КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 5 страница
Упражнения на тональное изображение головы желательно повторить многократно. Кто недостаточно подготовлен в тоновом рисунке головы, не имеет развитого чувства формы, конструкции, тот не сумеет положить найденный цвет на нужное место по форме, не сможет сделать изображение собранным и цельным. ЧАСТЬ II ЖИВОПИСЬ Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Результат восприятия этого цвета определяется как объективными (существующими в природе цветовыми качествами предметов и явлений природы), так и субъективными факторами — психологией и физиологией зрительного восприятия формы, светлоты и цвета. Разберемся прежде всего в закономерностях цветовых явлений природы и особенностях их зрительного восприятия. Это даст возможность с самого начала обучения стать на истинно профессиональный путь реалистической живописи. Для этого необходимо как можно быстрее, основательнее и глубже овладеть (как в теории, так и на практике) сутью и смыслом трех основных вопросов живописной грамоты: 1) что такое цвет в живописи (с каким цветом имеет дело художник); 2) метод работы цветовыми отношениями; 3) постановка глаза на цельность зрительного восприятия изображаемой натуры. Без глубокого понимания этих основных вопросов успех в обучении живописи будет медленным и незначительным. ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ Цвет вообще — это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра, которую он отражает. В солнечном спектре насчитывается семь основных длинноволновых и коротковолновых цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда от поверхности предмета отражаются главным образом, например, красные лучи солнечного спектра, а другие цвета поглощаются (или отражаются в меньшем количестве), мы видим предмет красным. Если предмет поглощает все лучи спектра, кроме зеленых, предмет будет иметь зеленую окраску. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей — черным. Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а имеющие цветовой оттенок — хроматическими. Ахроматические цвета отличаются только светлотой. Хроматические цвета могут отличаться по трем признакам (или свой- : лам): цветовым тоном (оттенком), светлотой и насыщенностью дтенсивностью, силой цвета). Цветовой тон обозначает название цвета (красный, зеленый, дтый, синий и др.) и определяется длиной световой волны, -отлота — это воспринимаемая яркость, то есть насколько тот н иной цвет выглядит светлее или темнее другого цвета. : еыщенность, интенсивность или сила цвета характеризует пень отличия цвета от серого или степень приближения его к тому спектральному цвету. За каждым предметом или объектом в нашем сознании юновании жизненного опыта закрепляется какой-то опре- ь'нный цвет, например трава — зеленая, небо — голубое, ; е — синее. Такой цвет называют предметным или собствен- м (его действительной окраской). П редметный цвет в природе постоянно подвергается самым личным влияниям и изменениям. Он выглядит иначе при л пни и ослаблении силы света, изменяется от спектраль- о состава освещения (цвета освещения). Среда, в которой одится предмет, тоже видоизменяет предметный цвет (реф- сна я взаимосвязь). : 1вет предмета изменяется также и при удалении (явления. д\ шной перспективы): с увеличением расстояния умень- л я прежде всего насыщенность цвета. Зеленый цвет дерёвь- дали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Кроме этого, дальние предметы изменяют оттенок цвета, выглядят голу- даты ми. Цвет предмета может выглядеть по-разному в зависимости i c >/! i растного взаимодействия цветов. Если на середину сто-:рытого ярко-красным кумачом, положить маленькую бу- д • у чисто серого цвета, то она будет казаться зеленоватой.;д серая бумажка на зеленом фоне покажется розоватой, нтом — синеватой, на синем — желтоватой. Если на крас- пдн положить зеленую бумажку, то она будет казаться еще д, чем на фоне серого цвета, так же как красная к ка на зеленом фоне станет еще краснее. всех этих случаях наблюдается явление одновременного:,»; о контраста, который сводится к тому, что серый д.1 цветном фоне получает окраску в тон цвета, прислано соответствующего цвету, дополнительному к ок-,'дша. ;: ние одновременного контраста проявляется тем сильнее, пче насыщенность цвета и фона и чем светлота этого с с.