовый оттенок, днем этот оттенок становится золотистым, вечером — оранжевым или красным. Свет луны меняет цвета предметов в сторону сине-зеленых. Электрический свет придает предметам светло-желтый оттенок, свеча — оранжевую окраску. Так при меняющихся условиях освещения предметный цвет находится под влиянием цвета источника освещения. Однако начинающий живописец поначалу не видит этого влияния. Собственный цвет предмета наиболее выражен при рассеянном свете неба, покрытого сплошной пеленой облаков. Мягкий ровный свет серого дня позволяет определить характер и особенности собственного цвета предмета. Если солнечное, лунное или искусственное освещение создает определенную гамму родственных цветов, то в светлый облачный день больше проявляются цветовые отношения собственного цвета предмета. 11 ри этом он наиболее заметен на освещенных поверхностях, п в теневых частях затемнен и подвержен влиянию рефлексов от соседних предметов. Для выполнения этюдов с задачей передать единую и родственную гамму красок из всего многообразия различных состояний освещения пейзажа необходимо выбрать основные ус- повия: солнечное освещение при безоблачном небе; солнечное освещение при облачном небе, освещение на закате солнца, серый пасмурный день, сумерки. Выполняя упражнения при определенных условиях освещения, необходимо все внимание обращать на перемену общего тонового и цветового состояния природы. Отсутствие в пейзажном этюде тональной и цветовой целостности и единства приводит к цветовой дробности и ядовитости цвета, к появлению двух или даже трех различных тонально-цветовых состояний. Такой цветовой строй этюда не может выразительно передать красоту природы и эмоционально воздействовать на зрителя. Только тогда, когда цветовое многообразие элементов пейзажного этюда приведено к единству и гармонии, соответствующих колористическому состоянию определенного освещения, он становится полноценным живописным изображением. Прекрасными примерами таких произведений являются лунные сюжеты М. Врубеля «Сирень» и И. Крамского «Лунная ночь». В цветовом строе картин господствует спектр лунного света. Следующим этапом в системе упражнений по написанию пейзажных этюдов будут задания в многосеансных, длительных по времени этюдах. Длительные по времени исполнения этюды должны отличаться тщательной проработкой формы. Время их исполнения — от 2—4 часов (односеансные) до нескольких десятков часов (многосеансные). Многосеансный этюд выполняется в одни и те же часы дня как в солнечную, так и в пасмурную погоду. В серый день солнце так же ходит по небу, как и в солнечный (только мы его не видим), поэтому освещение пейзажного мотива все время меняется. Содержание пейзажа, жизненность мотива неотъемлемы от построения композиции, отбора главного как в композиционно-пластическом отношении, так и в колорите. Поэтому работа над длительным этюдом начинается с поисков композиционного сюжета, определения переднего, среднего и дальнего планов. В этот момент имеет значение выбор точки зрения и определение формата листа бумаги или холста. Необходимо отчетливо представить себе расположение предметов и объектов на плоскости изображения. Отходя дальше или приближаясь к пейзажному объекту, можно найти такую точку зрения, которая будет лучше всего отвечать характеру выбранного мотива. Очень важно при этом найти в композиции пейзажного этюда соотношение между небом, землей и другими объектами. Составление композиции пейзажа с натуры имеет некоторую аналогию с выбором предметов для постановки натюрморта. Художник, создавая композицию этюда, тоже думает, например, о том, взять ли стену дома, освещенную солнцем, вместе с куском земли и неба или только на фоне неба; нужно ли писать дерево, которое растет тут же рядом, или, может быть, обойтись в композиции без него. Определяя формат изобразительной плоскости и масштаб изображения, даже в наброске надо уметь продуманно вписывать в лист объекты пейзажа, представив на чистом листе бумаги будущее изображение. Если рисунок, например, расположен поперек листа, то устремленность линий дерева вверх будет пресечена его краем. В выборе пейзажного мотива проявляется вкус, художественное и композиционное чутье. От удачного выбора точки зрения на выбранный мотив пейзажа во многом зависит и выразительность композиции в целом. Далее работа выполняется в такой последовательности: делается подготовительный рисунок, первая прописка основных цветовых отношений, проработка формы объектов на разных пространственных планах. Приступая к выполнению этюда на решение глубокого пространства, детальной проработки предметов и объектов пейзажа, необходимо предварительно хорошо знать, как изменяется форма и цвет предметов с увеличением расстояния (то сеть надо знать элементы воздушной перспективы). В процессе работы это поможет избавиться от восприятия предметных цветов, будет способствовать более успешному видению обусловленных цветов. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный, плоскостной характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительные изменения, прежде всего, ослабевает его насыщенность. Зеленое озимое поле вдали выглядит более нейтральным по цвету, чем вблизи, в его зеленый цветовой оттенок постепенно переходит в голубой (на расстоянии темные предметы еще больше синеют и светлеют). Светлые объекты менее подвержены изменениям в сторону голубизны: освещенные солнцем облака и снежные вершины гор вдали приобретают красно-оранжевый оттенок. В пространстве, насыщенном туманом, пылью или дымом, исчезает ясность силуэта предметов. С увеличением расстояния цветовое различие между предметами уменьшается, обобщается голубоватым оттенком, менее различимой становится фактура материала. В изображении передних планов важную роль играют собственные цвета предметов, в дальних — обусловленные. Обусловленные воздушной средой цвета удаляют предметы, и наоборот, собственный предметный цвет заставляет их как "и выступать на передний план. Если в процессе работы возникает необходимость что-то «приблизить» на передний план, цвету следует придать более предметное значение, когда же надо «углубить» какую-то часть этюда, то надо учитывать ооу словленные расстоянием цвета. Полезными упражнениями в решении пространственных изменений будут изображения пейзажных сюжетов с откры- | ым дальним пространством (например, многоплановое ущелье в горах, или долина с извилистой рекой и опушкой леса на переднем плане, луга с несколькими планами деревьев леса п т. д.). В таких природных мотивах передние объекты пейзажа четко отличаются по тону и цвету от дальних планов, которые имеют холодные сине-фиолетовые цвета, по тону они становятся светлее, а отдельные предметы и объекты на них видны обобщенными однородными по цвету пятнами. Для успешного определения цвета и светлоты дальних планов надо смотреть на них через передний план, видя все сразу, широко, стараясь при этом не обращать внимания на детали. Только так можно правильно определить цветовые различия переднего, среднего и дальнего планов, соответственно им построить цветовые отношения этюда и передать таким образом воздушное пространство. «При изображении воздуха,— говорил А. Дейнека,— особенно важно уловить и верно передать отношение переднего плана к дальнему, в этом, собственно, и состоит решение живописной задачи — верно уловить и точно передать состояние воздушной среды». В начальной стадии обучения пленэрной живописи выполняются и краткосрочные, и длительные по времени этюды с целью решения проблем живописной грамоты (не связанные непосредственно с творческой задачей). В дальнейшей работе над пейзажными этюдами уже необходимо стремиться передать настроение, жизнь природы, то есть те ее качества, которые вызывают в человеке различные ассоциации, размышления. Важно в живописном пейзажном мотиве найти «эмоциональный сюжет». Он обусловливается выбором точки зрения и цветовым строем этюда. Надо не просто срисовать мотив, описать его глазами ботаника и географа. Важно передать свое отношение к изображаемому, те чувства, которые рождает природа. Постоянное изучение натуры в разных условиях пленэра дает возможность получить материал для наиболее выразительного цветового строя композиции. Итак, общие и большие цветовые отношения основных пятен натуры (разных планов, основных объектов и предметов) — это живописная основа пейзажного этюда. На этой основе осуществляется дальнейшая, более детальная цветовая нюансировка объектов пейзажа. Кроме общих и больших живописных отношений, необходимо передать результат внимательного наблюдения природы, ее живого ощущения. Краски природы чрезвычайно разнообразны. Трава и деревья, например, зеленые. Но в природе этот цвет имеет самые разнообразные оттенки. Трава, растущая на лугах, посевы озимой пшеницы, зелень на овощных полях, различные породы деревьев (ель, сосна, дуб, береза, тополь и т. д.) — все эти объекты имеют свой особый зеленый цвет (по насыщенности и тону). Цвет любых других объектов — неба, земли, просторов леса и гор — тоже выглядит различным в зависимости