Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перед скачками. 1967




Картина О.Нуржумаева "Перед скачками" посвящена традиционной казахской игре - байге - конным скачкам. Усиление интереса к традиционной жизни и её мотивам характерно для периода шестидесятых.

Необычна, но в то же времени адекватна времени трактовка художником этого излюбленного казахским народом древнего и гордого состязания. Изображая байгу, он подчеркивает в ней не скорость и быстроту, а красоту этого великолепного обычая, выправку и изящество всадников, гибкую красоту коней. Перенос конкретного сюжета в контекст ритуала главная интенция работы. Действие картины живописец разворачивает в условно-метафорическом пространстве и времени, вернее вневременьи или надвременьи действия.

Покатые холмы золотисто-желтой степи возникают в полотне символом Родины - любимой, дорогой, мудрой и вечной. Природа в золоте холмов, её линии своим линеарным изяществом схожи с линейной изысканностью восточной миниатюры. Казахская степь трактуется живописцем подчеркнуто ласково, в мягкую гибкость линий и теплоту охристых тонов традиционно для казахской живописи он вкладывают ассоциации с образом матери, надежностью ее рук и теплом ее сердца, внося в картину свое восприятие степи как материнского лона нации. Ощущение стабильности, покоя и ласкового идеального счастья жизни народа на коленях степной земли-матери пронизывает это полотно.

Соответствует вечной идеальной мечте фольклора об обетованной земле Жер-Уюк идеальный надвременной характер картины. В манере предстояния перед зрителем, в характере ритуального священнодейства развиваются в нем события и взаимоотношения. Прошлое, настоящее и будущее благодаря созданию последовательной драматургической цепочке событий смыкается в ней в неделимое, взаимосвязанное целое. Почти обрядовый характер присущ трактовке ситуаций, жестов и поз персонажей художника. Многозначно-типовой характер поз, жестов, выражений лиц - еще один знак, еще один символ. Трое мужчин, разных возрастов от аксакала до зрелой солидности, сидящие в традиционных позах на узорной кошме, словно благословляют начало байги. Мальчик верхом на статном с изящно выписанным темным силуэтом коне как бы принимает это благословление и уже готов к началу соревнования.

Традиционное наследие благодаря полотну О.Нуржумаева и другим работам художников Казахстана ХХ века входит в национальную живопись, вносит в нее генную память о сакральном значении народной культуры, красоте ритуала, ценности жеста. Живая генетическая память, конкретные воспоминания о детстве или поездках в аул, где еще теплились реликвии традиционной жизни народа, трансформировались в полотне в культурную память нации, преломленную живописью.

Действие в картине О.Нуржумаева «Перед скачками», происходя в данный момент, все же воспринимается как очередное звено, воссоздающее то, что было когда-то, как единый в своей целостности аналог прошлого, предшествовавшего и прогноз, залог будущего, последующего.

Ситуация скачек, байги понимается и подается художником, так, словно от их красоты и идеальности зависит не только настоящее, но также прошлое и будущее. Временное, текущее обязательно соотносится им с цельностью всего цикла времени, характер человека увязывается с образом поколения, нации.

Сакральность традиционной культуры, когда каждый момент жизни трактовался как аналог общего хода событий плавно, но подчеркнуто осознанно трансформируется живописью. Идеи, несомые картиной, претендуют на масштаб унив­ерсальных. Воссоздавая в подобном ключе картину конных скачек, художник воспевает в ней не только красоту конно-кочевых спортивных состязаний казахского народа, но, словно весь великий феномен национальной культурной традиции, её опыт и ценность, все нетленное великолепие драгоценного культурного наследия.

 

Токболат Тогусбаев (1940-1996)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.