Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие 3 страница




b) свободным d) полевым

20. Предмет, специально созданный человеком для хранения и передачи информации, называется…

a) знак c) респондент

b) символ d) документ

 

21. Метод сбора информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов называется…

a) наблюдение c) эксперимент

b) анализ документов d) опрос

 

22. Группа, на которую исследователь воздействует экспериментальной переменной, называется…

a) контрольной c) экспериментальной

b) малой d) исследуемой

 

23. Группа, идентичная экспериментальной группе по своим основным характеристикам, но на которую не производится экспериментального воздействия, называется…

a) исследуемой c) экспериментальной

b) контрольной d) наблюдаемой

 

24. Контрольная группа – это…

a) одна из экспериментальных групп

b) группа людей, подобранных по сходным признакам, в противоположность экспериментальной группе

c) группа, которая испытывает действие зависимой переменной

d) выборка из генеральной совокупности


1.4. Программа социологического исследования. Теоретические и эмпирические исследования
в социологии

Справочная информация

Социологические исследования могут быть: фундаментальные (приращение научно-теоретического знания) и прикладные, теоретические (общесоциологическая теория) и эмпирические. Кроме того, выделяют специальные социологические теории (теории среднего уровня, которые отражают формы проявления и механизмы действия законов, характерных для отдельных сфер общественной жизни, отдельные виды социальной деятельности и общностей людей).

По содержанию, направленности, формам и способам эмпирические социологические исследования (их же часто отождествляют с прикладными) чрезвычайно разнообразны.

По масштабу эмпирические социологические исследования могу быть международными, общенациональными, региональными, отраслевыми, локальными.

По форме проведения социологическое исследование может быть индивидуальным и групповым.

По глубине анализа, масштабности и сложности решаемых исследовательских задач прикладные социологические исследования подразделяются на пилотажные (разведывательное, зондажное), описательные, аналитические.

Цель пилотажного исследования – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. Пилотажное исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек), проводится по упрощенной программе и с помощью сжатого по объему социологического инструментария.

Описательное исследование ориентировано на получение эмпирии ческой социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик.

Цель аналитического исследования – не только описание структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность. Такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы.

В зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности аналитические исследования подразделяют на: трендовые, панельные, лонгитюдные.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.

Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например, молодежи в возрасте 16-20 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются.

Оперативные социологические исследования имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития.

Этапы социологического исследования:

1. Подготовительный (разработка программы исследования и инструментария, выбор методов и приемов, определение объектов и единиц наблюдения, выборка)

2. Основной (он же полевой, сбор эмпирического материала)

3. Завершающий (он же, аналитический, обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций)

Программа социологического исследования – это документ, содержащий всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов исследования. Она имеет свою структуру и включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение трех разделов:

1. методологического (он же теоретический) – даются формулировка и обоснование проблемы, указываются цели, определяются объект и предмет исследования, дается логический анализ основных понятий (операционализация), формулируются гипотеза и задачи исследования;

2. методического – указываются правила процедуры, а также логическая последовательность операций для их проверки, обоснование выборки, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логические схемы ее обработки.

3. организационного – разработка плана и порядка исследования, распределение людских и финансовых ресурсов

Программу называют стратегическим документом, излагающим концепцию исследования проблемы, заинтересовавшей организаторов и побудившей их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Проблема социологического исследования. Когда социальный процесс вызывает сомнения, беспокойство, не поддается убедительному объяснению, формируется проблема социологического исследования.

Любая социальная проблема имеет две тесно взаимосвязанные стороны: предметную и гносеологическую.

В первом случае это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание урегулирования социальных процессов.

Во втором случае это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, потому нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них.

Характер противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип исследования: будет ли оно теоретическим, прикладным или теоретико-прикладным.

Проблема определяет выбор конкретного объекта исследования – социального процесса или области социальной действительности, или каких-то социальных взаимоотношений, порождающих проблемную ситуацию.

Гипотеза организует весь процесс исследования и подчиняет его строгой логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение: «Если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия еще не дает логических оснований для признания достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение.

Выдвижение гипотезы – процесс эвристический, опирающийся преимущественно на опыт и интуицию исследователя. Первоначально гипотеза предстает в форме метафоры, но анализ внутренней непротиворечивости гипотезы означает переход к ее разработке– выведению следствий, которые обеспечивают ее соответствие наблюдаемым фактам.

Разработка гипотезы предполагает установление ее логической структуры. Она также предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Исследователь заинтересован в подтверждении своих идей, и их подтверждение с каждым разом увеличивает вероятность того, что гипотеза истинна, но достаточно одного убедительного опровержения, чтобы гипотеза оказалась ложной.

Гипотезы могут быть объяснительными, описательными, детерминирующими, преемственными, то есть отражать преемственное в развитии научного знания, не противоречить при этом фактам науки и проверяться средствами данного исследования. Аналогии часто наводят на гениальные догадки, но не редко оказываются выдумками, как прямая аналогия организма и общества.

Гипотеза никогда не возникает на пустом месте. Невозможно начинать исследование с предположения, будто о предмете изучения ничего не известно. Гипотеза отличается от измышления тем, что представляет собой итог предварительной исследовательской работы.

Обучающий тест

1. На стадии разработки исследовательского проекта социологи решают две задачи...

a) составляют письменный отчет по результатам исследования

b) определяют с помощью каких методов будет получена информация

c) изучают специализированную литературу

d) определяют предмет и объект исследования

 

2. Два примера социологических исследований в зависимости от степени охвата единиц генеральной совокупности – это…

a) вторичные исследования c) повторные исследования

b) сплошные исследования d) выборочные исследования

 

3. Методами обработки и анализа социологических данных не являются...

a) опрос c) ранжирование

b) классификация d) наблюдение

 

4. Методами сбора социологической информации НЕ являются …

a) опрос c) ранжирование

b) наблюдение d) шкалирование

 

5. В организационный план социологического исследования включается...

a) выдвижение гипотезы исследования

b) формулировка проблемы

c) кадровое обеспечение исследования

d) финансовое обеспечение исследования

 

6. К итоговым документам социологического исследования НЕ относятся...

a) мемуары c) рапорт

b) отчет d) научные публикации

 

7. Частью методического раздела программы исследования НЕ являются два следующих компонента...

a) описание метода интерпретации результатов

b) формулировка проблемы исследования

c) описание анкеты

d) описание метода сбора данных

 

8. К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся...

a) PR анализ c) интервьюирование

b) SWOT анализ d) анкетирование

 

9. К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся …

a) опрос c) маркетинговый анализ

b) наблюдение d) IQ тестирование

 

10. Две характеристики, которые необходимо учитывать исследователям при проектировании методического обеспечения программы социологического исследования, это то, что…

a) ни один социологический метод не является универсальным

b) адекватность и надежность метода должна быть проверена в пробном (пилотажном) исследовании

c) необходимо разработать учебное пособие

d) практические рекомендации обязательно должны быть внедрены

 

11. Какие две аналитические операции можно проводить с эмпирическими социологическими данными...

a) классифицировать c) редактировать

b) интерпретировать d) форматировать

 

12. Двумя обязательными элементами социологического исследования являются...

a) наблюдение c) анкетирование

b) выдвижение гипотезы d) формулирование теории

 

13. Объяснительное исследование раскрывает…

a) интересы участников

b) причинно-следственные связи между социальными явлениями

c) причинные связи между переменными

d) перспективы развития

 

14. Подготовительный этап социологического исследования НЕ включает…

a) обучение и тренинг интервьюеров

b) разработку программы исследования

c) разработку компьютерной программы работы с базами соцданных

d) разработку методики сбора социологической информации

 

15. В структуре программы социологического исследования выделяют __ части

a) методическую c) методологическую

b) основную d) дополнительную

 

16. Объектом социологического исследования, как правило, выступают…

a) наиболее существенные свойства и отношения социальных субъектов

b) наиболее актуальные социальные проблемы

c) люди – носители социальной проблемы

d) социальные сферы и процессы, содержащие то или иное социальное противоречие

 

17. Функцией программы социологического исследования является __ функция

a) коммуникативная c) методическая

b) организационная d) аксиологическая

 

18. В программу социологического исследования НЕ входит…

a) предварительная статистическая обработка материалов исследования

b) определение объекта исследования

c) обоснование актуальности проблемы исследования

d) анализ результатов других исследований

 

19. Социологические исследования, целью которых является опытная проверка гипотез и обоснование концепций, называются...

a) теоретическими c) эмпирическими

b) прикладными d) социальными

 

20. Социологические исследования, целью которых является изучение общественных проблем и разработка возможных путей их решения, называются...

a) эмпирическими c) лабораторными

b) культурными d) социальными

21. Социологические исследования, целью которых является разработка и внедрение конкретных социальных технологий, называются...

a) прикладными c) социальными

b) эмпирическими d) теоретическими

 

22. Методы логического анализа, дедукция, индукция характерны для _________ исследований.

a) прикладных c) эмпирических

b) теоретических d) практических

 

23. Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в разделении целого на части, называется...

a) синтез c) анализ

b) абстрагирование d) обобщение

 

24. Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в восхождении от частных, единичных элементов к системному знанию, называется...

a) синтез c) индукция

b) анализ d) абстрагирование

 

25. Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в выявлении частных свойств и признаков на основе знания о существенных признаках целого, называется...

a) анализ c) дедукция

b) абстрагирование d) обобщение

 

26. Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в соединении и упорядочении элементов в целостную систему, называется...

a) синтез c) абстрагирование

b) анализ d) сравнение

 

27. Методы социальной инженерии и социального проектирования можно отнести к _________ исследованиям.

a) фундаментальным c) эмпирическим

b) прикладным d) теоретическим

 

28. Опрос студентов с целью выявления степени распространенности наркопотребления в их среде – это исследование...

a) социальное c) прогностическое

b) практическое d) теоретическое

 

29. Характеристика М. Вебером способов управления и власти в разных обществах на основе созданной им классификации типов господства – это исследование...

a) теоретическое c) практическое

b) прогностическое d) лабораторное

 

30. Социологическое исследование, основной целью которого является проверка, апробация методики, называется …

a) экспериментальным c) пилотажным

b) сравнительным d) теоретическим

 

31. Социологическое исследование, основной целью которого является разработка путей решения какой-либо конкретной социальной проблемы, называется

a) описательным c) прикладным

b) трендовым d) фундаментальным

 

32. Исследования, целью которых является сопоставление различных объектов, называются…

a) лонгитюдными c) поисковыми

b) комплексными d) сравнительными

 

33. Фундаментальные социологические исследования направлены на…

a) поиск и анализ социальных закономерностей и тенденций

b) выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов

c) описание различных структурных элементов социальных объектов

d) поиск исследовательских проблем

 

34. Экспресс-исследование как разновидность социологического исследования выделяется…

a) по объекту исследования c) по цели исследования

b) по способу финансирования d) по срокам исследования

исследования

 

35. Повторное исследование на том же объекте называется…

a) пилотажным c) поисковым

b) трендовым d) монографическим

 

36. Разновидности социологических исследований НЕ выделяют в зависимости от…

a) типа логической задачи исследования

b) состава исследователей

c) сроков исследования

d) отношения к объекту исследования


КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Социология О. Конта включает в себя разделы …

a) социальная статика и социальная динамика

b) социология социальных групп и социология личности

c) микросоциология и макросоциология

d) теоретическая и практическая социология

 

2. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм общественного сознания в концепции К.Маркса называется …

a) надстройка c) производственные отношения

b) производительные силы d) базис

 

3. Понятие «социальный институт» ввел в научный оборот…

a) Ф. Энгельс c) О. Конт

b) Г.Спенсер d) К.Маркс

 

4. Понятие «аномия» было введено в научный оборот…

a) Г. Тардом c) М.Вебером

b) Э. Дюркгеймом d) Г. Лебоном

 

5. В социологии М. Вебера идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков называется…

a) традиционный c) патриархальный

b) харизматический d) легальный

 

6. Представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения изучаемого признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности, называется...

a) база c) пропорция

b) выборка d) генерация

 

7. Социологическое исследование, проводимое в разных странах с целью определить специфические черты изучаемых объектов в рамках каждой культуры, называется ________ исследование

a) панельное c) пилотажное

b) лонгитюдное d) кросс-культурное

 

8. Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами называется...

a) социометрия c) социосоматика

b) социография d) социоцентризм

9. Шкалирование, дающее наиболее точные результаты опросов, называется…

a) реальным c) случайным

b) номинальным d) интервальным

 

10. К основным видам опроса относят…

a) фокус-группу и нарративное интервью

b) телефонный и почтовый опрос

c) опрос по месту жительства и опрос по месту работы

d) анкетирование и интервью

 

11. Сильной стороной наблюдения как социологического метода является то, что...

a) меньше трудоемкость

b) нет трудностей в интерпретации

c) его трудно организовать

d) богаче информация об изучаемом объекте

 

12. Социологический метод, при котором источником информации служат письменные сообщения, содержащиеся в любых документах и позволяющие получить сведения о прошедших событиях – это...

a) источниковедение c) анализ документов

b) филология d) беллетристика

 

13. Виды социологического наблюдения, которые выделяют в зависимости от взаимодействия ученого с испытуемыми – это...

a) формализованное и неформализованное

b) скрытое и открытое наблюдение

c) кратковременное и долговременное

d) мысленное и интуитивное

 

14. Группа, на которую исследователь воздействует экспериментальной переменной, называется…

a) контрольной c) экспериментальной

b) малой d) исследуемой

 

15. Наблюдение, в котором «истинное лицо» исследователя и его цели не известны наблюдаемым, называется…

a) лабораторным c) скрытым

b) свободным d) полевым

 

16. Частью методического раздела программы исследования НЕ являются два следующих компонента...

a) описание метода интерпретации результатов

b) формулировка проблемы исследования

c) описание анкеты

d) описание метода сбора данных

 

17. Две характеристики, которые необходимо учитывать исследователям при проектировании методического обеспечения программы социологического исследования, это то, что…

a) ни один социологический метод не является универсальным

b) адекватность и надежность метода должна быть проверена в пробном (пилотажном) исследовании

c) необходимо разработать учебное пособие

d) практические рекомендации обязательно должны быть внедрены

 

18. Подготовительный этап социологического исследования НЕ включает…

a) обучение и тренинг интервьюеров

b) разработку программы исследования

c) разработку компьютерной программы работы с базами социологических данных

d) разработку методики сбора социологической информации

 

19. Социологические исследования, целью которых является опытная проверка гипотез и обоснование концепций, называются...

a) теоретическими c) эмпирическими

b) прикладными d) социальными

 

20. Методы социальной инженерии и социального проектирования можно отнести к _________ исследованиям.

a) фундаментальным c) эмпирическим

b) прикладным d) теоретическим


КЛЮЧИ К ОБУЧАЮЩИМ ТЕСТАМ ПО РАЗДЕЛУ 1

1.1. Классические социологические теории. История развития социологической мысли в России

  a   b   a   b   d
  a   c   b   d   d
  d   b   c   b   a
  d   d   a   d   c
  a   a   b   b   a
  b   a   c   a   c
  a   c   c   a   c
  c   a   d   a   b

 

1.2. Опросные методы социсследования. Виды опросов и понятие выборки

  d   c   c   d
  b   b   b   c
  a   c   a   d
  d   d   d   b
  c   c   b    
  a   c   d    
  b   c   a    
  c   b   c    

 

1.3. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов

  a   d   a
  b   d   c
  c   b   c
  d   b   d
  a   a   c
  c   c   c
  c   c   b
  c   c   c

 

1.4. Программа социсследования. Теоретические и эмпирические исследования в социологии

  bd   cd   b   c   a
  bd   ab   a   a   a
  ad   ab   c   b   b
  cd   bd   d   a   b
  cd   b   a   a    
  ac   c   b   c    
  bc   а,c   c   c    
  ab   c   c   d    

Раздел 2. Социальные взаимодействия,
социальный контроль и массовое сознание

 

2.1. Понятие и структура социального действия.
Социальные взаимодействия

Справочная информация

Создателем классической теории социального действия в мировой социологии является Макс Вебер, дав ему следующее определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». С нее берут начало все другие концепции человеческого поведения и деятельности, которые можно квалифицировать как социологические. Во многом опираясь на нее много лет спустя другой выдающийся социолог – американец Толкотт Парсонс сформировал собственную концепцию социального действия.

Социальное действие, по мнению Вебера, характеризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, т. е. имеет место ожидание этой реакции (Вебер называет их «ожиданием» или «аттитюдом» и без которого действие не является социальным).

Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:

1) нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);

2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, которая обеспечивает некоторую независимость от окружающей среды;

3) знаковые механизмы регуляции.

Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода:

1) действие рассматривается как единичный акт, оно связано с выделением автора и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.