КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 4 страница
Передав светотеневые градации всех предметов натюрморта, надо проверить, верно ли переданы тоновые отношения между ними. Сравнив все световые поверхности, проверив тоновые различия между ними, а также по отношению к фону и предметной плоскости, надо проверить характер границ всех предметов, их четкость и мягкость, видимость одного предмета на фоне другого. Стадия обобщения заканчивается проверкой: подчинены ли все предметы целому, не вырывается ли какая-либо часть композиции из целого, из своего пространственного плана, не нарушены ли основные тональные отношения. В результате такой проверки может появиться необходимость ослабить или усилить тон какого-то предмета, смягчить или выделить контур и таким образом добиться соответствия целостности натуры. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения. Поэтому работа заканчивается обобщением, установлением целостности изображения в соответствии со зрительным образом натурной постановки при цельном ее восприятии, подчинении второстепенного главному, композиционному центру. Натюрморт, составленный из предметов быта. Материальность является неотъемлемым качеством каждого предмета. Кто в достаточной степени овладел задачами тонального изображения, в котором, кроме объема, передается материальность каждого предмета, как правило, более успешно продви-: ается в живописи. Рассмотрим задачи и процесс изображения натурной постановки, составленной из предметов разного материала. После того как сделан подготовительный рисунок натюрморта, переходим к светотеневому изображению каждого пред-
Натюрморт, составленный из предметов быта из разного материала мета — передаче средствами светотени и тональных отношений их объема, материала и пространственного расположения. Этих качеств реалистического рисунка можно добиться в том случае, если правильно передать как градации светотени на каждом предмете (блик, свет, полутень, тень и т. д.), так и их взаимные тональные различия. Что это значит — взаимные тональные различия? Одни предметы по окраске выглядят в натуре плотными и темными, другие светлыми. На одном предмете собственная тень выглядит темной, плотной, «тяжелой» (металлический сосуд), на другом более светлой, «легкой». Эти светлотные различия необходимо передать на рисунке. При этом надо учитывать и фон, который находится за предметами. Правильно взятые отношения светлоты фона к тонам всех предметов натурной постановки способствуют передаче пространства. Начинать передавать тональные отношения лучше всего с самого темного предмета или глубокой тени. Силу тона каждого другого предмета, других теней нужно сравнивать с этим исходным тоном. Тени надо сравнивать с тенями, полутона — с полутонами, светлые места — со светлыми. Так, собственная тень на плотном сосуде темнее падающей тени от него. Такими постоянными перекрестными сравнениями предметов в натуре и на рисунке надо добиваться идентичных свет- лотных различий. Причем надо помнить, что самый темный предмет или его тень — это не черный бархат и не цвет угля. Все темные предметы и их тени имеют более мягкий, неглубокий черный тон. Если, рисуя черный бархат (он ведь воспринимается на расстоянии), использовать карандаш или черную краску во всю силу, на холсте получится впечатление черной дыры. Самый оелый предмет чаще бывает гораздо темнее бе- чой бумаги. Процесс работы над любым натюрмортом проходит следующим образом. Первая стадия — нахождение основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов: натуры, светлоты фона и светлоты поверхности стола, предметов друг к другу, а всего этого в отношениях к фону, t начала наносится общий тон горизонтальной поверхности гола, вертикальной поверхности фона. Если эти общие отношения взяты неверно, то ни точность рисунка, ни дальнейшая роработка светотенью объемной формы отдельных предметов ■ *с сделают изображение правдивым — впечатление матери- еытости и пространства на плоскости отсутствовало бы. Ранта велась от теней к свету, причем теневые места наносились ■■■> возможности не многократной штриховкой, а нанесением стоты штриховки за один-два раза. После передачи правильных тоновых отношений между по- | v ностями основных предметов надо тщательно передать ■ н готень ооъемной формы всех остальных предметов. На ша" юн и цилиндрической форме бытовых предметов (идя от света к тени) каждый новый миллиметр поверхности постепенно утемняется, причем самое темное место собственной тени будет находиться не на границе предмета с теневой стороны, а несколько дальше от нее. Справа у контура собственная тень высветляется рефлексом. Особенность светотеневых градаций предметов, ограниченных плоскостями (книга, чемодан, стол), заключается в том, что каждая плоскость имеет свой определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. Объем