Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Камбар-батыр. 1958




Картина известного театрального художника В.Теляковского "Камбар-батыр" входит в цикл живописных полотен, посвященных казахскому эпосу. Родившийся в Петербурге в семье директора Императорских театров, он вырос в атмосфере высокой культуры и духовности. Его первыми учителями были часто бывавшие в их доме такие прекрасные художники как А.Головин и К.Коровин. По их совету молодой В.Теляковский учится в Академии художеств Ронсона в Париже, где его непосредственными учителями были М.Дени и Ф.Валлотон.

Сложные непростые перипетии истории тесно связаны с человеческими судьбами. В 1935 году, будучи сосланным за дворянское происхождение в Казахстан, В.Теляковский оказывается в совершенно в новой среде. Он работает в Атбасарском городском театре, Актюбинском музыкально-драматическом театре, Театре оперы и балета им. Абая, театре юного зрителя в Алма-Ате, где создает полные живописной силы и театральной эмоциональности декорации к классическим спектаклям и казахскому национальному репертуару.

Уникальная культура казахского народа, декоративно-прикладное искусство, устно-поэтический фольклор сразу привлекли внимание художника, заворожили его орнаментальным богатством, своеобразием пластических решений, героической силой и красотой образов.

Цикл живописных панно по мотивам казахского эпоса стал результатом увлеченности и долгих раздумий художника о специфике живописного воплощения фольклора. Десять живописных панно писались в двух вариантах в течение десяти лет и были завершены В.Теляковским к декаде казахской литературы и искусства 1957 года в Москве.

Рукопашная схватка человека и зверя - сюжет панно «Камбар». В нем запечатлен один из многочисленных подвигов непобедимого героя, в котором проявляется его физическая сила и стойкость.

Сильными сторонами интерпретации В.Теляковским казахских фольклорных сюжетов стали выразительная динамика композиционного и образного строя произведений, удивительное сочетание колористической броскости с изысканностью. Ярким, зрелищным воплощением динамики борьбы, резкого противостояния схватки стало полотно, посвященное Камбар-батыру.

Черный могучий скакун взвился на дыбы, откинувшийся в седле богатырь сильными руками закидывает тигра над головой. В неудержимый порыв, схватившихся в смертельном поединке батыра и хищника вплетается неистовое движение коня-союзника человека, и волнение-сочувствие окружающей природы. Гнутся, стелются по земле, взлетают к небу высокие золотые травы. Как живые существа, почти участники, не только свидетели схватки, они выражают страх и удивление, и радость, доставляемую самой борьбой и предчувствие торжества победного мига. Пантеизм эпоса возникает, оживает в живописном, фактурном строе полотна. Жизненность, энергичная сила поэзии фольклора пропитывает весь художественный образ.

Поразительное по своей живописной красоте сочетание золота в оранжево-зеленых бликах гибких трав, с чистыми синими тонами воды, темной сгущающейся синевой неба в наплывах голубых и сиреневых облаков с броскими пятнами рыже-желтой шкуры барса и малиновой одежды батыра создают ощущение тревожной напряженности изображенного момента. Выплескивающееся через колорит напряжение схватки поддержано линейным ритмом изгибов трав, почти зигзагообразным поворотом тела барса, вихревым движением вздыбленного скакуна, взметнувшимися в воздух голубыми струйками воды. Впечатление динамики разворачивающегося действия усиливается и за счет самой фактуры живописной поверхности, фактуры подвижного, стелющегося, закручивающегося, рвущегося или взлетающего нервного страстного мазка.

Умение проникнуть в дух легенд ощутимо в выбранной художником свободе художественной интерпретации. Здесь проявляется не произвольность трактовок, а способность изобразительно представить разные эмоциональные, философские, драматические или лирические стороны эпоса.

Художественное единство картин живописного цикла В.Теляковского, посвященных казахскому эпосу проявляется не в следовании одной определенной тональности, героической или лирической, а в разносторонности, многогранности жизненного охвата характерной для самого фольклора - энциклопедии народной жизни.

Казахский эпос предстает в живописном воплощении В.Теляковского мощным культурным пластом, художественно выразительным и многоплановым сказанием о человеческом героизме и преданной любви, о красоте искусства и поисках счастья.

 

 

Леонид Брюммер (1889 – 1971)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.