Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация в экономике 1 страница




Массовое действие – форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей отдельных социальных групп этого общества.

Массовое поведение – тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации. Массовое поведение характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок и ориентации. Изучением массового поведения занимались многие известные социологи прошлого и настоящего, например, Г. Тард, ему принадлежит концепция массового поведения на основе подражания (работа «Законы подражания» 1892 г.). Он утверждал, что социальная динамика определяется именно подражанием, непрерывным повторением, до уровня массового, новых (поначалу, естественно, единичных) образцов чего бы то ни было. Г. Лебон также внес не малый вклад в изучение массового поведения (его труд «Психология толпы» 1895 г., полностью посвещен концепции толпы).

К формам массового поведения относят массовую истерию, слухи, панику, погром, бунт.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60–70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов – форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.

Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакцииУчастники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.

Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например собрание прохожих людей на улице.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующиеся. Например толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» тем, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных соц. норм.

Конвенциональная толпа – образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа – толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы.

Включает подвиды:

Агрессивная толпа – людская масса, совершающая деструктивные действия.

Паническая толпа – толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

Стяжательская толпа – толпа, борющаяся за ценности.

Повстанческая толпа – толпа, противодействующая властям.

Основные характеристики толпы (введены в научный оборот Г. Лебоном и Г. Тардом):

Импульсивность. Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения.

Внушаемость. Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью психического заражения внушенные конструкции передаются всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна, «невероятное для нее не существует».

Максимализм. Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия – ненависти.

Авторитарность и консерватизм (нетерпимость). Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ее не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание, а если оратор будет упорствовать и не принял меры предосторожности, то и угрозу его жизни.

Нравственная спонтанность. Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной – она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство.

Образность и алогичность «мышления». Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного.

Религиозность. Толпа нуждается в религии. Вот формы в которые отливаются убеждения толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее – сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.

Человека в толпе характеризуют следующие черты (введены в научный оборот Г. Лебоном и Г. Тардом):

Анонимность. Затерявшись в»безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Социальное движение – свободно организованная общность людей, действующих совместно в слабо институционализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Социальные движения характеризуются: 1) количеством участников и размахом акций; 2) единством в отношении цели – определенным изменениям в обществе; 3) низким уровнем формальной организации; 4) высокой степенью стихийности действий.

Новые социальные движения представляют собой демократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и др.

 

 

Обучающий тест

1. Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения на основе подражания −…

a) К. Маркс b) Э. Дюркгейм c) М. Вебер d) Г. Тард

 

2. Работа «Психология толпы» принадлежит …

a) Г. Спенсеру b) Г. Лебону c) Ф. Теннису d) Г. Зиммелю

 

3. Характеристикой толпы, согласно концепции Г. Тарда, не является …

a) рациональность b) вера в собственное могущество

c) необузданность d) безнаказанность

 

4. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, – это …

a) армия b) группа c) толпа d) публика

 

5. Толпа, возникающая в результате любопытства к неожиданно возникшему происшествию, − это …

a) конвенциональная толпа b) случайная толпа

c) действующая толпа d) экспрессивная толпа

 

6. Толпа, совместно выражающая какие-либо чувства и общее отношение к событию, − это …

a) конвенциональная толпа b) экспрессивная толпа

c) случайная толпа d) равнодушная толпа

 

7. Толпа, возникающая в связи с интересом к какому-либо мероприятию, − это..

a) бездействующая толпа b) бунтующая толпа

c) равнодушная толпа d) конвенциональная толпа

 

8. Поведение личности в толпе характеризуется …

a) утратой способности критически мыслить

b) личной заинтересованностью

c) утратой контроля над собственными поступками

d) независимостью

 

9. «Охота на ведьм» в средневековой Европе является примером−…

a) массовой революции b) массовой истерии

c) массового бунта d) массовой паники

 

10. Причиной появления слухов социологи считают …

a) недоверие к официальным источникам информации

b) активность позиции официальных властей

c) активность средств массовой информации

d) отсутствие интереса к событиям

 

11. Форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции, часто мешают друг другу и травмируют друг друга, − это …

a) погром b) паника c) истерия d) мятеж

 

12. Стихийная форма коллективного протеста, выражающаяся в неподчинении официальным властям и сопровождающаяся насильственными действиями, − это …

a) бунт b) революция c) массовая истерия d) паника

 

