Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие 4 страница




2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Можно выделить следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:

1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

3) социальная,т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.

Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует считать социальными, если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1) инструментально-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) он использует как «средства» или «инструменты» в своей стратегии действий; 2) ценностно-рациональное, оно детерминируется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет; 3) аффективное, т. е. эмоциональное; 4) традиционное, т.е. привычное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

Так же занимался изучением социального действия и Дж. Мид. Отправная точка теоретической концепции Мида – приоритет социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В основе социального действия лежит жест – действие, согласно Миду (здесь он развивал идеи В.Вундта), которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является «незначащим» (на такого рода жесты способны не только люди, но и животные). Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение. Социальное действие включает в себя определение ситуации и осуществление цели.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Во многих социальных ситуациях мы вовлекаемся в, по определению Э. Гоффмана, нефокусированноевзаимодействие с другими людьми. Такое взаимодействие имеет место всякий раз, когда люди дают понять, что они замечают друг друга. Обычно это происходит в ситуациях скопления людей, на оживленной улице, в толпе возле театра, на вечеринке. Присутствующие, даже не разговаривая, постоянно вовлечены в невербальную коммуникацию. Своим внешним видом, движениями, взглядами, выражением лица и жестами они передают определенные впечатления другим.

Фокусированное взаимодействие возникает в момент, когда индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит и делает. Всякое общение нескольких человек включает как фокусированное, так и нефокусированное взаимодействие. Единичное фокусированное взаимодействие Э. Гоффман называл столкновением, и большая часть нашей повседневной жизни состоит из непрерывных столкновений с другими людьми – семьей, друзьями и сослуживцами, – происходящих часто на фоне нефокусированного взаимодействия

Обучающий тест

1. Фокусированное взаимодействие возникает в двух случаях, когда ….

a) происходит физический контакт

b) индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит

c) происходит повседневное взаимодействие

d) индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них делает

 

2. Двумя примерами вербальной коммуникации являются…

a) разговор по телефону b) отправка SMS сообщения

c) указательный жест d) знак дорожного движения

 

3. Нефокусированное взаимодействие индивидов чаще всего происходит в…

a) в учебной группе b) семье

c) супермаркете d) малой группе

 

4. В соответствии с типологией М.Вебера выделяют два признака аффективного социального действия,…

a) действия обусловлены чувствами

b) действия субъективно иррациональны

c) действия имеют четко осознаваемую цель

d) действия содержат рациональные средства

 

5. Два признака целерационального социального действия, которые выделяются в соответствии с типологией М.Вебера …

a) действие предполагает средства, адекватные цели

b) действие подтверждают моральные идеалы

c) действие совершается по привычке

d) действие имеет четко осознаваемую цель

 

6. Два признака ценностнорационального социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М.Вебера …

a) действие совершается под влиянием эмоций

b) действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

c) действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения

d) действие совершается по привычке

 

7. Два признака традиционного социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М.Вебера …

a) действие характеризуется стремлением максимизировать прибыль

b) действие совершается с целью выражения эмоций

c) действие совершается по привычке

d) действие характеризуется тем, что в нем не соотносится средство и цель

 

8. Субъектами социального действия могут являться …

a) малая группа b) социальный агрегат

c) экономика d) индивид

 

9. Социальное взаимодействие характеризуется двумя признаками …

a) действие предполагает отсутствие объекта

b) включает несколько социальных действий

c) между социальными действиями существует причинно-следственная связь

d) действие предполагает одного субъекта

 

10. К коммуникативным процессам в обществе можно отнести два следующих проявления…

a) лекцию b) монолог c) консультацию d) создание картины

 

11. Двумя примерами вербального действия как типа социального действия являются …

a) пощечина b) рукопожатие

c) оскорбление d) выражение приветствия «здравствуйте»

 

12. В социологическую типологию социальных взаимодействий по видам социальных действий входят …

a) неоконченное взаимодействие b) вербальная коммуникация

c) бесцельное взаимодействие d) физическое взаимодействие

 

13. В социологическую типологию социальных взаимодействий по сферам общественной жизни входят…

a) невербальное взаимодействие b) политическое взаимодействие

c) профессиональное взаимодействие d) физическое взаимодействие

 

14. М. Вебер выделял два типа социальных действий,...

a) целерациональные b) ценностно – рациональные

c) внушение d) подражание

 