же ко второму цвету. При малой площади фона и гром поле зрения контраст совсем не проявляется или:.-два заметным. называемые дополнительные цвета, расположенные по усиливают свою яркость (дополнительные цвета-— ■ дый и зеле но • гол у бо й, оранжевый и голубой, желтый н с;ел го-зеленый я фиолетовый, зеленый и пурпурный). Под влиянием перечисленных выше условий предметный цвет может изменяться и по оттенку цвета, и по светлоте, и по насыщенности или по всем трем признакам одновременно. И называется такой измененный цвет уж не предметным, а обусловленным. Начинающие художники обычно не замечают указанные выше изменения предметного цвета, не видят обусловленных цветов, а воспринимают лишь присущую предметам постоянную окраску. Лист белой бумаги и при искусственном электрическом освещении, и при естественном дневном, вечернем они назовут белым, хотя в действительности при вечернем, например, он имеет напряженный оранжевый цвет. Цвет деревьев на переднем и дальнем планах аллеи парка они видят одинаково зеленым, хотя этот цвет на дальнем плане переменился и по тону, и по светлоте, и по насыщенности: он стал более холодным, голубоватым, более светлым (или темным) или более нейтральным. Когда, например, неопытный художник смотрит на желтое яблоко, то видит его темную сторону такой же желтой, как и освещенную, хотя по светлоте и оттенку цвет тени яблока изменился. Здесь следует напомнить, что начинающий художник не замечает не только цветовые, но и перспективные изменения формы предмета, хотя они являются основой нашего зрительного образа. Привычку видеть и воспринимать форму и цвет предметов всегда постоянными, неизменными, вне зависимости от условий окружающей среды психологи называют константностью восприятия. Причина этого явления состоит в том, что зрительные восприятия человека основываются не только на ощущениях глаза в данный момент, но и на прошлой жизненной практике. Зрительно воспринимая те или иные объекты, люди видят не просто пятна разной величины и цвета, которые возникают на сетчатке глаз, а конкретные предметы, которым присущи определенная форма и постоянный предметный цвет. По причине константности восприятия начинающие живописцы совершают в своих работах целый ряд ошибок колористического характера. В серый день, когда снег далеко уже не белый, неопытные художники не находят для его изображения ничего другого, кроме чистых белил. Зеленая листва или трава при любом состоянии дня или погоды в их этюдах одинаково едко-зеленая, будто на нее не оказывают влияния голубое небо или изменившееся освещение. Видение обусловленного цвета предметов затруднено еще и эффектом так называемой цветовой адаптации — способностью глаза как бы привыкать к предметным цветам окружающей природы, отчего цвета представляются нам одинаковыми как при дневном, так и при искусственном освещении, хотя спектральный состав излучения от предметов в этих условиях совершенно различен. Внутренность комнаты в ясную погоду освещается светом голубого неба. В пасмурную — белым светом облаков, а вечером — искусственным электрическим светом, ко- орый очень беден синими и фиолетовыми лучами. Соответственно освещению меняется спектральный состав света, отражаемого предметами различной окраски. Между тем наше зрение почти не замечает этих перемен цветности. Например, лист бумаги представляется нам белым и при све-: е голубого неба, и при желтоватом солнечном свете, и при искусственном оранжевом свете. Если в пасмурный зимний вечер находиться во дворе под открытым небом, все будет восприниматься в сером виде. Совсем иное впечатление, если посмотреть во двор из окна комнаты, освещенной электрическим сетом — пейзаж во дворе покажется интенсивно синим. И ес ли выйти на улицу, то через 5—10 минут все опять будет казаться в сером колорите. Художнику реалистической живописи необходимо уметь ви- п.'