таких предметов — это пространство, ограниченное со всех сторон плоскостями. Плоскости, повернутые к свету, ярче освещены, чем плоскости, на которые падает скользящий свет. Этот принцип лепки формы плоскостями разного типа относится как к большим массам, так и к мелким формам. На границе светлой и темной поверхностей, в силу краевого контраста, освещенная поверхность будет выглядеть еще светлее, а теневая — темнее. При решении тонального изображения необходимо учитывать удаленность предметов от рисующего. Если поставим ряд одинаковых предметов на разном расстоянии от рисующего, то убедимся, что ближайшие предметы, их заметность деталей и фактура материала будут восприниматься более четко. По мере удаления эти качества становятся менее заметными. Объекты на дальних планах смотрятся более плоско и силуэтно. Контрасты света и тени на переднем плане читаются четче, сильнее, чем вдали. Все эти проявления воздушной перспективы надо учитывать при рисовании многоплановых натюрмортов, когда надо решать глубокие пространственные планы. Изображая с натуры, мы должны следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по четкости, контрастности границ поверхностей предметов. Видимость контура каждого предмета на всем протяжении разная: левая освещенная грань какого-то предмета может быть близка по силе света к фону, поэтому она мягко «прикасается» к нему. Граница правой грани этого предмета почти слилась по тону с фоном, а верхний его край резко выделяется на фоне. Все это можно заметить при одновременном, цельном видении натуры. После того как объемная форма предметов будет тщательно проработана, необходимо переходить к обобщению. В процессе изображения каждого предмета мы могли увлечься отдельными деталями и сделать их слишком четкими и заметными по контрасту светотени. По этой причине предметы второго плана могут зрительно вырываться на передний план. Чтобы привести всю группу предметов к единству, целостности, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая в этот момент силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов — основное условие законченности изображения группы предметов. Упражнения Нарисуйте несколько натурных постановок, составленных из трех-четырех геометрических тел (по выбору — куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида). Освещение различное: сбоку, спереди и сзади. Если нет простых геометрических тел, то составляйте натюрморты из предметов домашнего обихода, близких по форме к геометрическим телам: ведро, чемодан, мяч, различные сосуды. После того как хорошо будут изучены принципы построения перспективы, метод работы от общего к деталям и тоновое изображение простых предметов, можно переходить к рисованию сложных объектов с наличием драпировок. Нарисуйте натюрморт, состоящий из разнообразных по форме и материалу предметов домашнего обихода. Натуральная постановка должна состоять из небольшого количества предметов, контрастных по светлоте, что в значительной степени облегчит нахождение и передачу тональных отношений между ними. Рисование натюрморта в интерьере. Составные элементы этого натурного мотива — стол или стул, на котором расположены, например, гипсовая ваза, раскрытая книга, драпировка и т. п. Фоном является интерьер комнаты. Внимание при выполнении этого задания следует обратить на тональные решения предметов и объектов на разных планах, при разной удаленности от рисующего. Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на чело- зека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и настроений. Именно передача состояния в пейзаже определяет его эмоциональный образный отрой и выразительность. Работая с натуры, прежде всего надо стараться понять, осмыслить ее характерные особенности, то, как она выглядит в данный момент. Поняв ее общий характер, можно приступить к решению композиционных задач оисунка. Переходить к рисованию более сложных пейзажей можно еосле того, как накопится некоторый опыт в изображении ха- оактера простых мотивов. Для этих целей можно выбрать живописную опушку леса, лесную просеку с тропинкой, дорогу, у бегающую в глубь чащи, или аллею в городском парке. Во всех случаях надо стараться находить интересные мотивы, характерные для данной местности. Успех в рисовании пейзажа ос- зован на умении выявить эстетическое в окружающей природе и найти верное изобразительное решение. Определив пейзажный мотив, надо найти наиболее выгодную точку зрения для выразительного композиционного его построения. Но прежде важно продумать, в какое время дня и при какой погоде лучше всего нарисовать намеченный мотив. Для этой цели надо наблюдать выбранный пейзажный мотив не один раз. Надо найти в нем что-то новое, интересное. Только при таком подходе к рисованию пейзажа с натуры можно научиться настоящему творческому изображению. Бездушное и бесчувственное копирование случайно выбранных объектов — путь к натуралистическому изображению, пустому и мертвому. Чтобы выбрать лучшее место, неплохо сделать несколько набросков с различных точек зрения. Следует подумать также и о том, какой формат листа будет наиболее подходящим для данного сюжета, как разместить на нем элементы пейзажа, сколько места отвести небу, лесу и земле. Все это имеет важное значение для композиционной выразительности пейзажа, выполненного с натуры. Изображая аллею парка, например, лучше рисовать при таком освещении, когда деревья по одну сторону аллеи освещены, а по другую — затемнены. Но, конечно, можно рисовать при любом освещении, если оно интересно выявляет облик паркового пейзажа. Рисуя перспективу аллеи, наметьте линию основания деревьев и линию, проходящую по верху крон. Уточните местоположение каждого дерева, куста, пенька. Зарисуйте основную форму деревьев, передавая их относительные размеры, положение в пространстве. Изображая деревья, не следует вырисовывать отдельные листья. Надо понимать, как они объединяются в группы. Надо стремиться уловить общий тон отдельных участков в сравнении с другими планами, подчеркнуть характерные особенности, отличия друг от друга. В тоне нужно передать освещение и состояние погоды, начиная с выявления тональных отношений массы деревьев и земли к небу. Затем — разницу в тоне деревьев вблизи и в конце аллеи, дымку воздуха, в которую погружены деревья и дорога. Нужно показать падающие на землю тени, проследить игру солнечных лучей в этих тенях, мягче выявляя их края. _ Нельзя забывать, что в пейзаже, как и вообще в любом изображении с натуры, имеются предметы главные и второстепенные. Этим главным предметам с самого начала надо уделять при проработке деталей больше внимания, чем всем остальным, служащим как бы дополнительным фоном к главным. Сложным пейзажем можно считать пейзаж с открытым пространством. Нужно выбрать пейзаж с большим пространством и разными планами, с неровным рельефом местности и видимой на горизонте возвышенностью. Хорошо, если вблизи будут видны какие-либо крупные объекты, помогающие выделить первый план. Нарисовав основные части пейзажа, проложите обобщенно тона земли, неба и дали. Добейтесь их правильного тонового соотношения, сравнивая между собой. Проложив основной тон крупных частей пейзажа, наметьте его более мелкие детали, начиная от переднего плана и постепенно переходя вглубь, к горизонту. Передайте кажущиеся посветление тона земли по направлению вдаль и разницу освещения первого и дальнего планов. Не следует рисовать облака на небе в виде плоских светлых или темных пятен — ведь мы видим облака снизу как формы, имеющие не одну сторону. Постарайтесь передать воздушную перспективу — то, как по мере удаления в глубину пространства очертания предметов как бы смягчаются, а объем ощущается менее определенно. Сравнив тон ближних элементов пейзажа с тоном удаленных, можно увидеть, что самые темные тени будут на переднем плане. Запомните: свет и тень предметов на переднем плане контрастнее, на удаленных же предметах разница между светом и тенью слабее. Такое постепенное ослабление тонов при удалении предметов должно быть передано и в рисунке. Кроме того, на первом плане мы видим больше деталей, рельефнее воспринимаем их форму, поэтому на рисунке надо конкретнее прорабатывать ближний вид пейзанка и более обобщенно, мягко — удаленный. В конце работы проверьте рисунок: верно ли передано общее освещение, соотношение переднего плана с дальним (выявлена ли постепенность перехода переднего плана к горизонту), верно ли изображена форма отдельных элементов пейзажа. Сделайте необходимые исправления и обобщите рисунок. Упражнения Сделайте несколько рисунков: а) элементов пейзажа: пенек дерева, группа камней, листья и стебли дикого щавеля или лопуха и т. д.; б) простого пейзажа: дом с деревом, дорога с телеграфными столбами; „ в) сложного пейзажа: многоплановый пейзаж с тоновой проработкой неба, земли, воды и т. д. Голова человека Изображению головы должен предшествовать большой опыт рисования более простых предметов, гипсовых орнаментов, интерьера и экстерьера, натюрморта. Развитое чувство пропорций — необходимейшее условие успешного рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать голову конструктивно, необходимо знать анатомию головы. Причем анатомические познания необходимо подкреплять практической работой — зарисовками черепа в разных поворотах с натуры и по памяти. Осо-
Начальная стадия рисования головы: определение характера ее пропорций и поворота ft b I I I
бое значение для рисунка головы имеют кости, образующие лицевую часть черепа: лобная, парные теменные, скуловые верхней и нижней челюсти, кости подбородочного возвышения. Все они в значительной мере определяют построение головы. Характер пропорций этих частей головы определяет индивидуальные особенности человека. Надо также знать и уметь рисовать с натуры и по памяти ушные раковины, глаза, нос и губы. Первые зарисовки головы с натуры следует делать без тщательной детализации, ограничиваясь определением основных пропорций, установлением поворота или наклона головы, нахождением места и размеров частей головы. Размер головы на рисунке обычно берут немного менее натурального. Рисунки, изображающие голову в натуральную величину, кажутся нашему глазу больше действительного размера головы. Имеется еще более важная причина, почему рисовальщику не следует позволять рисовать предметы в их натуральную величину. При рисовании головы в натуральную величину происходит процесс прямого копирования с натуры («в лоб»), пропорции головы не выдерживаются в определенном масштабе, а без этого во многом теряется смысл учебных упражнений. В учебных рисунках голову размещают чуть выше середины
i'наличные направления срединной осевой линии и линии, проходящей через верхние края глазничных впадин листа. Голову анфас принято размещать на равных расстояниях от правого и левого краев листа. При профильном изображении со стороны лица оставляют немного больше места, с затылочной части — меньше. В самом начале работы следует прежде всего уловить характер большой формы головы, определить ее пропорции, отношение ширины к высоте. Далее необходимо наметить на рисунке положение срединной осевой линии и линии, проходящей через верхние края глазничных впадин. При прямом положении (анфас) срединная линия видна как вертикальная прямая, разделяющая лицо на две симметричные части. В других случаях срединная линия показывает поворот и наклон головы. Вспомогательная линия, проведенная через глазничные впадины, определяет соотношение между лицевой и мозговой частями головы, а также положение натуры по отношению к уровню зрения рисующего. Если уровень глаз модели находится на уровне глаз рисующего, то линию глазных впадин рисуют как прямую. При взгляде сверху (или снизу) она видна как дугообразная, направленная по закругляющей большей форме головы. Дугообразной будет эта линия и при наклоне головы вперед или при запрокидывании назад. Продолжая разметку деталей головы, надо провести вспомогательные линии бровей, основания носа, разреза рта. Все эти линии в положении головы анфас видны как прямые, в других положениях они закруглены по поверхности большой яйцевидной формы. Для правдивого изображения головы человека, его фигуры или группы людей требуется точное соблюдение всех закономерностей перспективного построения. В первую очередь надо решить, каково перспективное положение головы, определить, какой глаз выше и как, следовательно, перспективно направлена вспомогательная линия, проходящая через верхние края глазничных впадин (или линии бровей). Так как «крестовина», образуемая срединной линией и линией глазных впадин, определяет дальнейшее построение рисунка головы, надо внимательно проверить направление этих линий по отношению к горизонтальному и вертикальному направлениям. Другие вспомогательные линии — линии бровей, волос, основания носа, разреза рта, подбородка — параллельны между собой и тоже будут направляться к линии горизонта, подчиняться перспективе. В античных скульптурах головы установлены каноны пропорций деталей лица. Так, линия разреза глаз обычно находилась на середине головы от темени до подбородка. Высота лба, носа (вместе с переносицей) и нижняя часть лица от основания носа до конца подбородка были соразмерно равными. Расстояние между глазами равно величине глаза. Разрез рта находился на одной трети (верхней) расстояния от линии носа до подбородка и т. д. Знать эти каноны пропорций полезно и для того, чтобы подмечать, чем пропорции конкретного человека отличаются от канона. Это помогает острее воспринимать и передавать характер натуры. Ведь почти в каждом лице есть незначительные, малозаметные отличия от симметрии, например, один глаз чуть выше другого, углы губ слегка перекошены и т. д. Опытный рисовальщик сразу подмечает эти индивидуальные особенности, что способствует передаче выразительности и сходства. При построении отдельных деталей лица необходимо рисовать не «контуры» глаз, носа и губ, а намечать поверхности, которые образуют их форму. При этом надо следить, чтобы не была нарушена «большая форма». Детальную проработку частей лица следует наносить не на плоскость, а на большую форму головы: крыло носа рисовать на боковой поверхности носа, глазное веко — на полушарии глазного яблока, а нос и глаза размещать на объеме большой формы. Причем нос имеет переднюю поверхность, от которой под равными углами вправо и влево идут боковые. Форму глазного яблока строят не изолированно, а помещая его в глазничную впадину, находя ее место в общей форме черепа. Изображая голову, нужно строить ее одновременно перспективно и конструктивно, лепить светотенью. Только использование всех этих приемов может привести к реалистически грамотному изображению. Перспективное построение головы и лепка формы светотенью не должны быть искусственно разделены на предварительное изображение «контура» и последующую прокладку тонов — «тушевку». После ряда кратковременных зарисовок голов с натуры необходимо сделать несколько аналогичных зарисовок по памяти, в которых форму головы изобразить в самых различных поворотах и ракурсах: анфас, поворот в три четверти, запрокинутой, склоненной, с наклоном вправо и влево, находящейся выше и ниже горизонта. При выполнении этих рисунков рекомендуем намечать и часть шеи (это поможет выявлению движения). При длительном рисовании с моделировкой формы головы и ее деталей следует постепенно усиливать тональности и внимательно прорабатывать светотени каждой детали, соблюдая точные пропорции частей головы и тональные отношения. (Ниже будет изложен процесс детального изображения головы тоном.) Мы уже говорили о том, что правильная передача тональных отношений натуры является одним из составных элементов реалистического рисунка. В живописи тональные отношения в единстве с цветовыми являются фундаментом построения убедительного, жизненно достоверного цветового строя, основой лепки объемной формы и передачи материальности объектов. Поэтому умение изображать голову тоном в дальнейшем даст возможность успешно перейти к решению этой задачи живописными средствами. Ы ка» 442
Тональный рисунок натурщицы
Тональный рисунок античной гипсовой головы О. А. Кипренский. Портрет А. Олениной
На тональных рисунках головы, помещенных в пособии, хорошо переданы отношения пятен одежды, прически, фона и лица. Для выполнения светотеневого рисунка выбираются натурщики с ясным анатомическим строением лица. Модель помещают вблизи окна и освещают сбоку и несколько спереди. Тональные отношения между световой и теневой частями головы и между фоном должны читаться четко. Для фона можно использовать серую драпировку, тональность которой воспринимается со стороны световой части головы темнее, а с теневой — светлее. С теневой стороны модели для более четкого выявления формы можно установить белую отражательную плоскость. В таких условиях лучше читается линия собственной тени, подчеркивающая анатомическое строение черепа. В первых рисунках необходимо научиться передавать прежде всего большие тональные отношения головы и фона. Как правило, неопытные художники изображают отдельно голову и отдельно фон, что в конце концов приводит к тональной путанице, механическому копированию натуры «в лоб». От пра- ильного решения этой основной задачи зависит успех даль: йшей работы. Эти упражнения очень важны для овладения тональным рисунком головы человека. Известно, что, приступая к работе /ад портретом, художник-профессионал прежде всего опреде- 1 чет большие отношения силуэта модели (ее тональные отноше- /ня) к фону и только потом приступает к более тонкой модели- чвке головы, находит полутона, рефлексы и т. д. Поэтому югично начинать упражнение с постановки глаза на восприятие и передачу больших тональных отношений головы к фону, х тавляя в стороне нюансировку формы, ее детальную проработ- Тональные рисунки головы можно выполнять карандашом, глем и умбро-натуральным карандашом сангины. Последовательность проработки формы головы такова, что 'лесообразно начинать штриховку с теневой части — тень сра- у же выделяет большую форму и дает тональный камертон, /я определения последующих отношений. За теневой частью.ловы решается фон. Начинающие художники часто не придают значения фону и, нарисовав голову, только потом уже штушевывают» фон. В результате получается как нарушение олыних отношений формы, так и путаница в тональных гношениях отдельных частей головы к фону. После нахождения больших тональных отношений фона к и левой части головы можно приступить к поискам отношений >кду головой и фоном с освещенной стороны. Такая после- чзательность в работе позволяет воспринимать изображение; ьемно и в пространстве. Выполнение этого упражнения представляет для начинающего художника определенную сложность: не научившись вос-: >янимать модель цельно, увлекаясь деталями, он упускает гыную форму, копирует натуру по частям, переходя от одной стали к другой, не увязывая голову в целом с фоном, ч этом этапе работы надо избавиться от преждевременного лания вырисовывать морщины лица, рисовать глаза, одним ежом, делать «портрет». Надо твердо знать, что не пересчет де- лей, а изображение характера больших тональных отношений общих пропорций головы могут открыть путь к грамотному юбражению человека в портретной живописи. После того как определена теневая часть головы по отношению к освещенной и к фону, необходимо уточнить конструкцию головы и ее характер, перейти к конкретизации большой 1>рмы (но еще без проработки деталей). Форму следует по- | имать как объем, образованный многочисленными плоскостями. Каждая из этих плоскостей имеет свою тональную характеристику. Для передачи объемной формы необходимо не заглаживать» границы плоскостей, а передавать постепенный переход одной большой плоскости в другую и затем членить ах на более мелкие. Части лица — глазные впадины, нос, губы — поначалу передаются обобщенной формой посредством выдержанных тональных отношений между основными плоскостями. При выполнении этого упражнения надо обращать внимание на различие тональных характеристик лицевой части — на лбу, скулах, носу. Нижняя часть лица, начиная от скуловой кости, обычно расположена под более острым углом к лучам падающего света и поэтому менее освещена. В ходе дальнейшего выполнения этих упражнений надо верно передавать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части — глазные яблоки, передние и боковые поверхности носа, скуловые кости — следует лепить с учетом большой формы, не прибегая при этом к излишней детальной проработке. Правильное решение задачи возможно при условии постоянного сравнения пропорциональных отношений отдельных частей головы при целостном их восприятии. На этом этапе работы следует обратить внимание на характер касаний контура головы и фона. Неопытные живописцы нередко чрезмерно затемняют фон со стороны освещенной части лица и, наоборот, утемняют касания теневой стороны лица с фоном, высветляя последний. При отсутствии контрастного освещения модели формы, находящиеся в свету и закругленные к границам с фоном, несколько затемнены. С теневой стороны головы на границе с фоном также имеются уходящие к фону закругления формы, и под влиянием рефлексов они высветляются. Смягчая границы касаний, рефлексы способствуют передаче объемной формы в пространстве, «отрывают» изображение головы от фона. Более темные места будут находиться на границе изломов формы, в местах, где лучи, падая под острым углом, не отражаются, а скользят. После того как в ходе выполнения таких более или менее краткосрочных упражнений приобретается определенный запас знаний и умений в передаче тоном большой формы, следует выполнить несколько длительных по времени упражнений, цель которых — детальная проработка формы тоном. При детальной моделировке головы необходимо обращать внимание на основные признаки данной модели, на силуэт головы, на ее характерные детали и делать на них акцент. Длительный по времени светотеневой рисунок (20—30 часов) выполняется в такой последовательности: 1) нахождение больших отношений (силуэтов) световой и теневой частей головы и одежды к фону; 2) детальное изучение и проработка формы; 3) обобщение и приведение изображения к тональному единству и конструктивной целостности. После нахождения больших тональных отношений, общей конструкции головы и ее частей приступают к светотеневой проработке деталей головы — глаз, носа, ушей. При изображении глаз, например, следует изображать светотенью объем глазных яблок, век, зрачков и т. д. Так как глаз, веки имеют свои объемы, состоящие из плоскостей, то их тоже w а до воспринимать не как линии, а как формы, состоящие из и «'скольких планов. Начинающие рисовальщики часто делают! рубую ошибку: рисуя глаз, линией намечают брови, ресницы, подчеркивают веки. Такой подход характерен для них и в работе зад другими деталями лица. Серьезные ошибки совершают многие начинающие и в про работке светотени, преувеличивая тональную силу рефлексов в i-сневой части головы. Это преувеличение светлоты рефлексов обусловлено раздельным восприятием натуры. Поэтому нужно постоянно помнить о необходимости в процессе работы воспринимать натуру целостно. Обобщение работы, приведение изображения к единому це- чому составляет заключительный этап работы. Сущность обобщения, как мы уже говорили, заключается в том, чтобы привести рисунок в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натуры. В последней стадии работы необходимо смотреть на натуру обобщенно и задавать ■■■обе вопрос: что прежде всего бросается в глаза и что более растворяется в тени или на заднем плане? Таким цельным видением натуры можно проверить изображение головы, после чего бывает необходимо что-то усилить, что-то ослабить, обобщить подробности формы на теневой стороне, подчинить тени, на освещенной стороне — свету, сопоставив все в сравнении с самым темным местом и бликом. На теневой стороне предмета, на свету и на фоне не должно быть повторения одинаковых тональностей. Когда голова проработана светотенью, найден ос характер, лицевая часть воспринимается как композиционный центр рисунка, все остальное ей подчинено. В завершение работы необходимо провести окончательное обобщение.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |