Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гость приехал. 1969




 

Картина С.Айтбаева "Гость приехал" посвящена обычаю и ритуалу гостеприимства, священному для тюркской культурной традиции. Смысл обычая гостеприимства, обязывающего радушно привечать любого, как случайного, так и желанного гостя коренится в глубинных слоях культурной традиции и сознания казахов. Эта традиция и сам ритуал глубоко многозначны. Это и отождествление гостя, входящего на время в мир твоего дома с человеком, гостем, входящим на время жизни в земной мир. Это и традиция помнить, что с гостем в дом входит Аллах. Доброжелательность, гостеприимство хозяина к гостю отождествляется с радушием судьбы по отношению к его собственной жизни на этой земле. Осознание того, что "все мы гости в этом мире" является базой для, свято соблюдаемого, обычая гостеприимства.

В картине продолжает развитие устойчивой традиции казахского изобразительного искусства переводить частный мотив на уровень всеобщего, вводить в быт универсальную компоненту. Так камерный, казалось бы, мотив и обыденный ритуал переводятся художником в русло универсальных и извечных представлений, сиюминутный момент жизни ставится в зависимость от сакральной концепции происхождения человека и смысла его жизни. Получает приобщение к священным сферам через систему ритуала. Так будничная жизнь в его картине входит в число высших ценностей бытия человека.

Осмысление этого древнего ритуала интерпретируется в живописном полотне на разных уровнях. Есть в нем непосредственная открытость народного миропонимания, картина читается как визуальный фольклор. В работе претворены приемы композиционного решения миниатюры, цветовая локальность и чистота ясных открытых красок.

Чередование, разворачивающихся один за другим композиционных планов, последовательно раскрывает ситуацию прибытия гостя к юрте радушного хозяина. Действия персонажей и драматургическое действие самого сюжета раскрывается художником в соответствии его главному духовному идеалу. Мир природы и человека, как слаженная и единая система, как мир простых и вечных истин, где строят свою жизнь и воспитывают детей по заповедям отцов, возникает здесь как жизненный принцип.

Картина мира в картине художника состоит из звеньев единого целого с его основной сценой, где к беседующим за чаем мужчинам, с церемонными ритуальными жестами присоединяется еще один гость, с вежливым поклоном встречаемый хозяином, и второстепенными, где мальчишка уводит за юрту стреноженного коня и виднеется краешек казана с мясом, кипящим на огне, где девочка доит кобылицу и несутся вскачь по пологим степным холмам жеребята.

Эстетизация жеста как художественного приема и особенного момента традиционной этики Востока очевидна для общего строя картины. Подчеркнуты и словно замедлены для того, что зритель мог понять их важность жесты каждого персонажа полотна. Они отчетливо читаемы, словно еще раз направляя нашу мысль к глубокой внутренней семантике традиционной жизни, где быт отождествлялся с бытием. Вневременной пласт национального сознания, не зависящий от требований идеологии и поворотов политики, поднимает С.Айтбаев в своей картине.

Прочувствованные, каждая во всей полноте, сценки повседневной жизни не воспринимаются как разрозненные фрагменты. Они увязаны между собой в сознании художника и в его полотне сетью невидимых нитей, создают в результате живописный синоним целостного, гармоничного и уравновешенного в своем счастливом постоянстве бытия.

Через ритмически четко организованные "части" жизни художник воссоздает структуру её "целого". Каждая из этих частей имеет свою сюжетную завершенность, но каждая является и незаменимым звеном в общем звучании целого. При условии сохранения своей целостности мир в восприятии художника включается в единый циклический процесс, где все существующее повторяясь и возрождаясь, осуществляет вековую мечту традиции о бесконечном пути человека во времени, о бессмертии народа.

Идеально и идеалистично трактует народные ритуалы и народное сознание художник. В его произведении пластически выразительно и колористически мощно претворено традиционно казахское понимание природы как высшего начала и человека как познающего, мудро принимающего законы мироздания.

 

Али Жусупов (1928-1976)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.