ть, как форма и цвет предмета выглядят в конкретных ■, словиях освещения и удаления. Он должен уметь изображать Ьорму и цвет в том виде, в каком они представляются гла- '/. Глаз художника должен быть освобожден от «завесы» константности. Если зрительно воспринимаемые и ощущаемые к вменения формы и цвета будут переданы в изображении, зритель получит правдивую картину действительности. Именно б условленный цвет является одним из основных изобразительных средств реалистической живописи, с помощью которого художник в состоянии правдиво передать объемные, материальные и пространственные качества изображения, соз- л.а; ь гармоничное колористическое состояние живописного этю- I о пли картины. Только в этом случае цвет будет выполнять изобразительную и выразительную роль, иметь безусловную > готическую ценность. Он станет в руках живописца активным редством преобразования натуры в художественный образ. Именно с перестройки зрительного восприятия на аконстантное видение цветовых качеств видимой формы предметов появ- глетгя возможность совершенствования профессионального V. ктерства начинающего живописца. В связи с этим полезно г \к>ть в виду совет исследователя теории колорита в живописи Н. М. Волкова: «Для того чтобы ясно видеть цветовой ток г гветлоту предметов дальнего плана, надо стараться не видеть л отдельных предметов, надо отрешиться от того, что там i к, и стараться видеть общее цветовое пятно». ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Если живописец хорошо научится видеть в натуре обус- >г.ленный цвет и его светотеневые градации, это еще не озна-;<п, что он сможет написать профессионально грамотный од. Он сможет лишь добросовестно скопировать цвет отдель- v предметов, даже передать их объем, но такие важные качества живописного изображения, как материал, пространство и состояние освещенности, никогда не передаст. Передача наблюдаемых в натуре цветовых качеств различных предметов и их поверхностей — это не простое повторение буквальной силы их света и цвета, а установление пропорциональных отношений воспринимаемых глазом предметов в определенном масштабе красок палитры. Сущность передаваемых цветовых отношений вытекает из сущности цветовых отношений, наблюдаемых при зрительном восприятии. В грамотном живописном изображении необходимо добиться, чтобы не только величинные и тональные, но и цветовые различия предметов натурной постановки были переданы в тех отношениях, в которых они воспринимаются в момент наблюдения в определенной среде и при определенном состоянии освещения. Это необходимо делать, как мы уже говорили в первой главе, по той причине, что правдивое зрительное восприятие натуры вообще опирается на отношения, касается ли это пропорций, светлоты или цвета предметов. Тональные и цветовые отношения натуры, пропорционально переданные в изображении, позволяют психологически правильно подойти к полноценному колористическому изображению. Нужно помнить: для того чтобы правильно передать цветовые отношения натурной постановки, при изображении формы каждого предмета необходимо определить, во-первых, его цветовой оттенок (синий, желтый, зеленый и т. д.); во-вторых, различия (отношения) этих цветов по светлоте (по тону), то есть во сколько они светлее или темнее друг друга; в-третьих, степень (контраст) интенсивности, насыщенности каждого цвета предмета и его поверхности в сравнении с другими. В процессе работы надо постоянно помнить, что каждый цвет на свету, в тени, в полутени и т. д. важен не сам по себе, переданный в упор, а только его разница по отношению к другим, его отличие от других, то есть его отношения. Живописца ежесекундно должна интересовать только точная цветовая разница, только пропорциональность отношений. Поэтому процесс живописи — это процесс постоянного сравнительного анализа предметов натурной постановки, процесс нахождения цветовых отношений. П. Кончаловский, отлично усвоивший суждения В. Сурикова о работе цветовыми отношениями, пишет: «Точного цвета с натуры взять нельзя, ибо каждую минуту цвет меняется в зависимости от освещения. Поэтому надо строить все на цветовых отношениях. И если они логичны, не противоречат натуре, тогда можно достигнуть гармонии и правдиво передать именно свои впечатления от натуры». В живописных этюдах (при работе отношениями) особенно важно сохранить видимые в данный момент различия