Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На просторах Жувалы. 1961




Для действенной демонстрации величественной красоты родной земли Аубакир Исмаилов обращается к панорамному пейзажу. На переднем плане с высокой точки зрения показано жайляу с многочисленными стадами. Благодаря тонкой разработке цветовых отношений взгляд зрителя устремляется от сочной зелени лугов к мерцающей голубовато-лиловой дымке гор. Сопрягая это активное движение в глубину с широким горизонтальным охватом пространства, Исмаилов добивается максимального отражения казахского мироздания на холсте.

От простора, открывающегося взору, перехватывает дыхание. Безднам, кажется, нет числа. В этой картине А.Исмаилов показывает себя как превосходный рассказчик, который смог соединить подробный и точный рассказ с общим приподнятым тоном оды родному краю. Он неторопливо разворачивает свое повествование, начиная внимательным описанием коней и искусственного водоема, переходя затем к показу грандиозности и необузданности природы. Избранная им благородная сдержанность тона не грешит искусственностью и обогащается живым и трепетным отношением к жизни. Перед нами не идиллия, не декорация, а мир, наполненный живым дыханием, ростом и динамикой. Стремителен бег коней, круты изломы холмов, причудлив силуэт горной гряды.

Камерное и вселенское, стабильное и подвижное, мгновенное и надвременнное, плоскость и глубина, – эти оппозиции мирно присутствуют в пределах одной картины. Подобное шаткое равновесие придает его произведениям особую остроту и наделяет их безошибочно узнаваемой личной интонацией.

При этом в пейзажах А. Исмаилова нет отделения себя от природного космоса. Художник ощущал себя непосредственно включенным в ход природной жизни и был наделен пониманием внутреннего роста природы, пытаясь вместить в рамки небольшого полотна целое мироздание. Картина мира мыслится как органическое целое, как зримое воплощение сотворения природных объектов, их роста и развития – вздыбленной холмами земли, устремляющихся ввысь гор, ровной глади озера.

Он писал предгорья и водные глади, глубоко уверовав сам, и стремясь убедить других почувствовать то, что нигде нет такого широкого раздолья, нет столь жаркого зноя и величественного спокойствия.

Таким образом, пейзажная живопись оказалась одной из немногих сфер отражения национального мировидения. Сама постановка проблемы самобытности изобразительного искусства Казахстана во многом обусловлена процессом развития этого жанра.

Величественная мощь и безграничность ландшафта вызывали у зрителя столь же возвышенные чувства гордости, уверенности в великой судьбе своей родины, становясь основой для самосознания и самоутверждения.

Сабур Мамбеев (род. 1928)

Весна. 1964

Пластическая гармонизация цвето-линейных ритмов, мелодичность цвета, – это о живописи Сабура Мамбеева. Картина «Весна» написана мастером в пору зрелости и уже прочно сложившихся представлений о пластике живописного пространства.

С. Мамбеев – художник, ищущий и утверждающий мировую гармонию в своем ближайшем окружении. При этом именно ему удается соответствовать «национальному по форме и социалистическому по духу» искусству, как того требовало время, лозунг, позволивший художнику экспериментировать с национальными источниками в своем творчестве.

Ни для кого не секрет, что в солнечных переливах красок полотен С.Мамбеева, казахи очень легко распознают собственный мир недалекого прошлого в его «ковровом» (буквально) окружении, и в то же время находятся в конкретном советском бытии. Бытие отражено в обликах горожан и среды.

В образах же традиционной культурной среды – музыкальная поэзия гармонического обустройства мира, где все столь органично, что остается только воображать, как же хорошо человеку, когда он в таком идиллическом ладу с Природой.

С.Мамбеев, как художник, видит гармонию, исходящую от внутреннего состояния, ощущения цельности человека. Советское время «просвечивает» не столько в персоналиях, сколько в общем умиротворенном состоянии, к которому стремились все, кто хотел отдохнуть душой и телом от кошмаров сороковых годов двадцатого века. Период, получивший название оттепели, был периодом ожидания лучших дней, светлого будущего и просветленность во всем окружении человека очень созвучна этой общей тенденции в советском обществе. Жизнь никогда после уже не будет наполнена таким лучистым светом надежды, как конец пятидесятых и начало шестидесятых годов.

«Весна» - полотно, в котором, понятие счастье – это восточный принцип соотношения природы окружающего мира и мира природы самого человека. Он столь же органичное его творение, сколь и все, что представляет собой живая и неживая природа. Во все времена творческая мысль человечества искала свое место и роль в мире, во вселенной, в творчестве С.Мамбеева эта тема звучит, как гимн природе, в которой человек - ее неотъемлемая и естественная часть.

Мерный и спокойный ритм, присущий данному состоянию природы, передается и на персонажи молодых людей, вся их воздушная плоть дышит покоем и гармонией.

Тихая беседа, легкий холодок, созданный цветовой гаммой холодноватых оттенков, что характерны весне, как времени года, спокойствие в образах лошадей – все свидетельствует о сладостном сне, из объятий которого не хочется выходить. Пластическая лепка форм выводит пространство, в котором горная гряда и земля, деревья, животные, люди полны естественной грации. Величественная природа окутывает все светом уюта и медленного перетекания одной ее формы в другую.

Используя плоскостность, присущую народному орнаментальному декоративному искусству, мастер создал иллюзорный, цвето-линейно, ритмически сгармонированный мир. Но он словно мираж, растворяющийся на наших глазах, словно видение, когда еще мгновение - и оно рассеется и уйдет в неведомую даль...

Прошлое, будучи в современном, - только видение… Так воспринимается полотно сегодня: тихая идиллия простой жизни кажется недостижимым райским уголком, хранящегося в душе, но не в реальности. Счастье возможно только тогда, когда есть гармония, даже если тона холодные, оно в равновесии всего живого и неживого, в умении чувствовать мир природы всем своим существом. Лишь легкая грусть и легкий холодок остаются нам сегодня от той поры, что осталось только, как видение.

Пространство для мастера с номадическими корнями в происхождении – не просто место действия для персонажей, а скорее метафизическое ощущение абсолюта в его материальной плоти. Жизнь в открытом пространстве – стихия номада, он ей поклоняется, сознавая свою зависимость от нее, зависимость от воли вселенной. И символико-импрессионистическая трактовка произведения позволяет передать ощущения нерасторжимой цельности «текущей» ткани времени в пространстве этого мира. Прошлое-настоящее-будущее - едино для вселенной. И полотно словно остановленный кадр пленки или замедленный ритм его движения.

 

Сабур Мамбеев (род. 1928)

Студентки. 1959

Мир горожан, мир алматинского студенчества в полотне художника предстает гармоничным и ясным, уверенность в своем завтрашнем дне – характерное социальное явление советского бытия - сквозит в ликах.

Студентки – молодые, полные жизненной силы девушки, представители новой формации, растущей интеллигенции, которой по вере советского периода, принадлежит будущее. Одетые по моде своего времени, они, как и во всех произведениях мастера, и здесь и где-то в другом пространстве, в мире своих мыслей, их волнует нечто свое.

Утопические мифы времени, в плену которых находился художник в свое время, двигали рукой мастера, когда он создавал образы молодого поколения шестидесятых годов ХХ века: прямая осанка девушек, чистые одухотворенные лица, умиротворенность в их выражении и в то же время романтический туман во взорах.

Во всем облике девушек просвечивает вера в светлое будущее, они из поколения, не боявшегося трудностей, мечтатели и романтики, просветленность ликов – из системы «воспитания» советских граждан, уверенных, что мир для них, что они свободны и способны строить свою жизнь своими руками. Вместе с романтическим туманом - и тонкое кружево из «облаков»: мысли девушек далеки от конкретности данного момента.

Художник всегда помещает свои персонажи во вневременное пространство, делает их как бы отсутствующе-присутствующими здесь и сейчас и где-то еще. Но это и объяснимо: советский человек данной эпохи часто вынужден был жить либо в прошлом, либо жил в ожидании грядущего.

Этническая культурная «природа» художника также «требовала» быть «выше» сиюминутного и конкретного, философия номада формировала отношение к действительности как явления части целому: все переходит из одного состояния в другое, все взаимообусловлено.

Образы людей помещены в относительное пространство, хотя и очень узнаваемое, оно все же растворяется в потоке ритма общих цветовых пятен, тем не менее перед зрителем горожанки, они из современного мира казахского этноса.

Обобщенность, плоскостность письма не мешает мастеру создавать иллюзию пространства. Локальные тона света и тени передают чувства, залитого солнцем дня, когда ее границы создают особенный ритм состояния природы.

Студенчество, конечно, есть только в городах, и художник будет изображать их в «естественной» городской среде. Но в данном полотне он поместил девушек в минуты самостоятельной учебной работы на фоне предгорной равнины, столь типичной для природы окрестностей Алматы. Внешняя среда по-казахски - «дала», что подразумевает все: «улица», пространство степи или природы, то есть люди в привычной для нашего региона обстановке. Однако ее материальность словно растворяется, теряя свою физическую весомость, но, не теряя иллюзии глубины пространственности.

Изображение пейзажа, в которое помещены фигуры девушек, воспринимается традиционно бескрайним, просторным и вечным в своем торжественном покое, но меняется человек, устремленный к свету знаний. Раскрытые книги символизируют новый этап освоения будущего молодым поколением, они на переднем плане, доминируют на фоне пронизанного воздухом пейзажа.

Официальная идеология нуждалась в визуальной пропаганде будущих строителей коммунизма, С.Мамбеев видит этих строителей в ликах образованных людей новой формации и эта новая формация начинается с женщины, которая действительно, будучи представительницей традиционной культуры, меняется. Она все та же хранительница очага, целомудренна и женственна, но она же - и новый лик времени. Художник очень точно подметил, что именно на женщине - груз и бремя утверждения иных ценностей.

В облике персонажей не столько импрессионистическая ситуация в изображении, сколько художественная метафора: юность стремится в будущее, которое, если верить пропаганде, сулит лишь свет и блага счастливого бытия. Легкая тревога во взгляде девушки второго плана, это скорее чисто человеческое, чем предчувствие художника о новых грядущих тяготах жизни страны. Он сам явно хочет верить и верит на тот момент лозунгам о завтрашнем гармоничном будущем.

С.Мамбееву удалось синтезировать в своем искусстве веление времени, общую генеральную линию в направлении советского реалистического искусства и собственного этнического наследия.

Камиль Шаяхметов (1928-1995)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.