Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На Чарыне. 1972




 

Цветовая и структурная экспрессия пейзажей Ивана Бондаренко стала заметным явлением в развитии казахской живописной школы 1970-х. В первую очередь его увлекал пейзаж. Монументализируя природные мотивы, он приближает изображение к знаку. Начинал И.Бондаренко, как ученик А.Черкасского, с увлечения импрессионистической манерой. Его праздничные натюрморты, купальщицы, городские пейзажи стали хрестоматийными образцами казахской живописи периода соцреализма.

В 1970-е годы пейзажный жанр Казахстана эволюционирует от живописи-констатации к живописи-анализу. Импрессионистическая тенденция окончательно преодолевается, уступая место семантически более сложным художественным формам. Процессы переосмысления существующих культурных парадигм актуализируют новые методы и образы живописного постижения мира. В пейзаже И.Бондаренко «На Чарыне» природный мотив концептуально осмысленный, получает философское прочтение.

Автор уходит от конкретности. Его интересуют «чисто» живописные задачи – внутренняя гармония произведения, его тональная, цветовая выразительность. Сюжет – вторичен. Его главный персонаж – природа, лишённая частностей, природа как воплощение объективной красоты, она – произведение Бога. Поэтому, включая в композицию строения человеческие, художник просто отдаёт дань «требованиям времени», а не потому, что видит в этом необходимость. Его замысел не предполагает смысловую нагрузку в деталях мира «человеческой», рукотворной природы. И.Бондаренко трактует тему отвлечённо-поэтически.

Экспрессионистическая линия в пейзажной живописи Казахстана возникшая в 1970-е годы выразила многие важнейшие философские и мировоззренческие установки эпохи. В заострённости цвета и формы проявились тенденции к жажде обновления, к освобождению от догм социалистического канона. Новаторство в области образно-пластического выражения, сосредоточенность художника на внутреннем, личностном видении, будут адекватны императивам времени, получившим зримое воплощение в творчестве Ивана Бондаренко.

«Художники-шестидесятники» активно осваивали опыт стилистики ХХ века, решались на «философское» обозрение пространства бытия. В искусстве 1970-80-х нарастает драматически напряженная интонация – сравнимая с острым чувством ностальгии по уходящим традиционно-степным ценностям кочевой культуры. «Главной причиной, определившей сразу же и привлекательность, и некоторую статичность направления, была потребность в действенном – через тему и её интерпретацию – диалоге нового поколения художников с новым поколением зрителей. А зритель был воспитан на изобразительно-узнаваемой форме, только через неё он мог понять смысл послания. Поскольку люди ждали от искусства ответа на наболевшие вопросы, новый тематический репертуар облекался в достоверную, монументально узнаваемую форму, этим обеспечивалась убедительность ответа… Экспрессия жеста, упрощение силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров давались живописцам не просто, как бы открывались заново. Ведь даже такие понятия как метафора, иносказание, символ, условность в конце 1950-х обсуждались, оспаривались и утверждались как новшество!» [1, с.202].

Цвет в картинах И.Бондаренко обретает самостоятельное значение. Он формирует эмоциональную интонацию. Формально-знаковые композиции И.Бондаренко, с их лапидарно обнажённой семантической заданностью, синтезируют многие художественные традиции ХХ века. Отказ от светотеневой моделировки, а вместе с ней и от передачи объёма. Материальная вещественность, освещённость, фактурность – все эти дефиниции остаются вне поля зрения художника. В его живописи обостренно выражено индивидуальное личностное начало. Своё искусство он творит с горячим сердцем. Искреннее желание создать искусство основательное, вечное, приводит к появлению самостоятельного варианта философского высказывания, заключённого в символическую, лапидарно-конструктивно-выразительную форму. Природный мотив в работах И.Бондаренко всегда переосмысливается и превращается в символический знак, лаконичный и ёмкий.

Локальные цветовые пятна, заключённые в чётко обозначенные определённые границы – этот приём сближает его с живописью А.Степанова, Г.Мезенцева, Ткаченко, но композиционный ракурс и как следствие ракурс видения – иной.

Лишаясь конкретно-материальных, прозаических черт, сюжеты картин преобразуются в образную формулу, получают своё символическое прочтение, типизируются, очищаясь от мелких частностей, от подробных деталей достоверности, переходят в иную плоскость – поэтическую. Эта тенденция ярко обозначается в творчестве И.Бондаренко.

1 Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

 

Абдрашит Сыдыханов (род. 1937)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.