от того, погружены ли они в тень, освещаются прямым или рассеянным светом, при вечернем закате или ранним утром. Существенное различие проявляется между цветом предметов вблизи и вдали. Различна мягкость очертаний формы предметов, находящихся на свету и в тени, различен характер движения от ветра травы и ветвей и т. п. Все эти тонкие, но характерные особенности природы необходимо отразить в пейзажном этюде. Непосредственное наблюдение, ощущение и впечатление от природы являются основой творческих успехов в пейзажной живописи. Параллельно с выполнением краткосрочных и длительных этюдов необходимо учиться прорабатывать цветом формы отдельных элементов пейзажа, например часть ствола спиленного дерева, несколько камней, группу облаков и т. п. Сами по себе цветовые пятна без изображения конкретной формы предмета или объекта (даже, если они взяты в правильных отношениях), кроме декоративных эффектов, ниче- m не могут выражать. «Чтобы полнее передать природу и подчеркнуть ее вели- нолепие,— говорил А. Руссо,— деревья должны крепко дерниться на почве, их ветки должны идти вперед и углубляться в полотно: зритель должен думать, что он может обойти кругом дерево, и, наконец, форма — это основное, что нужно соблюдать. Чтобы ее передать, кисть должна следовать за мыслом предметов, которые она изображает. Ни один мазок не должен быть положен плоскостно, каждый мазок должен иi-рать роль в целом и выражать что-либо». Изображение пейзажа требует самого тщательного изучения природы. Каждая порода деревьев, как и каждое дерево н отдельности, имеет свое характерное строение. Например, ' 1 роение веток и сучьев у всех берез одинаково, но оно совершенно отлично от строения дуба, ясеня, клена. Да и среди берез по встретишь двух одинаковых. Каждую породу деревьев отли- 1п с г своя форма ствола и кроны, свой характерный тон и цвет.!'• В. Машков отмечал, «что, работая над картиной, он всегда см ютился о материальности формы. Камень должен быть i n мнем, а не просто цветовым обозначением, и хорошо, когда щнтель может понять: гранит это, известняк или песчаник». Работа над изображением конкретных объектов начинается определения в натуре основных цветовых отношений дета н й пейзажа и окружения. Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объем и т. д. Все это решается цветом с учетом общего колористического состояния осве- П1Г11НОСТИ. Вели объектом изображения является группа облаков, надо юратить внимание на их разнообразие по форме и цвету. Р.0 1Н13И, над головой, они более светлые, с ясно выраженным рс'и.ефом, к горизонту в освещенной части облака розовеют, приобретая даже оранжевый цвет. Чадо выполнить очень много этюдов с натуры, чтобы напиться изображать цветом характерные особенности пород п ньев, кустарников и трав, форм облаков при разных соето-.ппях погоды. Параллельно с изображением отдельных объек- о-г. пейзажа красками необходимо рисовать карандашом, пере- пи in я в пространстве их сложную форму. Вообще же постоянном рисование деталей пейзажа должно предшествовать изображению цветом. f i а ряду с выполнением упражнений на конкретную и деталь. м проработку отдельных объектов пейзажа желательно вы нить под открытым небом и ряд натюрмортов. Помещая на I юрморты в свойственные пленэру условия освещения (на * ■ шце, в тени и т. д.), можно продолжить упражнения на де-; и ньную проработку формы отдельных предметов и закрепить понимание изменений цвета под воздействием силы и цвета освещения. Солнечный свет высветляет общую красочную гамму натюрморта, локальные цвета под воздействием сильного света как бы выгорают, становятся разбеленными, малонасыщенными. На светлых (белых) предметах особенно наглядно проявляется влияние среды: освещенные части приобретают желтовато-розовые оттенки от солнца, тени — голубоватые рефлексы от неба и теплые от земли. Особенно велика на пленэре роль рефлекса от неба. Натюрморт, поставленный в тени дерева, подвержен влиянию его рефлексов от листвы и неба. Предметы, находящиеся в тени, не имеют контрастных теней и ярких рефлексов, как при солнечном освещении. Эти два общих оттенка — зеленой листвы и голубого неба — определяют весь цветовой строй. Примером такого натюрморта может служить картина «Лето» А. Пластова, где изображены девочка и женщина в тени деревьев. Холодный серебристый оттенок неба присутствует на всех обращенных к небу поверхностях, тени имеют теплые зеленоватые оттенки. В серые дни рассеянное освещение, благодаря наличию множества отражений, бликов, лишает предметы натурной