Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие 2 страница




a) социальное действие c) социальная группа

b) личность d) общественно-экономическая формация

 

4. Общество в своем развитии проходит три обязательных стадии: теологическую, метафизическую, позитивную, утверждал…

a) К. Маркс c) М. Вебер

b) Э. Дюркгейм d) О. Конт

 

5. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм общественного сознания в концепции К.Маркса называется …

a) надстройка c) производственные отношения

b) производительные силы d) базис

 

6. Понятие «социальный институт» ввел в научный оборот…

a) Ф. Энгельс c) О. Конт

b) Г.Спенсер d) К.Маркс

 

7. В социологии К.Маркса в качестве критерия общественного прогресса выделяется …

a) развитие производительных сил общества

b) дифференциация и интеграция общественной системы

c) развитие личности

d) развитие науки и формирование позитивного мышления

 

8. К. Маркс видел движущую силу социальной истории в…

a) отчуждении человека от общества c) классовой борьбе

b) разделении труда d) кооперации

 

9. Основоположником позитивизма в социологии является…

a) К. Маркс c) М. Вебер

b) О. Конт d) Э. Дюркгейм

 

10. Понятия социальной статики и социальной динамики ввел…

a) К. Маркс c) О. Конт

b) М. Вебер d) Э. Дюркгейм

 

11. Г. Спенсер как основатель рассматривается в теории социологии …

a) субъективизма c) позитивизма

b) органицизма d) структурализма

 

12. Концепцию экономического детерминизма развивал…

a) Э. Дюркгейм c) М. Вебер

b) Г. Спенсер d) К. Маркс

 

13. Термин «социология» впервые ввел…

a) О. Конт c) М. Вебер

b) К. Маркс d) Г. Спенсер

 

14. Материальное производство как фактор, определяющий сущность и развитие человеческой деятельности, был выделен в работах…

a) К. Маркса c) П. Бурдье

b) Г. Спенсера d) М. Вебера

15. Характерной чертой развития социологической науки США является ее …

a) этическая ориентация c) прикладной характер

b) гуманистический подход d) фундаментальная направленность

 

16. Одним из основоположников теории структурно-функционального анализа считается…

a) Э. Дюркгейм c) М. Вебер

b) Р. Миллс d) К. Маркс

 

17. Социологическое направление, которое рассматривает социальный конфликт в качестве движущей силы общественного прогресса – это…

a) социология марксизма c) социология Э. Дюркгейма

b) социология О. Конта d) органическая социология

Г. Спенсера

 

18. Понятие «аномия» было введено в научный оборот…

a) Г. Тардом c) М.Вебером

b) Э. Дюркгеймом d) Г. Лебоном

 

19. Особое внимание уделялось анализу поведения толпы в работах …

a) Ф. Энгельса c) Г. Тарда

b) М.Вебера d) К. Маркса

 

20. В социологии М. Вебера идеальный тип господства, основанный на рациональном праве, называется…

a) легальный c) харизматический

b) деспотический d) патриархальный

 

21. В социологии М. Вебера идеальный тип господства, основанный на «силе дара» выдающейся личности, называется…

a) традиционный c) легальный

b) харизматический d) патриархальный

 

22. В социологии М. Вебера идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков называется…

a) традиционный c) патриархальный

b) харизматический d) легальный

 

23. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется…

a) структурализм c) интеракционизм

b) эволюционизм d) объективизм

 

24. Социологическая концепция, основанная на представлении о том, что все существующее в обществе обладает той или иной позитивной функцией – это…

a) постмодернизм c) символический интеракционизм

b) эволюционизм d) структурный функционализм

 

25. Работу «Протестантская этика и дух капитализма» написал…

a) Г. Зиммель c) Э. Дюркгейм

b) М. Вебер d) Г. Лукач

 

26. Работа «Самоубийство» написана…

a) Дж. Мидом c) Р. Скиннером

b) Дж. Хомансом d) Э. Дюркгеймом

 

27. Э. Дюркгейм разрабатывал понятие…

a) конфликт c) социология

b) органическая солидарность d) толпа

 

