КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 10 страница
Кусок полотна (холста) должен быть на 3—4 см шире подрамника с каждой стороны. Направление нитей холста должно быть параллельно сторонам подрамника. Холст по углам первоначально закрепляется слабо вбитыми гвоздями. Затем начиная от центра к краям каждой стороны подрамника холст прибивается к торцам планок. При этом необходимо чередовать параллельные стороны. Если холст большого размера, то удобнее его натягивать широкими плоскогубцами, они не рвут полотно, а крепко захватывают кромку холста. Гвозди надо прибивать на равном расстоянии друг от друга. Грунт состоит из двух элементов: тонкого слоя клея, покрывающего всю поверхность холста (проклейка), и нескольких слоев грунтовочной краски. Проклейка (тонкий слой клея) защищает холст от проникновения грунтовочной краски или масла в ткань или на оборотную сторону холста и твердо связывает слои грунта с холстом. Проклейку наносят в один или два слоя. Грунтовочная краска выравнивает поверхность холста, создает необходимый (чаще белый) цвет и обеспечивает прочное соединение красочного слоя с грунтом. Она наносится в 2 3 слоя. Существуют разные рецепты изготовления грунтов. Масляный грунт. Одну часть 5-процентного клеевого раствора (желатин, рыбий или столярный клей) смешивают с равным объемом мела. Этим составом холст покрывают один раз. Грунтовочная краска состоит из льняного масла, сухих свинцовых белил (можно цинковых). Соотношение масла и пигмента должно быть таково, чтобы эта смесь была гуще, чем белила в тюбике. Первый слой грунтовочной краски равномерно вдавливается ножом (мастихином) на проклеенный холст. После просы- хания (1 2 недели) поверхность обрабатывается наждачной шкуркой или пемзой, после чего широким флейцем наносится грунтовочная краска, разжиженная скипидаром (холст должен сохнуть в теплом месте в течение 2—3 месяцев). Клеевой грунт. В литре воды растворяют 50—60 г желатина, добавляют 15 г глицерина. Этим раствором проклеивают холст 1 2 раза. Когда первый слой высохнет, поверхность шлифуют наждачной шкуркой, после чего наносят второй слой. Затем смешивают в равном объеме клеевой раствор, мел и сухие цинковые белила при температуре около 40°. Если рас- top получится густым, в него добавляют тот же раствор клея...унт наносят в 2 — 3 слоя с небольшими перерывами для про-;хания. ТЕХНИКА ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 1. Темперные краски приготавливаются на эмульсионных лзующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех •ментов: воды, различных видов клея (казеин, белок и жел- и яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло) и масла^ Раствор клея, панически смешиваясь с частицами масла, образует эмуль- Входя в состав связующего вещества, масло делает крае- зластичными и неспособными к растрескиванию. По сравнению с масляными красками темперные быстро ыхают, и по просохшему слою можно уже через лень пи:> повторно. Темперные краски стойки — выполненные темой работы старых мастеров хорошо сохранились до нагае- зр смени. „ Гемперная живопись позволяет применять раз:щооразные..мы, включая технику письма по-сырому, многослойную попись, живопись раздельными мазками, В краткосрочных.,:,х. цветовые отношения обычно стараются взять сразу во. ’;Ш1У, для чего используют технику а зла прима, решая ас свободным мазком, без расиста на дальнейшую про- ЧАСТЬ III композиция Начинающие художники склонны думать, что художник — это человек, умеющий хорошо рисовать и писать с натуры и что овладение этой грамотой уже само по себе обеспечит успех в творчестве. Такие молодые люди, как правило, останавливаются в своем развитии на умении грамотно рисовать с натуры- и™е™ЮТСЯ крепким Рисунком, звучным колоритом, широким или гладким письмом и только. Их мало интересует образное содержание изображений. И. Репин говорил про подобных лю -Г™ °НИ ПОХОЖИ на институток, которых говорить выучили на всех языках, но не научили тому, что надо говорить не аучили мыслить. Но умение правильно изображать натуру — че°тГ-^viST* СТГПеНЬ на ПУТИ “ Главное в ™ор- - j еть выражать свои мысли и чувства. Одно умение нарисовать или написать натуру, воспроизвести „а плоскости объевшую форму, материальность И про- Г,Гжн„Гм0е,РатОЛОЖеНИв "Рад'',СТ01: не Делает человека художником, так же как одно знание грамматики и синтакси- Не делает писателем или поэтом. Писание этюдов с натуры — это изучение природы, оно необходимо, без него невозможно творчество, но этого мало. Творчество требует от художника еще и других качеств. худож Изображая с натуры конкретный факт или явление, можно отразить единичное, случайное и частное. Изображение может