постановки той контрастности светотени, которую они имеют при направленном свете, и создает пространственную воздушную среду с мягкими очертаниями и слабыми тенями. Отношения света и тени сближены, насыщенность цвета освещенных поверхностей несколько увеличивается, объем предметов при рассеянном освещении выражен слабо, общий тон натюрморта значительно темнее по сравнению с натурной постановкой, находящейся на солнце. Моделировка формы осуществляется с таким расчетом, чтобы передать объем и материал каждого предмета цветовыми оттенками, возникшими в результате влияния общего освещения и окружения. Работая над натюрмортами при разных пленэрных условиях, можно углубить понимание таких специфических особенностей пейзажной живописи на пленэре, как сильное контрастное или рассеянное освещение, влияние среды, рефлексов неба и многое другое. Примером передачи характерного состояния колорита в пасмурный день может служить натюрмортная часть картины А. Пластова «Жатва». В картине действие происходит в полдень под затянутым облаками небом. Серо-серебристый тон неба сообщает цвет всей картине. Свет и тени на предметах натюрморта мало отличаются друг от друга. Все вместе составляет тонкую, гармоничную живопись, передающую состояние дня. Примером живописи натюрморта в условиях вечернего освещения можно назвать другую картину этого художника — «Ужин тракториста». Освещенные части предметов окрашены красно-оранжевым цветом, тени — плотные, холодного цвета. В картине создана напряженная плотная гамма цветов, где все предметы выглядят материально весомыми.
II шйражение головы в разных наклонах и поворотах в технике «гризайль»
Голова человека Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета и жанровой картины, необходимо прежде всего научить- | л профессионально рисовать голову и фигуру человека: уметь конструктивно строить его живую форму, выявлять движение п характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности. Если начинающий художник не научится строить голову и детали лица, приводить всю фигуру человека в состояние целостности, невозможно ждать от пего передачи индивидуальных особенностей человека, созда^ пня портрета. Особенно важно иметь развитое чувство пропорций. Без и ого качества невозможно со сходством изобразить сложную форму головы и фигуры человека. Живописи головы и фигуры человека должны предшест- попать навыки изображения их в тональном рисунке и в технике гризайль (однотонная живопись), где должно быть проявлено умение изображать анатомически грамотно (конструктивно), с передачей определенного освещения, материальности, учитывая целостность общей формы и более мелких деталей. После этого можно смело переходить к изображению головы и фигуры цветом, помещая модель в разные условия освещения, пытаясь решать не только учебные живописные задачи, но и задачи творческого портрета. Задачи и процесс изображения головы и фигуры человека аналогичны тем, что выполнялись ранее: конструктивная лепка формы цветом, передача объема и материальных качеств, пространственное положение — все остается при изображении головы и фигуры человека тем же, что было в натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы. Задача изображения головы и фигуры человека на первом этапе обучения сводится прежде всего к добросовестному изучению ее анатомии, лепке объемной формы цветом, выявлению индивидуальных качеств. Художник должен научиться материально передавать живое человеческое тело, отображая его цветовые характеристики и связь с окружающей средой и освещением. В начале работы надо определить в натуре и найти на холсте общие цвето-тоновые отношения между основными объектами, большими их массами. Если этого не сделать, то дальнейшая детальная проработка формы приведет к утрате целого в колористическом облике натуры. Для этой цели можно выполнить несколько краткосрочных этюдов (1 — 2 часа) на решение общих цветовых отношений формы головы и фона. Такие краткосрочные этюды-эскизы рекомендуется выполнять перед каждым длительным заданием по изображению головы или фигуры. Работа над длительной натурной постановкой требует выработки определенной последовательности в решении конкретных живописных задач на каждом этапе. На первом этапе работы над головой или фигурой следует прежде всего направить внимание на композиционное размещение натуры на холсте и на рисунок; затем необходимо найти и передать условия общего цветового состояния натуры, цветовые отношения большой формы. Далее следует детальная проработка деталей лица и