28. Одним из основоположников понимающей социологии является…

a) Э. Дюркгейм c) О. Конт

b) Г. Лебон d) М. Вебер

 

29. Направление социологии, анализирующее поведение людей на основе знаков, называется…

a) социальный реализм c) структурный функционализм

b) символический интеракционизм d) позитивизм

 

30. Основным качеством, характеризующим целерациональный тип поведения в теории М. Вебера, является…

a) действие по разработанному плану

b) импульсивное принятие решений

c) ориентация на ценности

d) поведение в соответствии с обычаем

 

31. На особенности поведения толпы и массы людей первыми обратили внимание…

a) Тард и Лебон c) Конт и Спенсер

b) Мид и Хоманс d) Парсонс и Мертон

32. До середины 60-х гг. социология в СССР развивалась как …

a) часть марксистско-ленинской философии

b) самостоятельная наука

c) часть политической экономии

d) часть научного коммунизма

 

33. Концепция культурно-исторических типов в русской социологии XIX века была разработана…

a) П.А. Сорокиным c) М.М. Ковалевским

b) П.Л. Лавровым d) Н.Я. Данилевским

 

34. Историко-сравнительный метод социологии в русской социологии XIX века был разработан …

a) П.А. Бакуниным c) П.Л. Лавровым

b) Н.К. Михайловским d) М.М. Ковалевским

 

35. Концепция социальной мобильности была разработана …

a) П.А.Сорокиным c) Н.Я. Данилевским

b) М.М. Ковалевским d) Н.К. Михайловским

 

36. Автором первого учебника по социологии («Система социологии») в начале XX века был...

a) М.М. Ковалевский c) П.А.Сорокин

b) Н.К. Михайловский d) Н.Я. Данилевский

 

37. Социология в СССР стала развиваться как абсолютно самостоятельная наука …

a) со времени распада СССР c) с периода «застоя»

b) с периода «хрущевской оттепели» d) с периода культа личности Сталина

 

38. Н. Михайловский считал высшим критерием общественного прогресса…

a) абсолютную свободу

b) усиление роли государства

c) полное и всестороннее развитие личности

d) индустриализацию

 

39. Одним из основоположников субъективной школы в России является…

a) П. Сорокин c) П. Лавров

b) Н. Данилевский d) В. Ленин

40. Социологическое образование в России началось…

a) после второй мировой войны

b) после Октябрьской революции 1917 года

c) в начале ХХI века

d) в конце ХIХ века

 

 

1.2. Опросные методы социологического
исследования. Виды опросов и понятие выборки

Справочная информация

При сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанный на устном (интервью) или письменном (анкета) обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, отражающими проблему исследования.

Анкета – социологический инструмент, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой и соответствующих цели и задачам исследования.

Интервью – вид опроса, предполагающий наличие человека, который задает вопросы, организует процедуру беседы и фиксирует полученные ответы.

Углубленное интервью (неформализованное, нестандартизованное, свободное) – вид интервью, который относится к категории «качественных методов» социологического исследования, близко журналистскому опросу. Вопросы открытые. Импровизация. Противопоставляется стандартизованному (формализованному интервью) со строго фиксированной структурой опроса и формулировками вопросов.

Респондент – человек, выступающий для социолога непосредственным носителем и источником информации.

Выборка (выборочная совокупность) – представительная часть генеральной совокупности, то есть часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации где закон распределения изучаемого признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности.

Объём выборки – число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30–35.

Выборки делятся на вероятностные (простая, серийная и т.д.) и невероятностные (квотная, метод снежного кома и т.д.).

Гнездовая (серийная) выборка – отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Стратификационная выборка – процедура выделения из генеральной совокупности групп (страт) и выборка из этих групп по определенным признакам.

Генеральная совокупность – объект исследования, социальная группа.

Выборочный опрос – опрос, в ходе которого социологи беседуют только с некоторыми представителями объекта исследования.

Сплошной опрос – изучение всей генеральной совокупности (например, перепись населения).

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности отражать и моделировать важные для исследования характеристики генеральной совокупности.

Рандомизация – процедура отбора признаков для исследования, когда каждый признак или их комбинация имеет равные шансы на попадание в выборку.

Лонгитюдное исследование – вид повторного социологического исследования, в котором ведется периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами.

Панельное исследование – исследование, направленное на сравнительное изучение социальных объектов и процессов в разные периоды времени.

Кросс-культурное исследование – исследование, проводимое в разных странах с целью определить специфические черты изучаемых объектов в рамках каждой культуры.

Социометрия – метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Фокус-группа – социологический опрос, основанный на исследовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления особенностей представлений об объекте исследования.

Шкала – это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности. Различают следующие виды шкал: номинальную, порядковую (номинально-порядковую, ранговую, интервальную), числовую. Элементарный уровень измерения – номинальный. Этому уровню соответствует шкала наименований, которая состоит из указанных значений признаков, не упорядоченных по степени возрастания или убывания. Типичные примеры шкалы наименований: национальность, профессия, политические убеждения.

 

 

Обучающий тест

1. Инструмент сбора первичной социологической информации в виде опросного листа называется...

a) бланк c) характеристика

b) паспорт d) анкета

 

2. Представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения изучаемого признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности, называется...

a) база c) пропорция

b) выборка d) генерация

 

3. Вид повторного социологического исследования, в котором ведется периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами – _________ исследование

a) лонгитюдное c) описательное

b) пилотажное d) кросс-культурное

 

4. Социологическое исследование, проводимое в разных странах с целью определить специфические черты изучаемых объектов в рамках каждой культуры, называется ________ исследование

a) панельное c) пилотажное

b) лонгитюдное d) кросс-культурное

 

5. Социологическое исследование, направленное на сравнительное изучение социальных объектов и процессов в разные периоды времени называется ________ исследование

a) выборочное c) панельное

b) пилотажное d) описательное

 

6. Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами называется...

a) социометрия c) социосоматика

b) социография d) социоцентризм

 

7. Социологический метод систематизированного сбора информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам, называется...

a) эксперимент c) контент-анализ

b) опрос d) наблюдение

 

8. Вид социологических опросов, который относится к категории «качественных методов» социологического исследования – это...

a) уличный опрос c) углубленное интервью

b) почтовая рассылка d) телефонный опрос

 

9. Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса – это...

a) почтовая рассылка c) web-интервью (Интернет)

b) радио-интервью d) телефонное интервью

 

10. Репрезентативность социологической выборки зависит от _______ выборки

a) типичности c) времени исследования

b) величины d) продолжительности исследования

 

11. Социологи, проводя исследование, опросили по одной группе с каждого курса. Вид социологической выборки, с которым они работали – это _ выборка

a) многоступенчатая c) гнездовая

b) случайная d) стратифицированная

 

12. Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая обусловлена социально-психологической природой общения, называется...

a) прогностическая c) инструментальная

b) индикаторная d) коммуникативная

 

13. Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к измерительным процедурам, называется...

a) интегративная c) инструментальная

b) прогностическая d) коммуникативная

 

14. Панельные исследования – это…

a) обследование методом случайных чисел

b) обследование, противоположное пилотажному исследованию

c) обследование, в котором проводится серия наблюдений в разные моменты времени над одной и той же группой изучаемых объектов

d) обследование, в котором проводится серия наблюдений в разные моменты времени над разными группами изучаемых объектов

 

15. Стратификационная выборка – это…

a) выборочное обследование социальных страт

b) элемент теории стратификации

c) процедура выделения из генеральной совокупности групп (страт) и выборка из этих групп по определенным признакам

d) теоретический метод конструирования страт

 

16. Шкалирование, дающее наиболее точные результаты опросов, называется…

a) реальным c) случайным

b) номинальным d) интервальным

 

17. Ошибка выборки, как правило, выражается в …

a) формулировке гипотезы c) нерепрезентативности

b) неверной интерпретации d) неверной постановке эксперимента

 

18. Рандомизация – это…

a) способ проведения социологического опроса

b) процедура отбора признаков для исследования, когда каждый признак или их комбинация имеет равные шансы на попадание в выборку

c) способ проведения анкетирования

d) обязательное условие социологического измерения

 

19. Метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, отражающими проблему исследования, называется…

a) опрос c) наблюдение

b) эксперимент d) анализ документов

 

20. К основным видам опроса относят…

a) фокус-группу и нарративное интервью

b) телефонный и почтовый опрос

c) опрос по месту жительства и опрос по месту работы

d) анкетирование и интервью

 

21. Социологический инструмент, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой и соответствующих цели и задачам исследования, называется…

a) гайд c) контент-анализ

b) анкета d) карта вопросов

 

22. Вид опроса, предполагающий наличие человека, который задает вопросы, организует процедуру беседы и фиксирует полученные ответы, называется…

a) контент-анализ c) фокус-группа

b) анкетирование d) интервью

 

23. Социологический опрос, основанный на исследовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления особенностей представлений об объекте исследования, называется…

a) фокус-группа c) формализованное интервью

b) свободное интервью d) групповое анкетирование

 

24. Человек, выступающий для социолога непосредственным носителем и источником информации, называется…

a) анкетер c) респондент

b) слушатель d) корреспондент

 

25. Опрос, в ходе которого социологи исследователи беседуют только с некоторыми представителями объекта исследования, называется…

a) сплошной c) монографический

b) типологический d) выборочный

 

26. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется…

a) исследовательская группа

b) экспериментальная группа

c) выборочная совокупность

d) генеральная совокупность

 

27. Свойство выборочной совокупности отражать и моделировать важные для исследования характеристики генеральной совокупности называется…

a) моделирование c) точность

b) адекватность d) репрезентативность

 

28. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется…

a) квотная c) систематическая

b) случайная d) стихийная


1.3. Неопросные методы социологических
исследований: наблюдение, эксперимент,
анализ документов

Справочная информация

Наблюдение – это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас.

Преимущества: непосредственное восприятие изучаемого объекта, что незаменимо на начальных этапах исследования. Оно помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезы.

Недостатки: присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на исследуемых, а измерить это влияние невозможно; человеческое восприятие ограничено и можно пропустить что-то значимое; невозможно выявить мнения, суждения наблюдаемых по интересующим исследователя проблемам; некоторые формы поведения, эмоциональное выражение записать однозначно очень сложно; наблюдение – трудоемкий процесс, требующий значительных затрат, времени, людских и финансовых ресурсов.

Единицы наблюдения – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей.

Основные виды наблюдений:

– включенное – означает работу социолога в коллективе в качестве его члена, когда остальные члены не знают, что в их среде находится исследователь (скрытое, закрытое), или знают, но расположены к нему и доверяют ему (открытое);

– невключенное – означает, что социолог наблюдает за объектом, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты;

– полевое – проводится в естественной обстановке в реальной жизненной ситуации;

– лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Используется чаще всего в экспериментальных исследованиях;

– структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов);

– стандартизированное (формализованное) – проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать, когда другими методами получить необходимую информацию невозможно;

– нестандартизированное – применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования;

– систематическое – это регулярная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода. Оно позволяет социологу выявить закономерности развития наблюдаемых явлений и процессов. Его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определенной в программе: каждый день, один день в неделю, одну неделю, каждый месяц и т.д.;

– эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания;

– случайное – проводится в ситуациях, когда изучению подвергаются заранее не запланированные действия, ситуации, явления.

– прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), когда наблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий.

 

Эксперимент – метод сбора информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые (реальная жизненная ситуация) и лабораторные.

Неконтролируемый эксперимент – исследователь просто наблюдает за действием естественного фактора и контролируемый – исследователь вводит экспериментальный фактор.

Экспериментальная группа – это лица, подвергающиеся воздействию независимой (экспериментальной) переменной в контролируемых условиях.

Контрольная группа – группа, идентичная экспериментальной группе по своим основным характеристикам, но на которую не производится экспериментального воздействия, группа испытывает действие зависимой переменной.

Независимая переменная – в эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная – в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Документ – в узком смысле – материальный объект, содержащий в зафиксированном виде, по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для научных исследований и практических целей, в широком – любой артефакт.

Анализ документов – это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

Анализ документов, прежде всего, может быть качественным (неформализованным) и количественным (формализованным, разновидность – контент-анализ).

Контент-анализ – это анализ письменных источников на основе выделения единиц информации.

Обучающий тест

1. Отличительной чертой научного наблюдения является...

a) постановка четкой цели и планирование

b) широта подхода к рассматриваемым явлениям

c) специальное образование

d) специальное оборудование

 

2. Элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей – это...

a) условия наблюдения c) инструменты наблюдения

b) единицы наблюдения d) объект наблюдения

 

3. Недостатком наблюдения как социологического метода по сравнению с опросным методом является то, что...

a) есть возможность учета окружающей ситуации

b) объективность исследования выше

c) в наблюдении трудно обеспечить репрезентативность

d) есть возможность восприятия невербального поведения

 

4. Сильной стороной наблюдения как социологического метода является то, что...

a) меньше трудоемкость

b) нет трудностей в интерпретации

c) его трудно организовать

d) богаче информация об изучаемом объекте

 

5. Метод наблюдения наиболее адекватен, как считают социологи, при изучении...

a) небольших социальных групп c) социальных агрегатов

b) социальных кругов d) социальных классов

 

6. Материальный объект, содержащий в зафиксированном виде, по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для научных исследований и практических целей – это...

a) объект c) документ

b) предмет d) артефакт

 

7. Типичной ошибкой анализа документов в социологическом исследовании является...

a) выбор документов формально по теме исследования

b) составление списка документов, подлежащих исследованию

c) анализ документа без предварительного плана

d) установление подлинности и достоверности документа

 

8. Социологический метод, при котором источником информации служат письменные сообщения, содержащиеся в любых документах и позволяющие получить сведения о прошедших событиях – это...

a) источниковедение c) анализ документов

b) филология d) беллетристика

 

9. В современной социологии выделяют две формы эксперимента в зависимости от условий его проведения, а именно –...

a) модельный и мысленный c) активный и пассивный

b) многофакторный и однофакторный d) полевой и лабораторный

 

10. В исследовательский документ «дневник наблюдений» не входит...

a) действия наблюдателя c) мотив наблюдателя

b) ход наблюдения d) гипотеза исследования

 

11. Виды социологического наблюдения, которые выделяют в зависимости от взаимодействия ученого с испытуемыми – это...

a) формализованное и неформализованное

b) скрытое и открытое наблюдение

c) кратковременное и долговременное

d) мысленное и интуитивное

 

12. Группа, участвующая в эксперименте, идентичная по заданным исследователем параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов, называется...

a) малая c) текущая

b) контрольная d) первичная

13. Контент-анализ – это…

a) анализ письменных источников на основе выделения единиц информации

b) включенное наблюдение

c) эксперимент

d) вид опроса

 

14. Экспериментальная группа – это…

a) группа анализирующая эксперимент

b) группа, изучающая эксперимент

c) лица, подвергающиеся воздействию независимой переменной в контролируемых условиях

d) лица, подвергающиеся воздействию зависимой переменной

 

15. Включенное наблюдение – это…

a) единственный метод, который можно применять в «закрытых» группах

b) целенаправленное наблюдение

c) метод исследования, когда социолог является членом группы, которую исследует

d) наблюдение, результаты которого документируются

 

16. Вид наблюдения, предполагающий нахождение исследователя вне изучаемого объекта, без вмешательства в события с простой их регистрацией, называется __________________ наблюдение

a) структурированное c) невключенное

b) включенное d) свободное

 

17. Вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности, называется ____________________ наблюдение

a) включенное c) свободное

b) невключенное d) структурированное

 

18. Наблюдение, которое проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации при непосредственном контакте с изучаемым объектом, называется ______________________ наблюдение

a) лабораторное c) полевое

b) включенное d) невключенное

 

19. Наблюдение, в котором «истинное лицо» исследователя и его цели не известны наблюдаемым, называется…

a) лабораторным c) скрытым




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.