15. Действие отличается от поведения тем, что…

a) обладает целью b) обладает смыслом

c) обладает достоинством d) является неосознанным

 

16. Социальное действие утратит характер социального без таких двух элементов, как…

a) установка b) импульсивность

c) экспектация (ожидание) других d) направленность на других

 

17. Согласно Дж. Миду социальное действие включает в себя…

a) генетическую предрасположенность b) определение ситуации

c) природную безусловность d) осуществление цели

 

18. К типам социального взаимодействия в зависимости от сферы его осуществления относятся…

a) политические взаимодействия b) целевые взаимодействия

c) экономические взаимодействия d) символичные взаимодействия

 

19. В структуру социального действия НЕ входят…

a) цель b) деятель c) время d) пространство

 

20. Социальные взаимодействия по своей продолжительности могут быть…

a) кратковременные b) долговременные

c) временные d) исторические

 

21. В качестве акторов социального действия могут выступать…

a) индивиды b) группы c) мотивы d) способы

22. Согласно теории М. Вебера понимание социальных действий может быть…

a) системным b) логическим

c) эмоциональным d) рациональным

 

23. Категория «социального действия» активно разрабатывалась в теориях…

a) В. Ленина b) М. Вебера c) К. Маркса d) Т. Парсонса

 

24. К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся…

a) целерациональное действие b) эмоциональное действие

c) логическое действие d) аффективное действие

 

25. Аффективное действие, согласно теории М. Вебера, осуществляется через…

a) бессознательные импульсы b) сознательную веру

c) привычку d) чувства

 

2.2. Формы социального взаимодействия

Справочная информация

Cоциальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

6) в зависимости от природы проводников – непосредственное или опосредованное.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

Одной из теорий социального взаимодействия является теория «социального обмена» Дж. Хоманса (продолжил ее развитие П. Блау). Согласно Хомансу в поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие – постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки – элементарные акты общественной жизни (схема «стимул – реакция»).

Хомансом были разработаны в 1961 г. и уточнены в 1974 г. принципы обмена.

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, – от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, – но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Структура обмена достаточно проста:

– агенты обмена – два или более человека;

– процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;

– правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

– предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;

– место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

В социологии принято различать три основные формы взаимодействия – кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация – сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. (Понятие «социальный конфликт» введено в научный оборот, Г. Зиммелем – немецким философом и социологом, который именно так назвал свою работу, изданную в первой четверти ХХ в.) Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт – война.

Стадии конфликта:

Зарождение конфликта – латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой. Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.

Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать. Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.

Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.

Пиковая стадия – критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.

Угасание или разрешение конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашенияи нахождением компромисса (началом сотрудничества).

Способы решения конфликтов: компромисс (разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок), переговоры (коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которых каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения), посредничество (одно из средств мирного разрешения споров между государствами (субъектами) путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий), арбитраж (справедливое решение судьи (арбитра)), применение силы, применение власти, применение закона.

В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия: социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:

Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Два типа пространственных контактов:

Предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Например, водитель уменьшает скорость, увидев плакат «На этом участке дороги работает система видеонаблюдения и контроля скорости».

Визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, – это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе и предмете обмена.

Обучающий тест

 

1. Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями – это …

a) конкуренция b) кооптация c) кооперация d) конфликт

 

2. Вид социального взаимодействия, являющийся наиболее простым, неустойчивым, однако необходимым для установления любых других видов социальных взаимодействий – это…

a) отношение зависимости b) сверхчувственный контакт

c) отношение подчинения d) пространственный контакт

 

3. Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своем социальном окружении определенного человека или группу людей, называется

a) контакт обмена b) сверхчувствительный контакт

c) пространственный контакт d) контакт заинтересованности

 

4. Отношения структурной зависимости основаны на…

a) различиях мотивов власти и подчинения

b) различиях в социальных ожиданиях

c) различии в статусах

d) различиях в потребностях индивидов

 

5. Внимание индивида в ходе контакта обмена концентрируется на…

a) субъективных характеристиках ситуации b) предмете обмена

c) самопрезентации d) интерпретации ситуации обмена другим индивидом

 

6. Автором концепции «социального обмена» является …

a) Дж. Хоманс b) Р. Мертон c) Р. Миллс d) Дж. Мид

 

7. Форма социального взаимодействия между членами группы, исключающая отношения подчинения называется, …

a) субординация b) конфликт c) эксплуатация d) координация

 

8. К стихийным массовым формам социального конфликта относится …

a) мятеж b) ссора c) драка d) размолвка

 

9. Переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества – это…

a) смягчение конфликта b) утрирование конфликта

c) изменение конфликта d) разрешение конфликта

 

10. Не относится к способам разрешения социальных конфликтов…

a) игнорирование b) посредничество c) арбитраж d) компромисс

 

11. Урегулирование социального конфликта путем принятия резолюции Генеральной Ассамблей ООН о ситуации на Ливано-Израильской границе летом 2006 года и направления контингента миротворческих сил в этот регион является примером…

a) арбитража b) игнорирования конфликта

c) посредничества d) подавления

12. Для «скрытого» социального конфликта характерен такой признак, как …

a) слабая структурированность интересов конфликтующих сторон

b) большое количество участников конфликта

c) легализация конфликта

d) открытое выражение недовольства

 

13. Согласно теории обмена Дж.Хоманса принципы обмена характеризуются тем, что, …

a) чем меньше затраты, тем больше вознаграждение

b) когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению

c) чем больше затраты, тем чаще индивид будет повторять соответствующее действие

d) если затраты выше ожидаемого вознаграждения, то это еще больше стимулирует обмен

 

14. В структуру социального обмена, согласно теории обмена Дж.Хоманса, входит(ят) …

a) психология обмена b) агенты обмена

c) предпосылки обмена d) история обмена

 

15. Взаимодействие социальных групп, кончающееся их гибелью или гибелью одной из сторон, является…

a) кооперацией b) противоречием c) конкуренцией d) антагонизмом

 

16. Невмешательство как форма социального взаимодействия проявляется в…

a) воздержании от действий b) критике действия

c) одобрении действия d) оценки действия

 

17. «Стигма» – это …

a) понятие в одной из теорий девиантного поведения

b) это понятие используемое в маркетинге

c) символ высокого статуса

d) признак, характерный для членов непрестижных групп

 

18. Тип взаимодействия, противоположный разделению труда – это…

a) конфликт b) кооперация c) интеграция d) кооптация

 

19. В рамках символического интеракционизма социальное взаимодействие основано на таком факторе, как…

a) дисфункция b) личностная идентичность

c) конфликт d) разделение труда

20. Наиболее ярким представителем теории социального обмена выступает…

a) Дж. Хоманс b) К. Маркс c) Дж. Мид d) Т. Парсонс

 

21. Согласно теории социального обмена, человек, вступая во взаимодействие,…

a) играет определенную социальную роль

b) осваивает новые символы

c) обменивается впечатлениями и ощущениями

d) соотносит потери и выгоды

 

22. Кооперация – это…

a) приспособление партнеров b) дружелюбие партнеров

c) сотрудничество партнеров d) согласие партнеров

 

23. В основе любого конфликта лежит…

a) противоречие значимых ценностей b) несоответствие потребностей и среды

c) неравенство партнеров d) агрессивное поведение

 

24. По своим функциям конфликты разделяются на…

a) кратковременные и затяжные b) конструктивные и деструктивные

c) межличностные и межгрупповые d) объективные и субъективные

 

25. Одной из форм разрешения конфликта выступает…

a) компромисс b) коммуникация

c) стимулирование d) предупреждение

 

26. Взаимодействие как обмен знаками рассматривается в концепции…

a) когнитивизма b) позитивизма

c) структурного функционализма d) символического интеракционизма

 

27. К признакам совместной деятельности относится…

a) ситуация взаимодействия b) приспособление партнеров друг к другу

c) общий метод действия d) совокупный результат действия

28. Кооперация и конкуренция – это…

a) способы общения b) формы социальных конфликтов

c) формы социального взаимодействия d) формы социальных отношений


2.3. Социальный контроль и девиация

Справочная информация

Девиацияэто отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Выделяют первичную и вторичную девиацию (отклонения). Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.

Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Примерами положительных девиаций могут быть самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания. Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др.

Термином «делинквентное поведение» обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом – делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков.

Существует целый ряд теорий девиации основные из них:

Биологическая теория: в конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Психологический подход: подчеркивает важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Основателем подхода стал З. Фрейд, который ввел понятие – «преступники с чувством вины» – речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению», они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.