цветов не только по светлоте (по тону), но и по силе цвета (по насыщенности). Правдивость живописного изображения зависит не от точности цветового оттенка, а от верной передачи различий (отношений) по силе света и цвета. Неправильно взятые по гону и силе цвета (то есть по светлоте и насыщенности) цветовые отношения этюда ведут к путанице пространственных планов н особенно отрицательно сказываются на выявлении материальных качеств изображаемых предметов и на состоянии их освещенности. Объясняя задачу и процесс нахождения цветовых отношений, Б. Иогансон писал: «Каждый живописец, прошедший хорошую реалистическую школу, знает, что метод писания с натуры основан на сравнении тончайших соотношений близких между собой тонов как по силе света, так и по оттенкам цвета; знает, что процесс писания с натуры заключается в выявлении различий на холсте, заложенных в натуре разниц светосилы и напряженностей оттенков цвета». Не следует забывать, что тональные цветовые отношения в живописи выступают в единстве. Каждый составленный мазок цвета должен носить в себе найденные в натуре отношения и по светлоте, и по насыщенности, и по цветовому оттенку. Суждения опытных художников подтверждают, что цвет нельзя изолировать от тона и что только светлотные отношения в единстве с цветовыми определяют правдивость изображения. «В пространственной материальной живописи,— говорил Н. Крымов,— цвет и тон нераздельны... Цвет, неверно снятый в тоне, уже не цвет, это просто краска, и ею нельзя передать материального объема в пространстве». Замечательный русский живописец В. Серов в своих работах Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» передает красоту реального мира, полноту цвета и света. Умело переданные тональные и цветовые отношения натуры, вырази- c iibiiocTb техники письма дали возможность художнику пост- "|>ить колористически правдивый цветовой строй картины. Эти-!• же живописными качествами, благодаря методу работы отселениями, обладают произведения советских художников Иогансона, П. Кончаловского, С. Герасимова, А. Пластова, ' Стожарова, братьев А. и С. Ткачевых и др. ОБЩЕЕ ТОНОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ Выше мы отмечали, что зрительное восприятие цветов ■ выкается на их отношениях независимо от изменения осве-;гости, если только оно пропорционально увеличено или ■ ьшено для всех предметов одновременно. Однако мы все же: чаем сильные изменения освещенности и связанную с ней я:кенную или повышенную в тоне и цвете общую гамму кра- пшроды: пейзаж, освещенный солнцем, выглядит светлее елго или утреннего; в серый день не бывает резких раз- с(света и тени, как. это наблюдается в ясный день, силе сильнее в ясную погоду, чем е пасмурную, летом, смой, на юге, чем на севере. Ос лете чя ость солнцем в
В. А. Серое. Девочка с персиками
полдень ослепляет и притупляет зрительное восприятие цвета. Рассеянное освещение, напротив, создает благоприятные условия для его восприятия. При низкой освещенности различаются только большие объемы в целом, без мелких деталей. В зависимости от изменений силы освещения иначе выглядит не только светлота предметов, но и их цвет. При пониженном освещении уменьшается насыщенность цвета предметов. В комнате по мере удаления от окна цвета предметов становятся не только более темными, но и менее насыщенными по цвету. Ярко освещенные солнцем объекты пейзажа имеют темные, холодные тени, а набежало облако — и все резко изменилось, все стало по цвету более спокойным, нейтральным. Пейзаж приобрел общий холодновато-серебристый оттенок. И в пасмурный день можно наблюдать перемену в общем состоянии красок природы по сравнению с солнечным днем. А вспомните состояние освещенности в начале грозы: надвинулись тучи, все кругом потемнело, а где-то кусочек поля еще сияет яркими красками солнечного освещения. Во всех этих случаях цветовое многообразие в натуре подчиняется общей силе освещенности. В реалистической живописи очень важно уметь выражать состояние общей освещенности (общий тон). Под общим состоянием освещенности подразумевают общую тоновую и цветовую напряженность натуры, соответствующую определенному часу дня — утреннему, полуденному, вечернему — или