13. Социально-психологические механизмы, действующие в толпе, согласно концепции Г. Лебона, − это …

a) свобода и независимость b) апатия и пассивность

c) анонимность и внушаемость d) индивидуальность и рациональность

 

14. Восторженные фанатки на концерте Д. Билана являются примером _ толпы

a) конвенциональной b) действующей c) экспрессивной d) случайной

 

15. Действия моряков броненосца «Потемкин» летом 1905 года, выразившееся в неподчинении офицерам и убийстве одного из них,были примером−…

a) истерии b) мятежа c) паники d) погрома

 

16. Массовое сознание, основанное на вере в сверхъестественное, является…

a) донаучным b) повседневным c) религиозным d) обыденным

 

17. К «новым» социальным массовым движениям социологи относят…

a) профсоюзное движение b) неофеминистское движение

c) фашистское движение d) троцкистское движение

 

18. Этнические движения 90-х годов ХХ века являлись (и являются) массовыми социальными движениями, так как…

a) в них участвуют исключительно мужчины

b) в них участвуют исключительно женщины

c) носят протестный характер и связаны с неинституциональными средствами достижения целей

d) пользуются террористическими методами

 

19. Доктрина, согласно которой женщины в современном обществе систематически находятся в неблагоприятных условиях, называется…

a) консерватизм b) матриархат

c) освободительное движение d) феминизм

 

20. «Городское социальное движение» – это…

a) движение, обусловленное кризисом удовлетворения потребностей в семье, в услугах образования и здравоохранения

b) движение, в котором не участвуют сельские жители

c) профсоюзное движение

d) студенческое протестное движение

 

21. Массовое сознание по отношению к общественному сознанию может рассматриваться как…

a) более узкое b) более широкое

c) несоотносимое d) тождественное

 

22. К характеристикам массового сознания НЕ относится…

a) разорванность b) научность c) противоречивость d) активность

 

23. К формам массового поведения НЕ относится…

a) истерия b) бунт c) паника d) голосование

 

24. К характеристикам толпы НЕ относится…

a) организованность b) заражение c) внушаемость d) анонимность

 

25. Массовые действия разделяют на…

a) анонимные и не анонимные b) эффективные и не эффективные

c) индивидуальные и групповые d) организованные и неорганизованные

 

26. Поведение индивида в толпе отличает…

a) деперсонификация b) социализация

c) индивидуализация d) коммуникация

 

27. Слухи как форму массового поведения отличает…

a) аффективность b) стабильность c) изменчивость d) рациональность

 

28. Состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности, называется…

a) общественным настроением b) массовой культурой

c) общественным мнением d) общественным сознанием

29. Изучением поведения массы и толпы занимались…

a) О. Конт и Г. Спенсер b) Т. Парсонс и П. Сорокин

c) Г. Тард и Г. Лебон d) К. Маркс и Ф. Энгельс

 

КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

 

1. Кооперация и конкуренция – это…

a) способы общения b) формы социальных конфликтов

c) формы социального взаимодействия d) формы социальных отношений

 

2. Нефокусированное взаимодействие индивидов чаще всего происходит в…

a) в учебной группе b) семье

c) супермаркете d) малой группе

 

3. Теория аномии как фактора девиантного поведения рассматривается в рамках _______________ теории девиации

a) культурологических b) психологических

c) криминалистических d) социологических

 

4. Стихийная форма коллективного протеста, выражающаяся в неподчинении официальным властям и сопровождающаяся насильственными действиями, − это …

a) бунт b) революция c) массовая истерия d) паника

 

5. Поведение, не соответствующее существующим в обществе образцам, нормам и правилам поведения, называется…

a) преступным b) девиантным c) независимым d) референтным

 

6. По своим функциям конфликты разделяются на…

a) кратковременные и затяжные b) конструктивные и деструктивные

c) межличностные и межгрупповые d) объективные и субъективные

 

7. В социологическую типологию социальных взаимодействий по сферам общественной жизни входят…

a) невербальное взаимодействие b) политическое взаимодействие

c) профессиональное взаимодействие d) физическое взаимодействие

 

8. Толпа, совместно выражающая какие-либо чувства и общее отношение к событию, − это …

a) конвенциональная толпа b) экспрессивная толпа

c) случайная толпа d) равнодушная толпа

9. Элементом социального контроля выступает…

a) государство b) социальная санкция c) религия d) социальная норма

 

10. Согласно теории социального обмена, человек, вступая во взаимодействие,…

a) играет определенную социальную роль b) осваивает новые символы

c) обменивается впечатлениями и ощущениями d) соотносит потери и выгоды

 

11. Социальное действие утратит характер социального без таких двух элементов, как…

a) установка b) импульсивность

c) экспектация (ожидание) других d) направленность на других

 

12. Массовые действия разделяют на…

a) анонимные и не анонимные b) эффективные и не эффективные

c) индивидуальные и групповые d) организованные и неорганизованные

 

13. Этнические движения 90-х годов ХХ века являлись (и являются) массовыми социальными движениями, так как…

a) в них участвуют исключительно мужчины

b) в них участвуют исключительно женщины

c) носят протестный характер и связаны с неинституциональными средствами достижения целей

d) пользуются террористическими методами

 

14. К культурно одобряемым формам девиантного поведения можно отнести …

a) инфантилизм b) гедонизм c) алкоголизм d) трудоголизм

 

15. Для «скрытого» социального конфликта характерен такой признак, как …

a) слабая структурированность интересов конфликтующих сторон

b) большое количество участников конфликта

c) легализация конфликта

d) открытое выражение недовольства

 

16. В структуру социального действия НЕ входят…

a) цель b) деятель c) время d) пространство

 

17. Слухи как форму массового поведения отличает…

a) аффективность b) стабильность c) изменчивость d) рациональность

18. Первичным отклонением является …

a) такое отклонение от социальных норм, при котором человек не идентифицируется как девиант…

b) отклонение, подлежащее уголовному наказанию

c) серьезное отклонение от социальных норм

d) единичное, случайное отклонение

 

19. Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями – это …

a) конкуренция b) кооптация c) кооперация d) конфликт

20. В качестве акторов социального действия могут выступать…

a) индивиды b) группы c) мотивы d) способы

КЛЮЧИ К ОБУЧАЮЩИМ ТЕСТАМ ПО РАЗДЕЛУ 2

2.1. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия

  bd   bc   bd   a
  ac   ac   ac    
  c   cd   cd    
  ab   bd   ab    
  ad   bc   ab    
  bc   ab   cd    
  cd   a   bd    
  ad   cd   ac    

 

2.2. Формы социального взаимодействия

  a   d   d   a
  d   a   b   d
  d   c   b   d
  c   a   a   c
  b   b   d    
  a   b   c    
  b   d   a    
  a   a   b    

 

2.3. Социальный контроль и девиация

  d   c   bd   a
  c   b   c   b
  a   d   a   d
  b   b   c   ac
  d   d   b   a
  c   a   d    
  b   c   b    
  a   b   b    

 

2.4. Массовое сознание и массовые действия

  d   b   b   d
  b   a   c   a
  a   b   d   c
  c   a   b   c
  b   c   d   c
  b   c   b    
  d   b   d    
  ac   a   a    

Раздел 3. Общество: типология обществ
и социальные институты

3.1. Понятие общества
и его основные характеристики

Справочная информация

Толкотт Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера, Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Алана Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее – для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

Основные функции социальных систем:

1. Интеграция – процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами.

2. Адаптация – процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы.

3. Целедостижение – процесс определения задач, на которые направляется социальная активность.

Реализация данных социальных функций обеспечивается различными социальными подсистемами:

1. Экономическая – подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде, обеспечения материальными благами.

2. Политическая – подсистема общества, которая выполняет функцию выбора политических целей и целедостижения.

3. Нормативно-правовая – подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции и пресечения отклонений.

4. Культурная -подсистема общества, которая выполняет функцию «удержания образца» путем культурных ценностей.

Подсистемы социального действия:

1. Биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

2. Система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).

3. Социальная система – совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).

4. Система культуры – культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

 

Фердинанд Тённис (1855 – 1936) – немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель «понимающей социологии», сторонник «формальной социологии».

По главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Тённис различает “волю” двух типов: а) естественную – основа “гемейншафта” (общины) и б) рациональную – основа “гезельшафта” (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая – индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать “естественным” обществом, базирующимся на “естественной воле”.

Гезельшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает “рациональная воля”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.