обобщение. Процесс работы над длительной натурной постановкой начинается с подмалевка, «акварельной» прописки всего холста с расчетом на последующую моделировку. Подмалевок дает возможность вернее определить впоследствии тон и цвет мазка, положенного не на чистый холсг. Там, где подмалевок по тону и цвету найден точно, звучность и чистота цвета намного вернее, чем в пастозном письме (когда красочный слой обладает значительной толщиной). По подмалевку лучше всего начинать писать с теневых частей головы. Теневая часть лица, волосы с фоном, глазные впадины следует брать «во всю силу». Писать как бы по частям, но все время учитывать целое, сравнивая основные тоно- и ые и цветовые отношения. На втором этапе работы выполняется задача детального изучения и проработки натуры. При этом, прорабатывая деталь, нельзя упускать целое; для этого надо чередовать восприятие деталей и их проработку с восприятием и оценкой состояния деталей по отношению к целому. Необходимо обратить внимание на то, что различные части щца имеют разную цветовую характеристику как по тону, так и по цвету. Так, например, лоб отличает желтоватый оттенок по сравнению со щеками, на висках заметны более холодные оттенки цвета, а шея по сравнению с лицом имеет оранжевый оттенок. И по тону эти оттенки также различны. Выполняя это упражнение, необходимо не забывать суть и смысл метода работы сравнениями и отношениями. Чтобы верно определить цветовые отношения головы в целом и деталей лица, надо обязательно сравнить их не только по тону и оттенку, но и по насыщенности. Правдивость живописного построения этюда будет зависеть от верно переданных отношений по трем свойствам цвета. Определить разницу в силе цвета (насыщенности) гораздо труднее, чем понять оттенок. Каждый видит, что одна деталь красноватая, а другая зеленоватая, но уловить или почувствовать насыщенность, напряженность красного или зеленого цвета гораздо сложнее, а это чрезвычайно важно для нахождения цветовых отношений. Начинающие живописцы, как мы уже отмечали выше, плохо различают цвета по насыщенности. Этюды голов они пишут белильным, грязно-серым, неестественно «зажаренным» цветом или преувеличивают цветные оттенки деталей лица (нос получается почти красным, а виски — зелеными). Цветовые различия объясняются не только индивидуальна! ми особенностями портретируемых, но и силой, цветом освещения. Поэтому цель упражнений состоит в приобретении навыков передачи большой формы головы и изменений цвета натуры в зависимости от освещения. Заключительный этап работы — обобщение, приведение изо- it ражения к единому целому. «Раздробленную» деталями натуру нужно привести снова к обобщению, заострить внимание па самом характерном, подчеркивающем индивидуальные осо- ненности, и наоборот, смягчить все второстепенное. Необходимо выполнить несколько упражнений, помещая на турщика в разные световые условия (освещать его спереди, сзади и т. д.). Последовательность в процессе работы остается прежней: подготовительный этюд, рисунок, подмалевок п передача большой формы головы, детальная проработка формы, наконец, обобщение и приведение изображения к це- ноетности и цветовому единству. Полезно написать поясной портрет натурщика в условиях искусственного освещения. Это представляет значительную трудность для восприятия цветовых изменений на голове и фигуре человека. Вечернее электрическое освещение обладает оранжевым цветовым оттенком. Причем в натуре цвета изменяются от освещения значительно сильнее, чем это воспринимается зрением. При электрическом свете белая ваза или гипсовая голова воспринимаются белыми, но их нельзя писать белилами. В действительности же насыщенность отраженного от них светового потока оранжевого цвета имеет значительную величину. Опытный живописец применит для этой цели кадмий оранжевый в чистом виде. После усвоения закономерностей передачи искусственного освещения в кратковременных упражнениях можно приступить к аналогичному длительному заданию, преследующему цель передачи объемной формы, цветового состояния, детальной проработки натуры, приведения изображения к цветовому единству. Живопись головы в условиях пленэра. Изображение человека в условиях пленэра имеет свои особенности. Необходимость вести работу методом пропорциональных цветовых отношений задача номер один. При солнечном освещении объекты натуры и по силе света (по яркости), и по силе цвета превосходят краски палитры. Многие объекты, освещенные солнцем, невозможно передать в полную их силу, как это можно было бы сделать, работая