определенному времени года, или погоде. Если мы хотим передать в этюде настроение, сделать его эмоционально действенным, пейзажи, написанные в разное время суток или в различные времена года, должны отличаться друг от друга так же, как отличается состояние освещенности натуры утром и вечером, в солнечный и серый день, осенью, зимой и летом. Если присмотреться к множеству живописных картин, изображающих разное состояние времени дня или погоды, можно заметить, что там, где природа достаточно освещена, краски светлее и интенсивнее по сравнению с картинами, изображающими пасмурные дни, восход или заход солнца. Все это — результат выдержанности общего тонового и цветового состояния, определяемого силой освещения. Чтобы передать в этюде общее тоновое и цветовое сос-
В. Ф. Стожаров. Леи
тояние, не всегда следует использовать максимальные возможности палитры, то есть самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не всегда надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для выдержанности пропорциональных натуре тоновых и цветовых отношений необходимо прежде всего решить: в какой гамме красок следует строить отношения — в более светлой или более темной — ив каких пределах интенсивности цвета. Передача общей освещенности (общего тона) важна в живописи натюрморта, интерьера, головы и фигуры человека. Поэтому при решении этой задачи появляется необходимость учитывать и применять светлотный и цветовой масштаб, перед началом работы решать, каким будет в этюде наиболее светлое и наиболее темное пятно, какой силы будет самый насыщенный цвет натуры. Леон Батиста Альберти писал: «...Никогда нельзя делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя сделать ее белее. Даже если ты одеваешь (свои фигуры) в самые светлые одежды, ты должен остановиться далеко от самой последней белизны». Наглядным подтверждением этих слов может являться натюрморт И. Грабаря «Неприбранный стол». Белая скатерть в нем написана не чистыми белилами. «Ищите общее,— говорил И. Левитан,— живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон». Выдержанность общего тонового и цветового состояния особенно важна в пейзажной живописи. Важно в начале работы над пейзажным этюдом верно взять основные тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Если при этом не учесть общее тоновое и цветовое состояние, то краски изображения могут оказаться преувеличенными. В этюдах серого дня будут использованы чистые белила и открытые насыщенные краски. В зимнем этюде, в сумерки, например, когда снег уже не белый, у неопытного живописца он может выглядеть как чистые белила, а зеленая листва или трава в летних этюдах при любом состоянии погоды изображается одинаково насыщенной зеленой краской. В этюдах с такими ошибками, как правило, не бывает самого необходимого в пейзажной живописи — состояния. А ведь именно им, собственно, и определяется «настроение» пейзажа, его эмоциональное воздействие. Замечательные художники - жи вопиецы всегда строили отношения красок с учетом тонового и цветового состояния натуры: И. Левитан. В. Поленов, К. Коровин, А. Пластов, С. Герасимов и многие другие одними общими мазками писали в этюдах траву, облака, деревья, которые выглядели, однако, законченно, материально, живописно, й эго получалось потому, что цветовой строй их этюдов, то есть цветовые отношения, были созданы <• учетом общею состоя ни я освещенности. К сожалению, работ:-.! пекоторык современных -живописцев больше всего vi ра да ют именно тональной несобранностью, объекты натуры они пишут предметными цветами отдельно друг от друга, без учета состояния общей освещенности. Кроме силы общего освещения, от которой зависит общее тоновое и цветовое состояние натуры, следует иметь еще в виду то объединяющее влияние, которое оказывает на все предметы и объекты спектральный состав освещения, то есть его цвет. зДменно он всегда входит составной частью во все краски природы и делает их едиными и родственными. Вечернее искусственное освещение придает комнатной обстановке желтооранжевый оттенок. Утром преобладают золотисто-розовые от! мши, вечером — желто-оранжевые, в пасмурный день — нейрально-серебристые. При слабом свете луны преобладают сероголубые или серо-зеленые цвета. В лесу все пронизано теплым мтеноватым цветом. Как бы ни были разнообразны цветовые ачества натуры, цвет освещения всегда присутствует на всех ■ частях и деталях и все краски подчиняются ему. Создайся цветовое единство и гармония, гамма теплых или холодных цветов. Это единство в многообразии красок природы служат основой для создания гармоничного колорита цветового роя реалистического этюда или картины. Вели сопоставить репродукции произведений художников | гюрморты, пейзажи, жанровые картины), изображающие ноны при различных источниках света, то станет ясно, что карие ы солнечного заката имеют общий оранжево-красный коло л В пейзажах с лунным светом преобладает зеленовато- c. сия гамма красок. Пейзажи серого дня имеют совсем иную, единую и родственную гамму красок. ; I рекрасно переданы цветовой колорит и гармония красок, , ловленные освещением, например, в картинах М. А. Врубе- -Царевна-Лебедь», К. Ф. Юона «Августовский вечер. Пос- "!ий луч» (см. второй форзац). s и этих примеров видно, что цветовое единство и гармония;>к во всех случаях обусловлены спектральным составом ■ ■-.ника основного или отраженного света. Поэтому, работая с i»i j, живописец не только строит общие цветовые отно ■ п в определенном тоновом и цветовом масштабе, но и еле- ■а колористической соподчиненностью. Он не наносит > внгу или холст) произвольно «знаемые» предметные се поняв то общее, что делает их едиными и родственна кое соподчинение является основой построения колочу кой гармонии и согласованности цветового строя. ждем итог. Гармоничный колорит в реолнгтнческой жн это правдивая взаимосвязь всех цветовых элементов •гелия, его цветовой строй. Главное его достоинств'» - го и сот лаеованноеть цветов, <1 оог ноте тс у ю t цм х сами;: гт-рсдаюших в единстве <ло светотенью такие основные г предметов, как объем, материал, нропрансгуенныо Л1!. ■!! г <стозн иг: освещен пости изображаемо! о маме ига. Цве- этюда или картины (его колорит) о!ф(дру;д-угче,: - о-оелыо н роаорцнона. j ьнькл шпуре о о.,о о;. су,- о
А. А. П л а с т о в. Лето вых отношений с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности, то есть передачей влияния силы и цвета основного источника освещения, который объединяет цвета натуры, делает их соподчиненными и родственными, а также богатством и разнообразием теплых и холодных цветных рефлексов обусловленного цвета при лепке объемной формы и передаче материала и пространства. Решить эти задачи в живописном изображении —значит решить во многом и художественную задачу, найти цветовой образ мотива, его тоновое и цветовое состояние, которым определяется эмоциональное воздействие колорита картины. Известно, что восприятие объектов природы неотделимо от вызываемых ими чувств, которые отлагаются в нашей памяти. Зрительное восприятие картины поэтому всегда сопровождается ассоциативными чувствами, которые имеются в личном опыте чувственных переживаний от воздействия природы. Эмоциональный опыт людей, динамика их чувств, настроение связаны как с мажорными, так и с минорными колористическими состояниями природы, ее эмоциональными возможностями. 11равдиво отражая состояние реальных условий освещенности, передавая в этих условиях объемные, материальные, пространственные качества предметов, цветовой строй изображения воздействует на чувства зрителя, создает настроение, вызывает к тетические переживания. Все это возможно в том случае, если > поду или картине присуще правдивое колористическое состояние. ЦЕЛЬНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В практике реалистической живописи очень ваяша так называемая профессиональная постановка глаза художника на цельность восприятия. Рассмотрим суть и смысл этого необходимого профессионального умения. Как мы уже отмечали выше, при выполнении живописного пода цветовые отношения определяются в натуре методом равнения предметов по трем свойствам: цветовому оттенку (цветовому тону), светлоте и насыщенности. Эти три признака шляются основными для полной характеристики всякого цвета ч натурной постановке и на изображении. Определение цветовых отношений предметов при их сопос- зндении затрудняется особенностью глаз видеть предметы по- чередно, настраиваться на «резкость» предмета, на который направлен взор. Предмет, на который мы смотрим, виден со '.'