быть внешне привлекательным и даже эффектным но бессодержательным и бедным. Изображение становится художественным в том случае, если художник умеет находитГв прУ- роде и жизни особо важные, интересные моменты, суммирует свои знания о них, глубоко проникает в сущность явлений выражает к ним свое отношение. Настоящий художник обещает черты многих явлении, подчеркивает существенное и характерное. Эстетическая значимость и совершенство картины ле™яеЛспоГб ПреЖДе ВСего обобЩающей силой образного мышления, способностью создавать художественные образы. И. Репин придавал большое значение приобретению живо- грамоты ГпеТпееРСТВа- ^ ВИД6Л ГЛЗВНУЮ ^ живописной грамоты в передаче реальности, но в живописи для него наивысшее значение имела картина. Работать над картиной ^ ее омощью глубоко и убедительно реализовать свои замыслы — главная задача живописца. В целях достижения выразительности художественного образа художник обдумывает композицию, ищет расположение объектов на плоскости картины, подчиняет замыслу все изобразительные элементы. Изображение становится художественным, если все средства композиционного построения неразрывно связаны с идеей произведения, активно ее выражают. Сюжет, психологическая характеристика героев, режиссура, колорит — все должно быть взаимосвязано и служить идейному замыслу. Без идеи и высокого композиционного мастерства невозможно создать выразительный художественный образ. Только в слитности глубокого идейного содержания и высокого мастерства рождается истинное произведение изобразительного искусства. Определенное смысловое содержание должны иметь и натюрморт и пейзаж. Без этого искусству живописи грозит или натуралистическая иллюстративность, или формалистический схематизм. Идейность в искусстве иногда понимается упрощенно, как простое отражение современных лозунгов. На выставках можно встретить много таких картин, где внешне все как будто хорошо, актуально, «идейно»: и тема ходовая, и мастерски выполнена. Но картина никого не трогает, не волнует. Произведение становится подлинно идейным в том случае, если в нем поплощается большой и сложный мир мыслей и переживаний самого художника. Философские или социальные идеи становятся частью искусства, если они художественно освоены им. Сила воображения, фантазия художника должны организовать «сырой» материал жизни и придать ему образную цельность. Без этого художник может достичь лишь иллюстративных, но не эстетических результатов. Чтобы развить художественное мышление, выработать творческий подход к изображению, недостаточно, чтобы обучение па занятиях по композиции слагалось только из обучения правилам композиционного построения плоскости картины (закономерности ритмического и контрастного сопоставления форм и цвета, достижение равновесия масс и пятен, подчинение второстепенного главному и т. д.). Композиционное построение картины определяется не формальными схемами и правилами, а ее содержанием, идеей произведения. Самая грамотная компоновка, лишенная мысли, глубокого замысла, не превратит картину в художественное произведение. Прежде чем приступить к созданию композиции картины, надо иметь замысел. Замысел есть исходное и определяющее начало в композиционных поисках. Он определяет выбор темы, сюжет и все композиционные и живописные приемы. Замысел произведения возникает из жизненного опыта, на основе непосредственных переживаний и ощущений. Композиции невозможно научиться, пока не научишься замечать в жизни интересное и значительное, понимать красоту природы. Работа над образом связана с мыслительной деятельностью человека. И темы картин, и художественное воображение появляются в результате глубокого знания жизни. Только оно может подсказать и замысел, и то, как надо строить композицию картины: какие надо брать контрасты света и цвета, в каком ритме располагать фигуры и т. д. Компоновать картину, не имея замысла,— все равно что пытаться произнести^ речь, не зная о чем говорить. Если темы и сюжеты композиций художник сочетает не на основании глубокого знания жизни, картины выглядят неубедительными, персонажи лишены психологических характеристик, индивидуальных качеств. Композиция строится шаблонно, на основе ранее виденных картин. И. Н. Крамской, говорил, что «композиции... нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность выражения, подмеченного по существу, и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать. и композиция является сама собою, фатально и неизбежно, именно такою, а не другою...». ^ Следует еще иметь в виду очень важную роль и значение общей образованности начинающего художника, его оеведом-.денность в философии, литературе и других видах науки и искусства. Кроме профессиональной культуры, разносторонних знаний и эрудиции, художник должен обладать высокими общественными и гражданскими идеалами. Занятия композицией необходимо^ сочетать с воспитанием активного отношения к современной жизни, способности откликаться на события и интересы жизни города, края и всей страны. Творческая (забота вообще вытекает из потребности художника поделиться своими мыслями и переживаниями с другими людьми, принять участие в общественной жизни. Художник выступает против принципов, с которыми не согласен, стремится воздействовать на других людей, вызвать определенное переживание. Произведение тем значимее, чем больше и глубже раскрывает общественную жизнь, ее исторический процесс, тенденции ее развилця. Художник это прежде всего борец за человека, страстно, всей силой своего мпегеретча. таланта вмешивающийся в жизнь, утверждающий высокое и п ре крас ное, отрицающий все низменное и враждебное человеку. /Кить жизнью своего народа, понимать его мысли, настроения, переживания. бороться за лучшее его бедшш-е орежш'-м 1;; к у е< г ва — вот задачи истинного художника. В них он находит источник вдохновения и творчества. Если художник живет интересами общества, тогда и темы его картин будут бтиски людям. Всеобщее признание получает тот художник, творчество которого выражает интересы народа. Бот почему, приступая к созданию своего произведения, художник должен ясно пчет- ко представить, с какой целью, во имя какой идеи он создает картину, какие мысли хочет донести людям. Обучение композиции включает, во-первых, упражнения по выработке наблюдательности, умения видеть в окружающей природе и жизни главное, характерное, значительное и интересное; во-вторых, изучение элементов композиционного построения картин и овладение творческим наследием. Для творческой работы необходимо иметь развитую зри- ольную память, огромный запас наблюдений, способность проникать в сущность событий. Художник-творец необычай- ' о восприимчив, наблюдателен и обладает способностью глуб- ке видеть многие стороны жизни, замечать малейшие оттен- н настроений и поведения людей, изменения их внешности др. Именно наблюдательность следует развивать прежде, ном переходить к сложным тематическим композициям. Надо ноегда и всюду делать зарисовки своих наблюдений и ежедневен писать этюды. В трамвае, на улице, в гостях нельзя расста- пнгьея с карандашом, а необходимо передавать характерные н-пжения и позы людей при различных действиях. Присматриваться и изучать надо и то, как все вокруг нас подчинено определенному ритму движения. В будние дни один in движения, в праздничные — другой. По состоянию лю- е а, по ритму их движения надо уметь определять, например, на и зачем.они торопятся: на уличное происшествие или на i|.поту, в магазин и т. д. Характер поведения, ритм движения, легаты, мимика — все это дает богатый выразительный и со. л > нательный материал для изображения переживаний чел!а а, выявления его характера. lie следует сразу выполнять сложные эскизы. Переходить выполнению сложных композиций нужно постепенно, через ■•л тему упражнений, решая вначале менее сложные задачи. Ь.лаю начать с передачи простых физических действий, no- г. пенно усложняя их за счет передачи настроения, внося эле- r.n’i.i психологии действующих лиц. i 1 ервоначальные упражнения: Зарисовки характерных жестов при выражении различ- iv эмоций: в споре, отрицании, просьбе и т. д. Зарисовки различных психологических состояний: ра... тз>, горе, удивление, страх, усталость. Зарисовки людей различных характеров: добрый, злой, '.ТЛ1.1Й, трусливый. После выполнения однофигурных зарисовок объектами для и (поражений могут стать эпизоды из окружающей жизни: . Iб-приятный разговор». «Не готов к уроку», «В приемной ди-! опора», «У кассы кинотеатра», «В библиотеке» и т. д. Такие. нр.-.жнения дают возможность научиться отбирать наиболее эрактерное в поступках людей и окружающей их обстановке,!,. 5 н m i ь творческое мышление, познакомиться с элементами чмМНо:шЦИИ. ^Кроме натурных зарисовок и композиционных упражнении на развитие наблюдательности, необходимо практиковать рисование по памяти того, что больше заинтересовало из увиденного (например, на улице, в транспорте). Возможны задания нарисовать конкретные, хорошо знакомые лица учителей учеников. ’ Не развив способности рисовать по памяти, «от себя», невозможно будет выполнить, скомпоновать в эскизах композицию живой сцены. Такие упражнения научат припоминать характерные черты внешнего облика человека, жесты, походку и тоже будут способствовать творческому подходу к изображению, умению запоминать наиболее интересные явления действительности, умению