Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В парке. 1958




 

В этом произведении Григория Чернощёкова, написанном в самый разгар оттепели, сконцентрированы лучшие черты искусства соцреализма, с имманентно присущим ему позитивизмом и оптимистической устремлённостью в будущее. Эмоционально и композиционно яркая выразительность этой картины-этюда позволяет художнику зафиксировать светлое и радостное мгновение жизни, а зрителю – ощутить счастливую беззаботность детства.

Ассиметричная композиция с высокой линией горизонта, подвижные фигуры играющих детей, создают атмосферу праздника. При этом довольно большой формат картины не загружен деталями, свободен от необязательных частностей и подробностей. Лёгкая светлая земная поверхность (тонально – самая облегчённая светлая часть полотна) сверкает, собирает все элементы картины, образует пространство, насыщенное воздухом и солнечным светом.

На основном мягком серебристом фоне картины особенно ярко выделяются акценты горящего алого цвета – на цветущих клумбах, на платье, банте и туфельках одной из девочек. Энергичный ритм этих пылающих вкраплений цвета, контрастирующих с общей гаммой картины, поддерживает внутреннюю динамику композиции, оживляет всё действие, придаёт ему сходство с настоящим, здесь и сейчас, прямо перед вами происходящем, но остановленном волей художника мгновением жизни.

Г.Чернощёкова, как и других художников этого поколения, интересует современность, но только не в прозаическом, будничном ключе, а в поэтическом, символическом преломлении. «В картинах «шестиидесятников» важно соотношение конкретного и отвлечённого. Частный случай исследуется как один из возможных форм проявления всеобщей закономерности, и этот угол зрения раскрывает непривычные, часто неожиданные стороны явлений и событий. Волнующий момент соприкосновения преходящего с вечным становится тем моментом истины, который высвечивает подлинность и мнимость человеческих волеизъявлений и поступков» [1, с.12].

Искренне, ясно, пронзительно, без всякой оглядки на официально заданные рамки, работа Г.Чернощёкова впечатляет и завораживает своей теплотой и праздничностью. Рассматривая эту картину-этюд, на первый взгляд не претендующую на глобальную значимость, неожиданно открываешь для себя, что художник через простой и бесхитростный сюжет транслирует вечные ценности человеческой жизни. Счастье – это, когда мирное небо над головой, цветущий город, залитый солнечным светом, летний день и абсолютно свободные от тревог, жители, наблюдающие за играющими детьми. Наверное, в советское время сомнений и страхов было не меньше, чем у наших современников, но в искусстве преобладали сюжеты и темы позитивные. Сегодня можно по-разному относиться к советской утопии, к результатам строго идеологически канонизированного искусства соцреализма. Но нельзя не согласиться с тем, что лучшие произведения советского периода, к которым относится, без сомнения и картина Г.Чернощёкова «В парке», прошли проверку временем потому, что не были одноплановыми «агитками», потому что содержали в себе нечто большее, чем официальная идеология. Зрительский взгляд из XXI века проявляет в этом произведении новые важные смыслы. Поиск счастья возможен только в пространстве души человека.

Облегчённая высветленная живописная палитра Г.Чернощёкова близкая импрессионизму, обогащается психологическими, социальными ракурсами. Городской пейзаж на дальнем фоне, с белыми изящными скамьями и нарядными цветущими клумбами дополняет образ. Изысканная нюансировка цветовой палитры, мягкие переливы всех оттенков серого и белого цветов с редкими вкраплениями алого подчёркивает общий безмятежный эмоциональный настрой, благодаря которому проявляется узнаваемый облик старой доброй Алма-Аты.

В как будто пустоватом, залитом солнцем, пространстве картины крупным планом взяты фигуры детей, очень подвижные и невесомые. Всё это вместе становится олицетворением безоблачного детства и радости жизни, сбывшейся на миг прекрасной утопии.

 

1 Кричевская Л. Большие ожидания // Искусство. – 1988. – № 2. – С.11-16

Аубакир Исмаилов (1913-1998)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.