Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодость художника. 1980





Стремительно вошедший в живопись Казахстана

семидесятых годов художник Е.Тулепбай внес в

нее столько свежих идей и новых мыслей, что,

казалось, вместе с ним в атмосферу живописи

ворвался новый мощный молодой мир. Не раз

затем его живопись претерпевала самые

неожиданные изменения, но единым всегда

оставался художественный принцип автора –

пристальное пристрастное внимание к внутренней

жизни человека, его отношениям с внешним миром, адекватность выверенного живописного строя духовному сигналу картины. Полотно молодого на тот период художника посвящено особенной поре в жизни человека - юности. Непредсказуемым стало решение этой темы живописцем. Сложным, противоречивым, диалогичным и недосказанным предстал перед зрителем тулепбаевский вариант молодости. В нем скорее и больше вопросов, чем радости юной поры, ведь это не просто человеческая молодость, а молодость художника, сомневающегося, размышляющего, ищущего себя и своих путей в искусстве.

Но самое главное, в этой работе во всей полноте обозначилось духовное кредо автора – цельность мира при всем разнообразии его проявлений, цельность человека при драматическом противоречии его внутренних устремлений, вечная утешительная сила матери природы. Полотно наэлектризовано внутренней энергией и внешней драматургической коллизией, активно в своем рассказе миру о нас - казахах, нашей жизни и истории, о магнетизме казахской степи, красоте казахских женщин и особой философии потомков кочевников.

Художник поставил себе непростую задачу сравнения и более того, столкновения мира европейского и восточного художника, сделал попытку понять присущие им разницу и общность. Неоднозначная в своей принципиальности картина – концептуальный этап и даже итог в творчестве живописца. Е.Тулепбай напрямую сопрягает классику европейской живописи и современность казахского искусства. На одном полотне художник изображает себя и самого Рембрандта Ван Рейна, гения европейской живописи. Помещая реплику из знаменитого автопортретного произведения Рембрандта с женой Саскией на коленях и совсем молодого казахского художника с его женой в пространство одной картины, он поднимает резкий спор, задавая зрителю вопрос одновременно самоутверждения и диалога полярных личностей и культур.

В этой картине на принципе обострения изображаемого сюжета живописец отстаивает свое право спорить, утверждать свои принципы. Он словно во весь голос говорит о том, что его внутренний мир, мир потомка кочевника также глубок, также нужен современным людям. Утверждает, что философия, вынесенная из веков степной истории мудра и универсальна, и может дать людям искомую гармонию, утраченное в наше сложное время душевное равновесие. В пространстве одной «мастерской художника» силой живописного мастерства Е.Тулепбая оживает целый мир, мир культур Запада и Востока, уникальный мир личности с ее неповторимым взглядом на жизнь. Сила этого диалога – спора заключается в умении художника воссоздать его не только на уровне одного человека, одной личности, но в напряжении всего того груза наследия, что находится на их плечах каждого, пришедшего в этот мир.

С мажорностью и открытой радостью жизни, энергетикой счастья, заключенной в образах молодого Рембрандта и Саскии спорит автопортрет современного казахского художника и его подруги. Пламени горячего цвета и пылкого темперамента классика противопоставлена приглушенная гамма темных сочетаний и сдержанная пластика мягких, уклончивых движений. Прямой, не знающий сомнений взгляд Рембрандта сталкивается со скрытостью невидимых, уходящих от зрителя взглядов других героев. На резкое конкретное высказывание европейской культурной традиции казахский художник отвечает иносказательной, полной сложнейших и глубинных смыслов речью, традиционной для его национального менталитета. Гедонистической правде жизни классика художник противопоставляет пусть менее жизнерадостную, пусть в какой-то степени трагичную, но мудрую философскую мысль о человеческой жизни.

Характерным приемом композиции картины становится присущий творческой манере Е.Тулепбая геометрически точный расчет. Основной ее элемент - треугольник. Треугольник Рембрандта и Саскии, треугольник молодого художника и его подруги, их общий треугольник, вершиной которого становится дверной проем. На выверенную систему подкрепляющих друг друга треугольников накладывается четкая конструкция кессонов потолка, выстраивающая, встраивающая нижнюю ситуацию в некую основу, единую структуру. Необходимыми в этой композиции были дверь, символ прорыва в пространство реальной жизни, пространство будущего, и фигура ребенка, олицетворяющего само это будущее. Ребенок, возникая в недрах картины, устремленный к двери, - это одновременно и реальный ребенок и метафора выбора пути. Что ценнее, что истиннее для будущего, с каким багажом и наследием он устремится в свой путь? Что выберет будущее чело­вечества - признание, примирение и согласие или неприятие и нестыковку этих двух то противостоящих, то согласующихся друг с другом миров? Этот вопрос, заданный когда-то художником, до сих пор остается открытым на жизненных путях современного человеческого общества.

Сравнивая правду Рембрандта и истину своего творчества, Е.Тулепбай пытается определить и понять, за кем же стоит будущее, за какой системой ценностей, западной или восточной, определяются будущие приоритеты человечества. Картина отражает напряженные искания самого себя, места своего поколения, своих сверстников и национальной культуры в океане мирового искусства.

Ерболат Тулепбай (род. 1955)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.