в мастерской. Ни один объект, его цвет и светлоту невозможно скопировать «в упор». Например, цвет неба, его светлота не могут быть равными цвету неба,' положенного на этюде, а должны быть построены цветовые различия (отношения), подобные натурным. Только в этом случае можно добиться правдивого изображения в условиях солнечного освещения. Перед изображением головы или фигуры в условиях пленэра необходимо хорошо уяснить особенности пленэрной живописи, а также проанализировать ряд живописных портретов с точки зрения характеристики тех изменений цвета, объема и формы, которые неизбежно происходят в условиях пленэра. Полезно проанализировать этюды К. Коровина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, С. Герасимова, А. Пластова, братьев А. и С. Ткачевых и других живописцев, которые добились замечательных результатов в написании портретов и фигур на пленэре. При работе на пленэре на холст не должен падать сильный свет и рефлексы (желательно использовать зонт). Иначе ярко освещенный этюд, воспринимаемый на пленэре красочным и солнечным, при перенесении его в помещение с ослабленным светом станет черным и бесцветным. Перед началом работы следует ставить четко определенные задачи. На первоначальном этапе не следует увлекаться длительными упражнениями — детальная проработка формы может оказаться не только бесполезной, но и мешающей решению поставленной задачи. Так, например, если поставлена задача на передачу солнечного освещения и пространства в живописи головы, а художник, не осознав ее, для большей <• иллюзии» начинает лепить форму максимально подробно, то в конечном счете утрачивается и колористическое состояние головы в пространстве, и характер ее освещенности. Перед началом каждого длительного упражнения необходимо выполнять кратковременные этюды (минут 15 — 30). О условиях пленэра, при быстрых изменениях освещения, такие этюды, фиксирующие первое, неадаптированное и, как правило, самое верное впечатление от натуры, особенно важны. Когда голова освещена прямыми солнечными лучами, общая гамма красок высветляется. Локальный цвет головы портретируемого под влиянием прямых солнечных лучей стано- нится почти бесцветным. Там, где лучи солнца скользят под углом, освещение слабеет, часть головы на свету постепенно приобретает цветовой оттенок, который характеризуется суммарным цветом тела и рефлексов. Сверху цвет головы определяется цветом освещения и рефлексов неба, снизу рефлексов земли, зелени или песка и т. д. ^ Колористический строй в тени, в контрасте к световой части натуры характерен прозрачностью, красочностью, насыщенностью цвета и очень богат рефлексами, отраженными от окружающих предметов. Рефлекс голубого неба объединяет реф- псксы в мозаику, создавая общее колористическое единство теневой части. Рефлексы при дневном солнечном освещении сильно насыщены и высветлены по тону. Следует обратить внимание на то, что при интенсивном солнечном свете наблюдается чрезвычайно слабая цветовая насыщенность в свету и, наоборот, довольно насыщенная рефлексами тень. Начинающие живописцы в условиях солнечного освещения делают очень серьезные ошибки — преувеличивают светлоту рефлексов пли в тени пишут слишком черно. В серый день этюд головы можно писать сравнительно долго, так как светлотные отношения изменяются не так быстро. В солнечный день утром или вечером лучше писать одно- сеансные этюды. Изображение фигуры человека Прежде чем приступить к живописи фигуры человека, надо хорошо освоить тоновый рисунок, уметь изображать форму конструктивно, учитывая общий объем и цельность большой формы, на которой располагаются более мелкие объемные детали. Здесь нужно вспомнить общепризнанное мнение: живопись — это единство правильного построения формы и решения тональных и цветовых задач. В процессе живописного изображения фигуры человека, передавая ее объемные, материальные и пространственные качества, при нахождении оттенков цвета как формы в целом, так и ее деталей надо все время мыслить и работать отношениями. И первоначальная прокладка красок, и последующее ее наслоение — все нужно делать с таким расчетом, чтобы в конечном результате цветовой строй эпода по цвету точно передавал контраст (отношения) светоцветовых различий объемной формы. Характер каждой цветовой поверхности фигуры человека и ее отличие от других определяются и таким свойством цвета, как насыщенность. В зависимости от условий освещения цвет может быть ярким и тусклым, насыщенным и высветленным.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |