Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арал. 1996




Художник посвятил свое творчество Казахстану, казахскому быту, правда, национальная тема в искусстве мастера перерастает просто интерес к этнической тематике, это совершенно другое отношение к культуре прошлого, и оно далеко от умиления, утверждения национальной самости казаха, это взгляд человека со стороны, когда он свободен от шор национальных комплексов.

Идиллии в полотнах мастера никогда не было, иногда было что-то даже мистическое в том, как трактует художник союз человека и пространства его бытия, и он очень настойчиво изучал этот союз на протяжении длительного периода своего творчества.

Б. Табиева интересует жизнь в конкретной среде, равно как и сама эта среда; художник интуитивно сознавал, какое влияние она оказывает на образ мыслей человека. Только с течением времени этот, как ему виделось, стабильный и почти неизменный, органичный в своих таинственных связях мир, трактуется им по - иному. Во многом события последних десятилетий двадцатого века определили «смену» приоритетов.

Так, по воле надвигающихся перемен, он откликается на события времени, на трагедию, которая разыгралась в течение всего нескольких лет и, что стало болью для многих людей – это тема Арала. Социальная тематика, поднимаемая художником, особенно обострилась в период развала бывшего Советского Союза. Таким откликом на злобу дня являются полотна из всей серии «Арал».

В произведении мастера очень сильно изменилось состояние природы, что всегда было предметом пристального внимания в его творчестве. Большие трансформации переживают и образы людей, а здесь это женщины с детьми.

Классическое символическое единство трех поколений, что мы видим в композиции Б.Табиева, выражают ту боль и страдания, которые выпадают на долю человека в моменты больших катастроф, когда он вынужден скитаться по свету в поисках убежища. Особую боль приносит крушение собственного, некогда органичного мира, а именно об этом данное символическое полотно художника.

Глубокие холодные тени и большие всполохи световых пятен в окружающем пространстве создают иллюзию движения и уже почти полной власти грозы, с непременным сильным ветром, что всегда являлась спутницей степей, а здесь она тем более полновластная хозяйка ситуации.

Ветер почти до наготы обнажил фигуру молодой еще, но уже знающей тяжесть житейской прозы, фигуры женщины. Рядом с ней еще одна женская фигура с ребенком на руках, явно старшего возраста, и маленькая девочка, хрупкая фигурка которой очень трогательна своей беззащитностью. Все они вместе быстро удаляются от надвигающейся стихии.

Три поколения, изображение трех возрастных ступеней, как эстафета в жизни, всегда интересовала мастеров изобразительного искусства, Б.Табиев обращается к ней, как к символической проблеме выживания рода.

Что-то отчаянное во всплеске руки молодой женщины, закрывающейся от порывов ветра, а в ее обтянутой и оттого обнажающейся плоти - безжалостное время, что так скоро сказалось в обвисшей форме груди. Более устойчива фигура женщины старшего возраста, у нее суровое лицо и решительный шаг, она прижимает к себе драгоценный сверток.

Надо заметить, что природа полна катаклизмами и человеку всегда приходится считаться с ее нравом. Но здесь, как и в периоды лихолетий, самая уязвимая часть человечества один на один с очередной грозой для жизни.

Пластика цветового мазка созвучна настроению картины: широкими плоскостями художник создает тревожное ожидание грядущего. Кровавое пятно за фигурами людей подчеркивает общее напряжение.

Произведение, конечно, не только о частном вопросе, его смысл гораздо глубже. Он о том положении человека, в котором оказались все в период развала страны, и последствий той деятельности, что привел человечество к очередной катастрофе.

Обращаясь к социальным проблемам века, Б. Табиев не изменил своей приверженности к однажды избранной тематике, та же особенность и в технике работы, что отличает его произведения. Но здесь изменился характер и стиль выражения - он нервный, словно рваный: есть причины, по которым надо бежать, потому что надо в очередной раз выживать…

Бексеит Тюлькиев (1955-1998)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.