Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жайляу у Хан-Тенгри. 1959




Бытовой пейзаж с мирно пасущимся стадом, будничной суетой вокруг юрты и вертолетом в небе на переднем плане, – что может быть привычнее и проще подобной сценки? И вдруг над этим обыденным миром возникает громада Хан – Тенгри, как мраморное изваяние, сотворенное божественной рукой. Соединение близкого и космического в этой картине ошеломляет и словно сбивает зрителя с проторенной тропы восприятия. Эффект этот не случаен, а строго выстроен мастером. А.Исмаилов в течение долгой творческой карьеры соединил в одном лице художника, режиссера, хореографа. Он писал картины, словно дышал. А.Исмаилов сравнивал себя с охотником, добычей которого становятся удивительные виды.

Охота как средство проникновенного постижения природы. Инстинкт кочевника, заставляющий постоянно открывать красоту новых мест. Все это побуждало неустанно «проговаривать» полученные впечатления с помощью нового языка живописи.

Уже утолив основной «инстинкт», живописец обращался к постановкам танцевальных номеров, созданию энциклопедии казахских танцев, съемкам в кино, работе в театре, общественной деятельности в Союзе художников. Возвращаясь к изобразительному искусству, он всегда оставался режиссером. Материалом для «постановок» становилась в данном случае окружающая его природная среда. Отталкиваясь от нее, от конкретного мотива, он разворачивал зрелищное сказочное действо. Подлинная деталь придавала постановочным сценам жизненную напряженность и вместе с тем оправдывала в своей реальности фантастичность целого. Границы воображаемого и взятого из натуры размывались.

Исмаиловский пейзаж тяготел к фантастическим видам; к ландшафтам, где все дышит легендой. Мастер словно разворачивал визуальное воплощение мифопоэтического сознания. Его живописное повествование было соткано из мифообразов: гора не только несет защитную функцию, но являет собой мировую ось, вертикаль; река отсылает к возможности перемещения по другим мирам, намекая о соседстве неизведанного, хаоса. В целом, это понимание границы между мирским и божественным, между близким и дальним усиливает романтическую струю в живописи А.Исмаилова. Сообразно такому подходу он расстилает перед зрителем природные пространства как первозданные, не утерявшие чистоты и свежести.

В величавых пейзажах А.Исмаилова всегда присутствует порыв в глубину, дающий ощущение «духовного коридора». Он уже осознал отдаленность человеческого от Природы, продолжая сохранять в своих работах с крохотными фигурками людей хрупкое равновесие большого и малого миров, обретая тем самым истинную гармонию. Думаем, что никто из казахских живописцев не смог повторить и выразить столь убедительно и осознанно исмаиловское романтическое сопоставление и сопритяжение двух пространств, единовременности вечного и субъективно-частного. Ритмическая организация полотна служит этой цели. Изгиб реки повторяет движение стада и вновь возникает в «драпировках» горного массива. Его «скульптурность» и пластическая осязаемость делает этот величественный образ земным и доступным.

Несмотря на выверенность каждого композиционного звена, каждого движения кисти, мастеру чужды аналитичность и рассудочность. В рамках одного произведения в мощном аккорде соединились отражение величавой бесстрастной красоты мироздания и глубоко эмоциональное понимание родной природы. Это проникновенность переживания выделяет исмаиловские изображения отрогов Алатау среди других пейзажей казахских мастеров.

Аубакир Исмаилов (1913-1998)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.