могими подробностями, с резкими и четкими контурами, то- льные и цветовые контрасты на нем резко выражены. Он кайся самым светлым по тону и самым напряженным по цвету, т, например, поставить для рисования группу предметов, " цазующих два плана, то, сосредоточив взор на ближних и редметах, второплановые мы будем видеть расплывчато и не- дгленно и, наоборот, если присматриваться к предметам второго плана, то цвет, контраст светотени, а также подробности рельефа на них станут более четкими. В действительности ближайшие предметы более заметны, четко видны их контуры, другие же, находящиеся на втором плане или в тени, почти незаметны. Однако, если в процессе работы переводить взгляд с одного предмета на другой и таким образом сравнивать их друг с другом, мы не сможем правильно определить цветовые отношения и добиться грамотного изображения. На бумаге или холсте получится лишь пестрый набор отдельных предметов с резкими границами и пестрыми светлотными и цветовыми отношениями. Каждый предмет в отдельности будет вроде бы верно написан, но в целом изображение будет выглядеть дробным, не соответствующим действительному состоянию натуры. И все это потому, что в процессе работы мы хотя и сравнивали предметы, но смотрели на них поочередно: сначала на один, потом на другой. А это предельно неверное, непрофессиональное видение натуры. Чтобы иметь возможность правильно определять тоновые и цветовые отношения натурной постановки, необходимо выработать специальную профессиональную постановку глаз: уметь смотреть на все предметы одновременно и цельно, не выпуская из поля зрения всей группы натурной постановки (включая и фон). Если писать, например, букет цветов, стоящий на подоконнике раскрытого окна, надо видеть сразу все — и цветы, и оконную занавеску, и панораму города за окном. В процессе изображения пейзажа, например, каждый тон надо находить не по отдельности (землю, воду или небо), а все одновременно и в этот момент определить их отношения: самый светлый тон — небо, самый темный, возможно, земля, про межуточный между ними — вода. Цельно видеть натуру целиком необходимо даже в тот момент, когда работа ведется над деталями. Невозможно понять тон и цвет отдельных участков натуры, не видя объект в целом. Только при одновременном видении можно правильно оценить подчиненность деталей це лому. о Цельность восприятия натуры имел в виду английский художник Д. Рейнольдс, (середина XVIII в.), когда говорил: «Художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете, ни в объемности, если не привыкнет смотреть на предметы в целом». Говоря о необходимости воспринимать всю натурную постановку в делом, видеть все одновременно, Р. Фальк пояснял: «То, что мы обычно называем цветом, не более чем окраска предметов, но вовсе не то, что видит наш глаз, при условии целостного видения. Видеть общё — цельно группу предметов, которую хотите изобразить,— вот в чем вы должны прежде всего стараться научиться. Натюрморт, который стоит перед вами.,, должен стать для вас картиной, то есть единым цельным я неделимым зрительным образом... Для этого надо на время за- ft а быть, что это кубик, гранат, яблоко и т. д. Это цветные части цветной картины, которая находится перед вами. Сила этой картины в ее цветном звучании в целом, как бы цветовой оркестр, исполняемый разными инструментами». Рассказывая о своем живописном методе, К. Коровин говорил: «Я стараюсь быть точным, очень верным и очень цельно видеть». Б. Иогансон так раскрывает смысл профессионального цельного восприятия: «Охватывая глазом одновременно все, художник вдруг замечает то, что особенно ярко заявляет свое право на первый голос, и то, что еще заметно подпевает, какая-то комбинация заявляет ярко о своем первенствующем шачении. Другая комбинация цветов подчиняется, в свою очередь подчиняет себе третью комбинацию цветов и т. д. Благодаря тому, что художник шел от целого, он получил возможность сравнивать одно с другими, чего лишен художник, едущий от детали...»
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |