Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахский вальс. 1958




Излюбленным типом портрета в раннюю пору активной работы Г.Исмаиловой в станковой живописи стал композицион­ный портрет с изображением модели на театральной или кон­цертной сцене. Во всех этих портретах художница запечатле­ла наиболее счастливый и приподнятый момент из жизни героинь. Они не столько раскрывают человеческий характер портретируемых, сколько создают апофеоз призвания. Имен­но эта минута наивысшего подъема, состояние творческого вдохновения увлекает Г.Исмаилову. Главное внимание уделяет­ся таланту, свету его, озарившему весь характер. Одаренность каждой героини Г.Исмаиловой выявлена в портретах предель­но, и квыражению этого качества направлены все и живопис­ные и композиционные средства художницы.

Цикл композиционных портретов открывает картина «Ка­захский вальс», портрет народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой, написанная в 1958 году. Используя прекрасную возможность воплотить свою героиню в танце, художница удивительно верно проникается этим моментом. Радость танца, счастье исполненного призвания живет в обра­зе Шары, созданном Г.Исмаиловой. Подчиняясь музыке, повинуясь ее ритму, танцует Шара, и кажется, что в ней заключен сам танец, одушевленный гибкой быстротой движений тан­цовщицы.

Живопись этого полотна предельно декоративна. Выхва­ченная из темноты сцены лучом прожектора, Шара предстает перед зрителями окутанная золотом светящегося воздуха. Вспышками оранжевого света блеснул он на прозрачно-розо­вой ткани платья, красным огнем запылал в оборках разле­тающейся юбки, густо-вишневыми тонами окрасил подол. Багряным золотом расшитый камзол танцовщицы, матово-тусклый блеск серебряных браслетов и украшений на груди, пышность перьев на шапочке, мерцающая чернота вьющихся кос сплетаются в причудливый декоративный колорит, при­дают броскую зрелищность портрету.

Ритм, стремительность танца проявляются в компози­ционном решении полотна. Г.Исмаиловой удается точно пере­дать в картине характерность свойственных вальсу движений. Глядя на фигуру Шары, зритель ни на минуту не сомневается, в каком танце показана героиня: это именно вальс с его кру­жащимися повторами. Движение взлетевших рук увлекает танцовщицу в одну сторону, взметнувшиеся пламенем окра­шенные складки зовут в другую: так тонко и верно воплощает художница в картине особенность пленительного, любимого многими народами танца.

Портретное сходство, незыблемая основа этого жанра живописи, выявляется Г.Исмаиловой наиболее полно не только чистовнешней похожестью, но и всеми выразительными сред­ствами живописи: колоритом, композицией, создающими в целом образ Шары, личности незаурядной, талантливой и праздничной.

Окутывая Шару волшебством красоты, Г.Исмаилова подни­мает ее выше уровня портрета конкретного человека, она открывает в ней обаяние, свойственное нашим женщинам: нежность, женственность и вместе с тем огромную внутрен­нюю силу, роднящую современниц художницы с героинями сказок, сложенных казахским народом.

 

Мария Лизогуб (1909-1998)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.