Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты организации исследований в социальной работе




При проведении исследований в социальной работе часто ставится вопрос их легитимности. Под легитимностью понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник опирается при проведении исследования. При проведении исследований необходимо проводить глубокий анализ национального законодательства, опираться на международные стандарты и требования.

Необходимость рассмотрения правовых аспектов, которые возникают при проведении экспериментов, связана с тем обстоятельством, что при организации исследования непосредственно затрагиваются личные права человека – на неприкосновенность жизни и самостоятельное распоряжение ею, на автономию человека, его честь и достоинство.

Проанализируем основные положения Конституции Украины как основного закона государства.

Статья 27 Раздела 2 Конституции Украины закрепляет право человека на жизнь, что является одним из основных аспектов, на которые следует обратить внимание при организации исследований в социальной работе. Ведь главный принцип социального работника - «не навреди».

Статья 28 закрепляет уважение права человека на уважение к его достоинству, а запрещает подвергать лицо без его согласия медицинским, научным и другим исследованиям. Согласно этим конституционным нормам можно выделить следующие требования к организации исследований в области социальной работы:

1. Добровольность согласия клиента на проведение эксперимента над ним;

2. Эксперимент ни в коем случае не должен быть связан с пытками, жестоким, нечеловеческим, таким, которое унижает честь и достоинство человека, обращением.

Данные конституционные нормы нашли свое отображение и в Гражданском Кодексе Украины, в частности в ст. 281.

По сути, в Конституции Украины и Гражданском Кодексе Украины отображены нормы ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. В ней предусмотрено, что ни одно лицо не может быть без его свободного согласия подвержено медицинским или научным экспериментам.

Также следует отметить правовые аспекты при участии в исследовании несовершеннолетнего. Во-первых, необходимо получить информированное согласие его законных представителей (родителей, опекунов). Во-вторых, несовершеннолетний должен быть проинформирован об исследовании в соответствии с его способностью понять эту информацию, и, если он в состоянии, подписать и датировать форму информированного согласия. Такое подписанное информированное согласие может быть получено от детей, достигших соответствующего интеллектуального уровня развития (часто с 14 лет, что определяется законодательством нашей страны).

Важнейший этап на пути к решению конфликтных проблем, который обязательно проходит клиент, сбор информации о самом клиенте, его отношениях, содержании проблемы. Методов сбора информации в процессе социальной работы с клиентом много, можно воспользоваться любым из них в зависимости от конкретной ситуации, имеющихся возможностей.

Анализ полученной информации, с точки зрения влияния ее на возникновение и развитие конфликта, позволяет выяснить причины и динамику конфликта, основных участников, направленность их действий и роль в конфликтной ситуации, интересы, потребности. Соответственно спланировать результаты и модель завершения конфликта.

Исследование конфликта позволяет с различных позиций представить более полную картину его развития. Социальный работник выполняет либо функции посредника, либо, заняв позицию своего клиента, сам становится субъектом конфликта. Эти две основные позиции определяют поведение социального работника в развитии конфликта. При определенных условиях социальный работник, учитывая конкретность своих возможностей и функций, может отказаться от участия в регулировании конфликта.

Полезным при разрешении конфликта является составление картографии конфликта на основе собранной информации. Если позволяют условия, картографию конфликта составляют совместно с клиентом. В таком случае социальный работник выясняет, уточняет и согласует интересы, потребности непосредственно с клиентом. Выявление явных и скрытых нужд и опасений позволяет создать ясную картину конфликта и способствует выяснению новых возможностей, вариантов при разрешении возникших трудностей, проблем. Картография конфликта содержит ответы на следующие вопросы, (в виде лаконичного и точного описания):

- описание проблемы, ставшей предметом конфликта;

- перечень субъектов конфликта;

- описание потребностей, интересов, нужд каждого из субъектов конфликта;

- описание их опасений (тревога, страх, озабоченность) в связи с возникшим конфликтом и вариантами его разрешения.

Каждый из разделов должен содержать наиболее полную информацию, перечислять по возможности рациональные, реальные, а также иррациональные по своему содержанию описания. В дальнейшем в процессе уточнения, при работе над вариантами решения проблемы, некоторые из них могут быть признаны как несущественные и внимание будет сосредоточено на самом актуальном.

Далее данная картография конфликта может быть продолжена, например, на этапе работы над вариантами разрешения конфликта. В каждый из списков вносят предложения по вариантам разрешения проблемы и отбору одного или нескольких наиболее взаимоприемлемых. После составления картографии конфликта следует уточнить ее содержание с участниками конфликта и определить наиболее близкие по содержанию потребности, опасения. Для уточнения содержания потребностей, опасений необходимо задать ряд пояснительных вопросов.

Участник конфликта может предъявить ряд требований. При уточнении за требованиями выясняют его реальные потребности. Картография конфликта позволяет увидеть конфликт глазами его участников. Основная цель при разрешении конфликта это поиск общих потребностей, совпадающих интересов. Вступая в конфликт, человек зачастую руководствуется скрытыми устремлениями. Например, субъект настаивает на принятие своего решения. При этом он его рассматривает как доказательство своей значимости. Однако форма проявления уважения может быть иной, проявляться в других действиях и поступках.

Клиент, обращаясь за поддержкой в социальную службу, сообщает о проблемах, которые возникли между ним и его родственниками, соседями, официальными лицами и т. д. В данной ситуации социальный работник выступает в роли посредника и применяет технологии посредника для решения конфликта. Основным является выяснение интересов конфликтующих сторон, какие цели они преследуют. Прежде всего, необходимо провести обсуждение с каждым из участников конфликта по отдельности, затем, приложив, конечно, определенные усилия, сесть с участниками за стол переговоров с целью обмена полной информацией о потребностях и интересах каждой из сторон.

Второй этап – продолжение обсуждения проблемы с целью совместного определения взаимоприемлемых возможных вариантов решения. Если клиент находится в тяжелом физическом состоянии, возможно, что социальный работник при встрече со сторонами конфликта будет представлять его интерес. Конечно, заранее необходимо обговорить с клиентом полномочия социального работника.

Защищая права клиента, социальный работник сам вступает в конфликтные отношения. Если конфликт в семье между мужем и женой, он, защищая законные, оправданные интересы одной из сторон, вступает в конфликт с мужем или с женой, или он защищает и отстаивает права обратившегося к нему за помощью клиента в его конфликте с официальным учреждением, социальный работник переходит в сложные, конфликтные отношения с данным учреждением. Возникает проблема конфликтных отношений для самого социального работника.

Деятельность социального работника предполагает активность его позиции, умение входить в контакт с людьми, обладающими сложными судьбами, нелегким характером. Представляя их интересы в официальных организациях, учитывая социально-экономические трудности нового времени, социальный работник порой вступает в сложные отношения с представителями официальных учреждений. Каждый случай конкретен по своему содержанию, но есть много типичных ситуаций, требующих знания определенных технологий.

Наряду с работой с отдельным клиентом социальный работник осуществляет свою деятельность в рамках конкретных групп. Групповые методы работы используются в центрах различной социальной направленности, в группах, созданных по месту жительства, а также в группах, представляющих собой неформальные объединения и др. В процессе работы с группой возникают конфликты: между отдельными членами группы, между группой и официальными и неофициальными представителями, между самими группами и т. д. Часто причиной конфликта являются противоречия интересов, потребностей, ограниченные ресурсы и возможности, на которые претендуют сразу несколько членов группы или даже две и более групп.

 


 

Змістовий модуль 2. Правові аспекти регулювання соціальних конфліктів у різних сферах соціальної роботи

 

Тема 3. Правове регулювання у сфері соціальної політики (2 год.)

План

1.Соціальна політика як ключова складова політики держави

2.Державне регулювання у сфері соціальної політики

3.Поняття, функції та види органів виконавчої влади та місцевого самоврядування щодо реалізації соціальної політики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.