Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проводы отца. 1987




Основная проблема, занимающая художника Б.Тюлькиева - человек, его духовный мир, эмоциональное, психологическое состояние личности. Эта тема остается постоянной на протяжении всей его жизни.

Композиция картины «Проводы отца» Б.Тюлькиева необычна. Художник разбивает ее на несколько отдельных плоскостей: верхнюю - горизонтальную, и вертикальную нижнюю, которую в свою очередь, разбивает цветовым и композиционным делением на три вертикальных плоскости. Это напоминает ярусные алтарные композиции Северного Возрождения. Это не единственное сходство - выложенный красными и зелеными плитами пол тоже словно привнесен из того времени. Влечение Б.Тюлькиева к искусству Северного Ренессанса не случайно, исследователи отмечают особенное тяготение мастеров Северного Возрождения к субъективному, преувеличенно экспрессивному.

Сходство есть также в принципе выбора сюжета, который носит интимный, изолированный характер, и решается в индивидуально затрагиваемом аспекте внутреннего единства человека с миром. Важно отметить, что деление картины соответствует и тюркской мифологии о трехчастности мироздания. Эта тенденция совмещения европейского метода и азиатской ментальности проходит константой на всем пути развития казахской живописи.

Фигуры взрослых на центральной вертикальной плоскости, и фигура спящего ребенка расположены к зрителю спиной. В нижнем правом углу красиво написанный фрагмент букета ирисов в прозрачном кувшине. Сочетание перспективного изображения в центральной части полотна, плоскостной правой и левой частей композиции, условно-объемной верхней части создает странное ощущение ирреальности происходящего. Колорит картины складывается из сдержанных красно – серо - зеленых оттенков, придавая ей глубину звучания.

Это произведение сразу вызвало интерес и специалистов, и зрителей. Приход и Уход человека в этот мир и из него, человеческая привязанность и потери, осознание человеком предопределенности некоторых явлений, осознания философской глубины этих вопросов в определенное время не избежать каждому. Б.Тюлькиев выводит, казалось бы, индивидуальный, личностный момент к широкому звучанию, значению, устремляясь к глубинному познанию смыслов, сути внутренней природы человека.

Совмещение разных жанров в одной картине - пейзажа, натюрморта - принципиально для творчества Б.Тюлькиева. Этот принцип специфично трактованного жанра встречается в искусстве Северного Возрождения, обычно с введением религиозных образов, и подразумевает вселенское единство природной среды, которая охватывает мир живого и неживого. В искусстве прошлого очевидно стремление передать вселенский пейзаж, что представляет собой символическую панораму мира, круга обитаемых земель в целом, где мельчайшая частица неразрывно связана с целым. Эти принципы глубоко прочувствованы Б.Тюлькиевым. Мастер чувствует себя находящимся как бы на стыке двух культур, но при этом четко идентифицирует себя именно как национального художника.

Cклонность работать на большом пространстве читается уже в ранних работах Б.Тюлькиева. Он создает неоднозначные по содержанию, психологически сложные композиции. Семидесятые - восьмидесятые, пресловутые «годы застоя», требовали ответа на многие вопросы, которые не могли обойти своим вниманием казахские художники. Б.Тюлькиев также обращается к проблемам общества, но в его творчестве нет прямого, открытого несогласия, протеста, скорее в нем присутствуют философское осмысление проявлений жизни, понимание, ощущение вечности и преходящего, стремление выразить собственное мироощущение.

 

Кенжебай Дуйсенбаев (род. 1959)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.