Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика процесса правового регулирования социальных отношений




Потребность общества в правовом регулировании существует объективно, так как сложные социальные связи и отношения всегда требуют своего упорядочения и регулирования. Правовое регулирование общественных отношений имеет созидательную роль в общественной жизни, так как упорядоченность, урегулирование сложных социальных связей позволяет как обществу в целом, так и отдельной личности творчески развиваться и совершенствоваться. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование).

Правовое регулирование осуществляется в двух основных формах – при помощи правоотношений и вне их. Вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией всеобщих и абсолютных прав, всеобщих юридических обязанностей, объем которых точно предусмотрен законом или иным источником права. Правовые отношения являются специфической разновидностью общественных отношений и особой формой правового регулирования. Когда правовое регулирование происходит в правовых отношениях, то состав участников, обладающих взаимными правами и обязанностями, известен. Объем субъективных прав и юридических обязанностей, их характер не вытекают прямо из закона, а во многом зависят от юридического факта и часто от волеизъявления сторон.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие. Процесс правового регулирования предполагает систему взаимосвязанных между собой юридических форм, методов и средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и воздействие на поведение участников социальных отношений. В научной литературе, когда речь идет о правовом регулировании общественных отношений, очень часто используется (применяется) термин «механизм правового регулирования», который понимается шире, чем сам процесс правового регулирования. Механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права. В систему этого механизма включают: нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) правовые нормы;

2) правоприменительные акты;

3) правовые отношения;

4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Процесс правового регулирования общественных отношений охватывает, с одной стороны, деятельность государства, которая связана с установлением юридических норм. Устанавливая общеобязательные правила поведения, обязательные как для граждан, так и для должностных лиц, органов государственной власти, законодательство тем самым вносит упорядоченность и определенность в общественные отношения. С другой стороны — это деятельность органов государственной власти, связанная с определением правовых методов и средств по регулированию социальных отношений. Следовательно, содержанием правового регулирования является деятельность органов государственной власти, связанная с установлением определенных юридических средств и методов по организации поведения и деятельности индивидов и их организаций в целях обеспечения прав и свобод личности, нормального функционирования общества и его институтов.

На характер и содержание правового регулирования общественных отношений влияют различные факторы социальной жизни – уровень культуры общества, исторические традиции общественной жизни, менталитет нации (народа), характер и развитость институтов правовой системы, особенности регулируемых правом общественных отношений.

Эффективность действия права в целом зависит, во-первых, от правильного определения той сферы социальной деятельности, которая требует правового упорядочения и регулирования, и, во-вторых, от правильного выбора юридических средств и методов правового регулирования общественных отношений. Круг общественных отношений, регулируемых правом, очень широк. С позиций социальной работы сферу правового регулирования общественных отношений составляют: семейные отношения, связанные с регистрацией и расторжением брака, с осуществлением прав и обязанностей супругов, родителей и детей, алиментными обязательствами членов семьи; отношения в сфере управления обществом и отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка, отношения по осуществлению конституционных прав и свобод человека и гражданина и др.

От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, приемы и средства юридического воздействия на поведение участников этих отношений. Специфика юридического воздействия указывает на метод правового регулирования общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулируется правом, то метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти общественные отношения.

Посредством правового регулирования поведение участников общественных отношений вводится в определенные рамки, соответствующие содержанию права. Государство, закрепляя определенные правила поведения в правовых нормах, регламентирует действия субъектов права посредством установления их субъективных прав и юридических обязанностей. Тем самым право регулирует сложившиеся общественные отношения с помощью дозволений, запретов и предписаний, характер которых получает отражение в содержании правовых норм. В правовых нормах содержится информация о возможном и должном поведении, т. е. формулируется логическая и вербальная модель будущего поведения субъектов права. А в процессе реализации права эта модель превращается в реальные правовые отношения. Таким образом, предписания правовых норм превращаются в реальные фактические отношения в процессе их реализации субъектами права.

В процессе реализации предписаний правовых норм немаловажное значение имеет внутренняя мотивация поведения участников общественных отношений, так как от мотивации во многом зависит содержательная сторона поведения субъектов правоотношений. Характер мотивации поведения личности во многом определяется теми субъективными правами и юридическими обязанностями и ограничениями, которые содержатся в юридических нормах. Многие правовые нормы содержат в себе стимулы и ограничения, прямо указывающие на характер поведения участников общественных отношений.