обобщать. Работа по памяти, как говорил Левитан, приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. В работе над композицией должны быть упражнения на развитие воображения. Это могут быть задания на литературные темы, иллюстрирование детских книг, изображение эпизодов Великой Отечественной войны и освоения космоса. Надо уметь проникнуться идеей литературного произведения, вообразить типаж действующих лиц, представить характерную окружающую обстановку и истолковать изобразительными средствами содержание и стиль определенных моментов книги. дальнейшем основной задачей станет выражение характера людей. Работа над композицией по воображению тоже должна сопровождаться зарисовками и этюдами с натуры. Но, конечно, главным в таких заданиях является умение вообразить типаж действующих лиц, место действия, освещение. Упражения на развитие наблюдательности и воображения должны взаимно дополнять друг друга. Наблюдения оживляют фантазию, а фантазия обогащается в зримых образах действительности. В работах по воображению развитие наблюдательности имеет определяющее значение. Упражнения в рисовании по воображению развивают наблюдательность, приучают искать, изучать и подбирать фактический материал для выполнения замысла. Это необходимое условие для перехода к творческим зарисовкам. После упражнений на развитие наблюдательности и воображения можно перейти к более сложным заданиям, цель которых — увиденное в жизни изучить и переработать, подчинить определенному замыслу. Перед выполнением этих более сложных заданий нужно обязательно выполнить несколько специальных упражнений по перспективному размещению фигур на плоскости картины. Надо свободно владеть перспективным масштабом, размещением фигур на разных планах картины. Упражнения могут быть такими: Наброски людей на улице и в комнате при разных горизонтах. Зарисовки (от себя) трех фигур, находящихся на разных расстояниях в условиях улицы и интерьера. Эти задания должны постепенно усложняться как по количеству действующих лиц, так и по психологической характеристике. Очень важно, занимаясь композицией, изучать наследие реалистической русской и западной живописи. Полезно знакомиться с различными вариантами эскизов одной и той же картины, подробно анализировать, что нового прибавлялось к каждом новом эскизе, как это сказалось на выразительности изображения, как совершенствовалась композиция при удалении или прибавлении тех или иных деталей. Изучение творческого наследия предшествующих поколений художников необходимо для развития художественного икуса. Только изучив то, что делалось раньше, можно по-но- иому строить свои композиции. В. И. Суриков в свое время пикал: «Я композицию в картинах старых мастеров все наблюла м. а затем и в жизни ее научился видеть». ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ Слово «композиция» происходит от латинского compositio, ню означает сочетание частей в определенном порядке. Композиция в изобразительном искусстве — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить за- нмгсл. Чтобы рассказать о чем-нибудь, нужны слова. Чтобы, б дительно высказать важную и интересную мысль, нужны т.(разительные слова. Так и в живописи. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильной- и выразительные средства изображения. В любой карти- м <■ художник стремится так построить композицию, чтобы поминать объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее расывается, оставляется только то, что необходимо, второ- и ‘пенное подчиняется главному. Действуют все элементы ком- п.опционного построения, самые разнообразные изобразитель- миг средства: формат холста, точка зрения, высота горизон- | I характер освещения, место композиционного центра и т. д. г.. с влияет на силу эмоционального воздействия картины. Готовых рецептов композиционных построений не может ■и п.. Одно только неизменно и верно в любом случае: компо- 'II и,ионное построение картины основывается на присущих припои- сочетаниях объектов природы, а также на особенностях н мм-14) зрительного восприятия. Нельзя строить композицию 11 cm и ы только, например, по принципу «треугольника» или I на гопали», который применяли старые мастера. В зависи- mi от задач, поставленных в картине, композиционное по В. И С I/ р и к п в. Утро стрелецкой казни
В окружающей действительности художник находит не только типаж для своих картин, но и основу композиционного построения. Так, например, основой построения композиции «Крестного хода» И. Репина была увиденная им в жизни
,-нал и>лпл. В композициях картин -лЛ'тро стрелецкой каз.-.Воярынл Морон.'.па» В, Суриков использовал типичную ■••:-.вку Красной пллнцади и старых московских улиц. Для. ЧЯ композиции картины о исходах Ермака он проехал сшишх но Сибири ботее трех тысяч километров. О том,:шоанлась композиция картины «Мсншиков в Березове»,,.яю-в писал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было, изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя, скучно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. И вдруг Меншиков... сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Жизненная правда - вот основное правило создания композиции картины. В своей творческой работе, в построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия. Симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения все эти элементы композиции художник подчиняет выражению замысла. ФОРМАТ ХОЛСТА И РАЗМЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата холста (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Задуманное изображение хорошо размещается далеко не в любом размере холста, а различные формы картинной плоскости могут придавать изображаемым объектам разный характер. Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность. Овальный портрет хорошо сочетается с округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность. В изображениях мужа и жены Ривьер художник Энгр поместил портрет госпожи Ривьер в овальном обрамлении. Портрет супруга художник изобразил на прямоугольном холсте, с которым гораздо лучше вяжется более твердый и жесткий силуэт этой фигуры. Вытянутый вверх прямоугольный формат усиливает монументальное впечатление от изображения. Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект. «Демон» М. Врубеля изображен именно на таком формате. Портреты В. Серова исключительно разнообразны по форматам полотен. Для каждого портретируемого человека он находил соответствующий формат. Размер картины тоже зависит от ее содержания. Не каждый сюжет можно втиснуть в рамки малого холста или чрезмерно его увеличить. Для каждого сюжета должен быть найден подходящий размер. Сюжеты эпические требуют для своего выражения более крупных размеров холста, чем сюжеты бытовые. Несоответствие формата содержанию может отрицательным образом сказаться на раскрытии замысла. Для композиции картины, для выделения сюжетного центра имеет большое значение величина самого изображения на плоскости холста. Очень крупное изображение всегда выступает из картинной плоскости, из того пространства, которое воображается за плоскостью холста. Слишком мелкое изображение да- к'хо отступает за картинную плоскость, кажется второстепенной частью плоскости холста или бумаги. Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желание раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его л,ештабность. ТОЧКА ЗРЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой натуры. Поэтому художник должен уметь находить максимальную выразительность натуры, улав- ■ишать наиболее характерный момент в движениях, жестах, 1 >30 и т. п. Каждый предмет или объект может раскрывать свои -обенности с какой-то стороны полнее, с какой-то меньше. Надо > меть выбрать горизонт, зайти слева и справа, ближе или дальни- — найти такое местоположение, с которого натура будет нидна наиболее выразительно. Приводим примеры того, как по-разному меняется компо- ■иция пейзажа в зависимости от разной точки зрения: на пер- пим рисунке деревья находятся далеко сбоку и не сочетаются с домом; если отойти влево и выбрать другую точку, вид пейза- к.! изменяется. '['очка и угол зрения в картине являются важным элемен- тм создания композиции картин. Так, например, при изобра- Iз-нии действия людей в условиях пейзажа очень важно при- однзить их, чтобы они не терялись в изображаемом простран- ■ i не и заняли преобладающее место в общем построении. Не- нсрпо будет также, если мы очень близко придвинем массу фи- з|! к переднему плану. Действие под открытым небом требу- I некоторого пространства. Поэтому надо выбрать такую точ- |. зрения, чтобы в композиции уравновесились группы людей и пространство. Каждый сюжет для своего выражения нуждается и в осо- Vi горизонте. Горизонт на уровне глаз придает изображенно- vi у на картине спокойствие. Высокий горизонт открывает боль- сп- пространства, и просторы природы выглядят более вели- м'ственно. Картина И. Левитана «Над вечным покоем» имеет пмсокий горизонт, который позволил художнику показать беспредельные просторы Родины. Композиция с низким горизонтом создает более монумен- 1пльное впечатление. Низкая точка зрения используется ху- I и ле никами в тех случаях, когда надо подчеркнуть большие I-пзмеры изображаемых объектов. В картине В. Васнецова «Бо- |! тыри» впечатление эпической мощи и величавости усилили "гея применением низкой точки зрения.
При данной точке зрения ригунок Изменив точку зрения, можно скомпо- выитядиг невыразительным новать пейзаж значительно интереснее
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект. В этюде это может быть дерево на опушке, уходящая вдаль дорожка или человек па фоне леса. Если картина представляет пестрый набор равнозначных объектов, пятен, контрастов, она теряет свою композиционную выразительность. Основному объекту изображения надо найти наилучшее место в картине, изобразить его наиболее внимательно и подробно. Главный действующий объект обычно размещается на картине вблизи его оптического центра. Это позволяет зрительно охватывать взором всю картину сразу и воспринимать содержание на большом расстоянии. Паше зрение гак устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность,' то всегда выделяем из рассматриваемой группы предметов или объектов один из них, который привлекает наибольшее наше внимание. Он находится в центре ноля зрения, и его мы видим с подробностями и четко. Остальные предметы, находящиеся в поле зрения вне зрительного центра, воспринимаются обой (ценно, без деталей. Получается так, что все предметы, окружающие главный рассматриваемый предмет, по своей заметности, значению как бы подчиняются главному и все, что попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно. Композиционное построение картины во многом обусловливается этой спецификой зрительного восприятия. Чтобы изображение воспринималось правдиво, цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подчиняться все другие элементы изображения. Без подчине- I ИЯ всех элементов картины главному не может быть достигнута естественность зрительного впечатления от картины. Не-.олько равнозначных композиционных центров разрушает линство и целостность композиции. Оно не будет отвечать спе-; нфике зрительного восприятия. Художник может иметь в фтине два или несколько композиционных центров, если и,ко это оправдано содержанием. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя риковывает прежде всего фигура невесты, очаровывает ее жен- ценность и прекрасное живописное мастерство художника. Далее >р зрителя останавливается на фигуре матери, которая удержим. т невесту за платье, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, I самом герое сватовства. Верно найденные пропорции фи- ср и деталей, использование контрастов — все способству- восприятию логики происходящего события. Картина ма- снькая по своим размерам, но она четко читается и на большом расстоянии. Таким образом, цельность композиции зави- нт также от связи всех элементов произведения, определяло!! логикой действия. Выделение главного действующего лица в жанровой ком- |.1иции достигается не только тем, что оно изооражается в игре на видном месте, но и самой техникой письма. Второ- л'пенные фигуры, или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлека- на себя слишком много внимания, не «забивали» главные г. разы. При этом внимание зрителя сначала сосредоточивался на главном, затем на второстепенном, которое, как инструменты оркестра, не мешает солисту, а только аккомпанирует, омогает ему. Выделение композиционного центра и создание естественного зрительного впечатления в картине достигается также m тогенью, величиной фигур, цветовыми сопоставлениями и Расстоянием между фигурами. Художник может выделить ставное в картине и цветом, и тоном, и заметностью деталей. РАВНОВЕСИЕ КАРТИНЫ Если холст неравномерно заполнен изображаемыми объектами, рисунок смещен к какому-либо краю, картина воспринимается перегруженной в одной части холста и слишком облегченной в другой. Она выглядит неуравновешенной. Такое изображение противоречит нашему зрительному восприятию сдействительности, смотрится плохо организованным и не- гественным. Когда мы смотрим на предметы действительности, в зрительном поле предметы распределены равномерно. Оптичес-, ий центр находится приблизительно посредине. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавлива- "гоя композиционный центр. Композиционный центр в боль-
Поиск равновесия композиции
шинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или целой группы предметов создает в картине впечатление перегрузки в одной ее части и пустоты в другой. На рис. а деревья сосредоточены слева а справа — пустой горизонт. Левая сторона явно перегружена ущерб правой. Этот недостаток отсутствует на рис. б. авновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости картины слева и справа, вверху и внизу. Особо важное значение имеет правильное распределение масс справа и слева от вертикальной оси, проходящей через центр полотна. Однако надо избегать деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонт в картине не должен совпадать с горизонтальной серединной линией в картине а на среднюю (центральную) вертикаль не должны попадать крупные объекты. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |