Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью




Как мы уже писали ранее, непрофессиональной педагогиче­ской деятельностью занимается большой круг людей: родители, бабушки, няни, самые различные взрослые люди, вступающие в отношения с детьми (поучающие их, предостерегающие от не­правильных действий, поступков, показывающие образец правиль­ного действия и т. д.). Все эти люди могут вовсе не иметь специаль­ных педагогических знаний — они опираются на жизненный опыт, здравый смысл, интуицию, на ранее полученные знания в какой-либо области и усвоенные нормы поведения.

В этом параграфе речь пойдет о тех людях, которые избрали пе­дагогическую деятельность своей профессией, сделали ее основным занятием своей жизни. В словаре-справочнике В. М. Полонского (М., 1995) некоторые из них названы педагогическими работниками.

Кто эти люди? Перечислим их:

– воспитатель детского сада;

– школьный учитель;

– педагог-психолог;

– социальный педагог;

– воспитатель группы продленного дня;

– педагог дополнительного образования;

– вожатый в лагере труда и отдыха;

– домашний учитель;

– репетитор;

– преподаватель лицея, колледжа, техникума, училища;

– мастер производственного обучения;

– преподаватель вуза;

– преподаватели различных курсов, институтов повышения квалификации, курсов переподготовки специалистов разного про­филя и т. д.

Этот список можно продолжить, но и из него видно, что круг людей, которые реально занимаются педагогической деятельно­стью, велик.

Каким требованиям должны отвечать люди, стремящиеся ов­ладеть таким сложным видом профессиональной деятельности, как педагогическая, или уже занимающиеся ею?

Исследователи, изучавшие особенности труда учителя, особен­ности педагогической деятельности, занимают разные позиции. В науке широко известны исследования педагога Н. В. Кузьминой, которая выделила в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Педагог А. К. Маркова со­отнесла педагогическую деятельность с умениями — и это очень важно. «Умелое действие — это всегда действие со знанием дела» [2, с. 229]. Всего А. К. Марковой выделено десять групп педагоги­ческих умений.

В процессе самостоятельной работы с литературой вы сможете познакомиться с позициями разных ученых, чтобы представить всю широту требований, которым должен отвечать человек, из­бравший делом своей жизни педагогическую деятельность.

Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Нам она представляется важной по следующим обстоятельствам: педагогическая деятельность обла­дает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществ­лении так важны специальные способности; способности во мно­гом определяют результативность деятельности. В «Российской педагогической энциклопедии» говорится, что для овладения пе­дагогической деятельностью «оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная соци­ально-психологическая предрасположенность личности» [3].

Думаем, что ответы на вопросы о требованиях, которым дол­жен отвечать человек, избравший педагогическую деятельность, в высшей степени важны для вас, наши читатели. Может быть, вы еще сомневаетесь в правильности сделанного выбора, и следую­щий далее материал, возможно, поможет ответить на некоторые ваши вопросы и сомнения...

Первый вопрос, на который вы должны ответить, — вопрос о готовности работать с людьми: маленькими детьми или подрост­ками, старшеклассниками или людьми на пороге взрослости, с людьми зрелыми, возможно, уже владеющими профессией и же­лающими в ней совершенствоваться, или людьми, которых жизнь поставила перед необходимостью сменить прежнюю профессию.

Готовность предполагает осознание тех трудностей, с кото­рыми можно столкнуться в процессе профессиональной деятель­ности.

Вы должны быть готовы к тому, что среди ваших будущих уче­ников будут разные дети и разные взрослые. С одними легко и сразу устанавливается контакт, они охотно выполняют ваши тре-

бования и откликаются на ваши вопросы. Некоторым будет труд­но учиться, но с вашей помощью они будут стремиться преодо­леть эти трудности. Некоторые, возможно, будут сопротивляться обучению, станут относиться к нему как к наказанию, тяжкой повинности. Будут и такие ученики, о которых Януш Корчак ска­зал — «неудобные».

И хотя Корчак сказал это о детях, согласимся, что и в школь­ных классах, и в студенческих аудиториях, и в классах, где зани­маются взрослые люди, всегда оказываются «неудобные». Они неудобны преподавателю своим поведением, своими вопроса­ми, своим отношением к делу, своими задиристыми реплика­ми, желанием все время «экзаменовать» преподавателя, прове­рять его на «прочность», провоцировать различные «неудобные» ситуации, отнимающие время, энергию, вдохновение, ломаю­щие порядок и ритм организованной коллективной или индиви­дуальной работы.

Именно это должно вас заставить задуматься над тем, готовы ли вы к работе с разными детьми и разными взрослыми... Есть ли у вас для этого особого рода способности? Эти способности на­зывают коммуникативными. Почему именно эти способности мы ставим на первое место?

Как считают современные ученые Е. И. Исаев, В. И. Слобод-чиков, деятельность и общение составляют две стороны социаль­ного бытия человека, его способа жизни. Вне общения с другими людьми невозможно усвоение знаний, овладение духовным и практическим опытом, нравственными и эстетическими ценно­стями. Любые формы взаимодействия, совместной деятельности невозможны без общения. Общение включено в любую деятель­ность — и, разумеется, в педагогическую, в которой всегда взаи­модействуют два и более человек.

В общении обязательно присутствует перцептивная сторона. Она связана с восприятием друг друга как партнеров по общению, на основе чего должно возникнуть взаимопонимание. Следовательно, коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое раз­витие коммуникативных способностей или их отсутствие приво­дит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к тяжелым ошибкам, к конфликтам, которые трудно преодолеть, к профессиональным поражениям и несостоятельности.

Прочитайте фрагмент повести Ю. Яковлева «Гонение на рыжих». Таня, героиня повести, не из легких учениц. Отрочество ее сопро­вождается, как и у многих в этот период, повышенной рефлекси­ей: «Словом, два человека живут в одном теле, как в коммуналь­ной квартире». Тем более что Таня влюбилась в одноклассника.

«И вот что произошло: одна Таня забылась, другая оглянулась. Генриетта Павловна заметила, что девушка смотрит не на доску и не слушает объяснений. Некоторое время учительница наблюдала за Таней. Потом она сказала ледяным голосом:

— Вьюник, не смотри на Князева.

Она могла бы сказать: "Вьюник, слушай урок". Или: "Вьюник, не вертись".

Но она сказала:

"Вьюник, не смотри на Князева"» [17, с. 214].

Развязка ситуации оказалась неожиданной. Когда Таню вы­звали к доске под ядовитый смешок класса, она на доске вме­сто текста из классического произведения написала: «Генриет­та Павловна, вы злой, холодный человек. Я ненавижу вас». По­лучив от учительницы урок нетерпимости, девушка ответила ей тем же.

Этот фрагмент хорошо показывает значимость коммуникатив­ных качеств педагога, роль взаимопонимания в процессе педаго­гической деятельности. Готовя себя к этой деятельности, человек должен быть внимателен к развитию у себя коммуникативных способностей, взаимопонимания, эмпатии (сопереживания), без чего стать педагогом невозможно.

Достаточно ли хорошо развитых коммуникативных способно­стей, чтобы заниматься педагогической деятельностью? Разумеет­ся, недостаточно. Вспомните, что является содержанием этой дея­тельности... Обучение, воспитание, образование, развитие. Но вы отчетливо представляете себе: чтобы учить чему-либо, учитель сам должен хорошо знать соответствующие науки, области знания, владеть теми видами деятельности, которым он обучает учеников.

Писатель В. Шефнер вспоминает своего учителя рисования. Рисование в школе был любимый предмет. «Он (Прокофий Фила-тович) хорошо рисовал, писал акварелью, предмет свой любил и сумел всем в классе внушить почтение к себе и интерес к рисова­нию» [18, с. 570].

Знание предмета, почтение к нему со стороны самого учителя рисования, умение рисовать и писать акварелью, желание рас­ширить знания учеников в сфере искусства — это свойство про­фессионального учителя. Он обладает широкими познаниями в области преподавания. Эти способности иногда называют акаде­мическими, т.е. развитыми, приобретенными в процессе собствен­ного профессионального образования, овладения специальностью в университете, институте, академии.

История образования, как среднего, так и высшего, сохранила немало поучительных историй о том, какими обширными позна­ниями должен обладать педагог, чтобы получить признание учени­ков. Поэт Серебряного века И. Ф. Анненский был директором

Николаевской мужской гимназии в Царском Селе и, преподавая в старших классах древнегреческий язык (предмет, далеко не пользо­вавшийся популярностью), «сумел внести в суть гимназической учебы нечто от Парнаса, и лучи его эллинизма убивали бациллы скуки. Из греческой грамматики он делал поэму, и, притаив дыха­ние, слушали гимназисты повесть о каких-то придыхательных» [19, с. 13]. Совершенно очевидно, что огромные литературные знания и собственный поэтический дар помогли поэту-учителю одухотво­рить «мертвый предмет», сделать из него поэму.

В шестидесятые-семидесятые годы на филологический фа­культет пединститута имени А. И. Герцена поступали ученики И. С. Грачевой, талантливой учительницы, выпускницы этого же института. О ней говорили с неизменным восхищением ученики, студенты, учителя, методисты. Как пишут люди, знавшие ее близ­ко, она покоряла эрудицией, философскими и литературными зна­ниями, блеском ума и таланта, литературоведческим даром, зна­нием культуры и истории России и, в частности, Петербурга. И всем этим она щедро делилась со своими учениками: взрослыми и школьниками.

В своей книге она высказала прекрасную мысль, важную для любого человека, избравшего делом своей жизни педагогическую деятельность. И. С. Грачева вспоминает урок, посвященный сти­хотворению А. С. Пушкина «Разлука»: «И вот тут и наступил тот самый прекрасный для меня момент урока, когда весь класс за­молкает и обращается к самому себе и молча смотрит на меня, а я на них. Здесь важен момент установления собственного — нет, не ничтожества, — но несовершенства. С этого чувства начинается личностное развитие» [20, с. 26]. Только во всех отношениях обра­зованный человек может пробудить и в своих учениках, и в самом себе «момент несовершенства», с которого начинается стремле­ние познать глубже и полнее и предмет, и самого себя, испытать потребность в развитии.

Таким образом, академические способности и знания как след­ствие и результат образованности — обязательный компонент и условие педагогической деятельности. Здесь уместно вспомнить слова Я. А. Коменского: «Тот, кто мало знает, малому может и научить».

Мы рассмотрели с вами два вида способностей, без которых невозможно профессионально осуществлять педагогическую дея­тельность, — коммуникативные и академические.

Вопросы для самоконтроля

1. Только ли от педагога зависит создание благоприятной комму­никативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут поме­шать этому? Можно ли их преодолеть?

2. Как, по вашему мнению, можно развивать свои коммуникатив­ные способности и умения?

3. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою на­уку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с пре­подаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.