Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заметки на полях




Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтенъ

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. О. Ключевский

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, айв том, как им сообщается изуча­емое.

Н. И. Пирогов

Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые.

А. И. Герцен

 

Итак, вы попытались обдумать приведенные выше вопросы, а также прочитали высказывания известных мыслителей. Все эти авторитетные люди считали обучение других людей весьма труд­ным делом. И одна из этих трудностей — умение избирать способ сообщения новых знаний, преодолевать трудность изложения. Все это обнаруживает важность и необходимость наличия у человека, занимающегося педагогической деятельностью, дидактических способностей. Дидактические способ­ности, на основе которых развиваются дидактические умения, — одно из необходимых условий педагогической деятельности. Не­умение объяснять — причина многих педагогических неудач: не­понимания учениками учебного материала, отсутствия интереса к учебному предмету, формализма знаний (ученики заучивают сказанное учителем, не понимая сути). Можно быть энциклопе­дически образованным педагогом — и потерпеть крах на педаго­гическом поприще. В объяснении педагога могут в избытке встре­чаться непонятные слова, выражения, что затрудняет восприятие его речи. Может быть, что педагог слабо структурирует учебный материал. В его рассказе огромное количество фактологического материала, в котором «тонут» ведущие идеи и ключевые понятия. Рассказывая новый учебный материал, педагог не связывает его с ранее изученным. Увлекаясь рассказом, педагог совсем не забо-тигся о том, чтобы будить мысль своих слушателей, вызывать у них желание выразить свое мнение, отношение, предложить свое решение, выдвинуть свою гипотезу. Все это происходит от того, что педагог не владеет дидактическими умениями. Итог обычно бывает удручающим. Учителя не любят, предмет не любят!

Прочитайте воспоминания известного знатока Петербурга, ав­тора «Души Петербурга» Н. П.Анциферова о гимназическом учи­теле истории: «Урок его меня увлечь не мог. Бодянский, войдя в класс, требовал открыть тетради для хронологии и диктовал даты. Вслед за этим требовалось открыть учебники. "Считайте, 8-я стро­ка сверху от слов: Генрих Г/после Каноссы... Нашли? Вычеркните 5 строк, кончая словами: его преемником был Генрих V". После этого начинались вызовы. "Скажите, Лескевич, годы правления Карла Великого"» [21, с. 84].

Вы видите, что преподавание истории заменено изучением хронологии, что не может вызвать подлинный интерес к предме­ту. Вместо исторических событий — одни даты, механически за­ученные!

Обратите внимание на описание более современного урока гео­графии, воспроизведенного в повести И. Зюзюкина:

«— Открываем тетради! — вскрикивает она и отбегает к доске, чтобы, как она говорит, "чувствовать весь класс".

— Сегодня у нас тема: перспективы развития производства груп­пы "А"... Козловский, смотрите в тетрадь, а не на меня... Диктую незнакомое слово: пер...Раппопорт, не искривляйте своего по­звоночника... спек...тивы. Кроме Допкина и Горностаевой, все ра­ботают. (...)

— К производству группы "А" относится... — продолжала Ген­риетта Степановна. — Вы пишете только тезисы...

— Можно сесть? — вежливо спросил Козловский.

—...главная задача, садитесь...

— производства... Федоров, о чем я сейчас говорю?» [22, с. 304].

Не будем воспроизводить весь фрагмент урока. И из приведен­ного отрывка ясно, что материал не подчиняется учительнице: она его дробит замечаниями, репликами, вставными предложе­ниями («Все работают», «Вы пишете только тезисы» и т. д.). Ясно, что учительница не может выстроить связный рассказ, увлечь стар­шеклассников интересными приемами преподавания, обращени­ями к карте, постановкой вопросов, побуждающих учеников са­мостоятельно думать, а не просто записывать готовые тезисы. Поэтому ученики ищут на уроке свои способы занятий, подсказывают, читают под партой книгу, с тоской смотрят на часы и пр. Быть может, учительница хорошо знает предмет, но построение урока, весь процесс ее деятельности на уроке демонстрируют пе­дагогическую беспомощность. Учительница не владеет умением организовать деятельность как взаимодействие учителя с учени­ками. Совершенно очевидно, что дидактические умения как обя­зательное условие педагогической деятельности на этом уроке про­являются слабо.

С дидактическими способностями неразрывно связаны речевые способности и умения педагога. Вспомните, пожалуйста, те уроки или лекции, на которых вы, кажется, забывали обо всем, попа­дая под необъяснимую власть речи педагога. Вспомните, как пре­красно говорит учитель истории Мельников из кинофильма «До­живем до понедельника». Во многих воспоминаниях о педагогах средней и высшей школы авторы отмечают эту особенность лю­бимого преподавателя. И это не случайно. Звучащее слово доно­сит до слушателя основную информацию: переносит в давно ушедшие эпохи, раскрывает сложнейшие закономерности на­уки, открывает красоту произведения искусства, ведет в тайны еще не познанного.

Вчитайтесь в слова Н. П. Анциферова, вспоминающего своих профессоров. «Слегка курчавая борода напоминала бороду Софокла; в его глазах, широко раскрытых, казалось, отражался тот мир, который он воскрешал своей вдохновенной речью. Говорил он медленно, торжественно, слегка сквозь зубы, и казалось, что слово его было обращено не к нам, что он направлял свою речь через наши головы — отдаленным слушателям. Порой голос его дрожал и слеза блестела на его глазах,похожих на глаза оленя... Перед нами был не пожилой профессор, а вдохновенный Айод, преемник самого Гомера» [21, с. 157, 158].

Речь учителя может быть тихой и громкой, эмоционально вы­разительной или, на первый взгляд, ровной и спокойной. Но она никогда не может быть равнодушной, безадресной, когда кажет­ся, что учителю все равно, кому и о чем рассказывать. Такая речь на корню убивает интерес, порождает безразличие, нагоняет тос­ку. Ученики, давно кончившие школу и забывшие содержание конкретных уроков, помнят голос, интонации любимого учите­ля, его любимые выражения, «словечки», обороты — живое свое­образие его речи.

Если вы собираетесь заниматься педагогической деятельностью, вслушивайтесь в речь преподавателей, замечайте, как они словом удерживают внимание, интерес, как им удается вызвать самые разные чувства слушателей при объяснении: удивить, вызвать вос­хищение, пробудить сомнение, заставить улыбнуться или засме­яться — другими словами, не быть равнодушным.

Вопросы для самоконтроля

1. Какого учителя в школе вы слушали особенно внимательно? Почему? Вспомните характеристики его речи, закончив предложение: «Его речь была...»

2. Проанализируйте свое устное выступление на занятии и ответьте на вопросы:

Как вас слушали товарищи? Почему?

Достаточно ли громко вы говорили? Вас не переспрашивали?

Насколько эмоционально вы говорили? Как вы это докажете?

Пользовались ли вы записями?

Чувствовали ли вы моменты, когда внимание аудитории пада­ло? Почему это происходило? А когда вас слушали особенно вни­мательно?

Чем отличается письменная речь от устной?

Как, по вашему мнению, надо готовиться к устному выступлению?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.