Под методом правового регулирования понимается система юридических приемов, средств, способов воздействия на поведение индивидов, определяемых характером регулируемых общественных отношений. Содержание метода правового регулирования заключается в том, что нормы права воздействуют на общественные отношения в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных правовых стимулов (дозволения, поощрения, льготы) и правовых ограничений (это, прежде всего, запреты, а также юридические обязанности и меры наказания, содержащиеся в санкциях правовой нормы). Устанавливая определенные правила поведения, законодатель тем самым предписывает участникам общественных отношений, каким образом им следует поступать или же воздерживаться от совершения определенных действий, т. е. как строить свое поведение в социальном общении (действиях или бездействии).

Правовые стимулы – это побудительные факторы правомерного поведения личности, направленные на удовлетворение своих жизненных интересов, в которых заключена их социальная ценность.

Правовые ограничения – это сдерживающие факторы от неправомерных действий. С помощью правовых ограничений государство устанавливает те правовые границы (рамки), в пределах которых не допускается возникновение правовых конфликтов, а если таковые имеются, то принимаются меры по возможному их ограничению и устранению. Правовые ограничения связаны с неблагоприятными последствиями, направленными на сдерживание противоправных деяний со стороны субъектов правоотношений.

Воздействие на волю и сознание людей с помощью правовых стимулов и ограничений способствует эффективности правового регулирования общественных отношений, установлению прочной правозаконности и стабильному правопорядку.

Различают следующие виды (формы) правового регулирования:

- запрет (так не поступайте);

-дозволение (поступайте, как сочтете нужным);

- предписание (поступайте только так).

Запрет – это возложение обязанностей воздерживаться от определенных действий. При запрете свобода поведения субъектов права начинается за пределами предписаний, заключенных в правовой норме. Запрет как метод правового регулирования используется, как правило, в нормах административного и уголовного законодательства. В этих нормах содержится перечисление запрещенных действий. Именно эти действия образуют составы административных правонарушений и уголовных преступлений. За пределами этих запретов, заключенных в нормах административного и уголовного законодательства, субъекты права свободны в своем поведении. В имущественных отношениях субъекты права, как правило, связаны только запретами, в остальном они обладают свободой волеизъявления.

Дозволения. Эта форма выражается в предоставлении участнику правовых отношений определенных субъективных прав, т. е. в делегировании комплекса дозволений уполномоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). В дозволениях заключено правило: «поступайте, как сочтете нужным». Дозволения – это приемы диспозитивного регулирования общественных отношений. При дозволении участники общественных отношений свободны поступать так, как считают нужным. При этом поведение субъектов правоотношений не должно выходить за рамки правовых границ – той меры свободы, которая не нарушает свободу других субъектов права. Диспозитивное регулирование общественных отношений выражается формулой: «Все, что не запрещено законом, – дозволено».

Предписание как форма правового регулирования обязывает совершение определенных действий (например, граждане Украины обязаны соблюдать законы Украины, собственник жилого дома обязан платить налоги). Предписание – прием императивного регулирования общественных отношений. Оно выражается формулой: «Все, что не разрешено, – запрещено». В правовых предписаниях устанавливаются правила поведения, т. е. то, каким образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.

Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений:

1) запрещение – возложение обязанностей воздержаться от совершения действий;

2) дозволение – предоставление права на активные действия;

3) обязывание – возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);

4) поощрение – награждение субъектов за определенные заслуги;

5) рекомендации – предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения.

Выделяют также следующие основные типы правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

Общедозволительный тип выражается формулой: «Разрешено все, что не запрещено законом». Данный тип применяется при осуществлении индивидом своих субъективных прав и свобод.

Запретительный тип выражается формулой: «Запрещено все, что не разрешено законом». Запретительный тип применяется в деятельности органов государственной власти, должностных лиц. В своей деятельности они имеют право только на то, что прямо указано в законодательных актах, т. е. круг их полномочий четко очерчен в нормативно-правовых актах.

Вопросы о методах и средствах правового регулирования общественной жизни имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным и способствующим прогрессу общественной жизни, необходимо, чтобы юридические средства соответствовали содержанию регулируемых отношений.

Выделяются следующие стадии правового регулирования. Во-первых, установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства. При этом определяются правовой статус субъектов и круг регулируемых правом общественных отношений. Во-вторых, непосредственное осуществление права. На этой стадии реализуются, воплощаются в жизнь права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.

Следует отличать правовое регулирование от правового воздействия. Термин «регулирование» произошел от латинского слова «regulo» — правило и обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но не однозначна.

Правовое воздействие — это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств. Правовое воздействие во многом сводится к информативной и воспитательной роли права, усилить которую может пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием по объему: предмет правового воздействия объемнее (шире) предмета правового регулирования — его составляют отношения, которые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.