Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликты во взаимодействии родителей и детей




Данная разновидность конфликтов является одной из самых распространенных в повседневной жизни.

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, выделяют причины, обусловленные: типом семейных взаимоотношений, особенностью процесса семейного воспитания, половозрастными изменениями детей (кризисные периоды развития ребенка), личностными факторами родителей и детей.

Остановимся на кратком рассмотрении факторов, обуславливающих конфликты между детьми и родителями.

1. Тип внутрисемейных отношений. Исследователи рассматривают гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Особенность процесса воспитания. Рассматривая деструктивное воспитание, исследователи выделяют черты его типа:

- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

- опека и запреты во многих сферах жизни детей;

- повышенные требования к детям, частое применение угроз,

осуждений.

3. Половозрастные изменения детей. Возрастные кризисы, сопровождающие половозрастное развитие детей рассматриваются как факторы конфликтного поведения детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. В социально-психологических исследованиях выделяются следующие возрастные кризисы детей:

- кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

- кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

- кризис 6 – 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

- кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 11 – 15 лет);

- подростковый кризис 15 – 17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, порождающих конфликты между детьми и родителями, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и др. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

- конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Ребенок подросткового возраста обычно на притязания родителей, отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные, действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Эти реакции провоцируют конфликтную ситуацию, возникающую между родителями и детьми.

Одним из необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познания его интересов, потребностей, действия социального работника в рамках правового поля.

 


Тема 2. Загальна характеристика процесу правового регулювання соціальних конфліктів (4 год.)

План

1. Загальна характеристика правового регулювання соціальних відносин.

2. Правове регулювання соціальної роботи.

3. Правові аспекти організації досліджень в соціальній роботі.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.