КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыбаки. 1971
Художник последователен в своих интересах к новым для казахского искусства формам выражения художественной мысли, активно использует технические особенности письма постимпрессионистов, фовистов, и он один из тех мастеров, чья жизнь пришлась как на времена относительной «оттепели», так и на времена брежневского застоя. В поле интересов Ш.Сариева и темы труда, что востребованы государственной машиной времени, и собственное современное ему окружение и, конечно, традиционно этническая культура. Руку мастера отличает стремление изображать не грандиозные события, даже если и обращается на темы трудовых побед. Он и в рамках соцреалистических канонов ищет обыденные, но не менее важные моменты жизни человека. Когда художник обращается к современности, то в облике людей новой формации есть не только печать романтических утопий эпохи «великих свершений социализма», ему удается отразить образ человека, которому уже не вернуться назад в номадизм. Он свидетель поколения казахской нации, что в полной мере изменилась и находится в иные формах бытия, однако культурные коды номадизма проскальзывают в этом новом для них пространстве. Таковыми предстают и рыбаки из одноименного полотна художника. Композиция отражает срез времени людей, занятых обыденным трудом. Обыденность ситуации выражается во всем: в естественных позах, в расположении «случайно» разбросанных рыбацких лодок, общей размеренности ритмов. Пластические приемы фовизма, примитив, символизм – все использовано мастером в этом произведении. Эффект фотокадра позволяет автору акцентировать внимание на фигурах людей, композиционно образующих треугольник. Каждый персонаж увлечен своим делом: обработкой рыбы и подготовкой снасти заняты женщина и мужчина средних лет, несколько праздно представлен молодой человек, читающий с листа. Между персонажами нет диалога, но автор дает явное ощущение кровной близости, словно это традиционный семейный круг. Художник собрал людей так, как обычно собирается семья в юрте. Да и плот (лодка), на котором они сидят, во многом напоминает очертания жилища, и характер деятельности схож с размеренным ритмом хозяйственной работы традиционного быта, где хозяин, как правило, мастерил из кожи и дерева, металла, а женщина всегда хлопотало у огня с приготовлением пищи. И только лодки, разбросанные вдали, свидетельствуют о том, что здесь - то же рыбаки. Трехмерность пространства передается перспективным сокращением дальнего плана, точным отражением ракурсных сокращений, но фигуры и детали композиции предельно обобщены, их силуэты линейно подчеркнуты, вырезаны. В этой условности композиционных приемов много общего с принципами народного творчества: пересечение примитива и традиционного орнаментального понимания поля картинной плоскости. В целом полотно приобретает символико-знаковое звучание, столь характерное народному творчеству. Здесь не нарратив, а символ новой жизни, которая столь же размеренна и спокойна в своем течении, как и прежде. Художник не разрушает форму цветом, он ее моделирует с помощью его плотности. И неизвестно, что же больше волнует мастера: только форма изображения или сам образ? Формалистические поиски в живописи Казахстана середины двадцатого века только набирают обороты. Художник словно пробует саму систему формалистического подхода к построению своего произведения, а результат - выразительность общего строя композиции, символизирующей о прочности позиций традиционной культуры. В полотне нет пафосности, нет и той, встречаемой в его работах монументализации, напротив, налет камерности позволяет мастеру показать тему труда, как бытовую сцену, но полную при этом глубокого смысла и значения.
Жанатай Шарденов (1927-1992)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |