Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Турар. 1967




Один из ярких представителей изобразительного искусства Казахстана шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века - Шаймардан Сариев, художник, изучавший Европейскую систему ценностей как модель для отечественного мироустройства.

В своем творчестве, темпераментный по характеру художник, стремится выразить в первую очередь скрытые от поверхностного взгляда эмоциональные струны человека. Именно в его творческом подчерке в большей степени отражаются влияния искусства авангарда двадцатого века.

Все искусство мастера посвящено собственному миру, жизни окружающих его людей, предметов, пейзажа. Он один из немногих, кто почти отказывается изображать родные просторы с традиционных позиций, а широта и крупномасштабность форм (отличительных признаков народного искусства) во многих его композициях – явление скорее заимствованные, чем ментально свойственные художнику.

Он устремлен в будущее, он проводник все разрушающей машины времени, для которого нет надобности «цепляться» за прошлое. Но не следует думать, что художнику безразлично собственное лицо, его идентичность не только в мире искусства, но и в микромире собственной национальной принадлежности для него очень важна.

Особый интерес к своему времени выражается в его пристальном внимании к образу человека, в ликах современников он искал приметы эпохи и яркое тому свидетельство – целая серия портретов.

Сложность духовного начала в человеке наиболее полно выражено в «Портрете Турар», одного из наиболее известных и очень тонких работ мастера.

О том насколько эта тончайшая струна, глубоко ранимая тема для художника, свидетельствует все творчество мастера, через свое окружение он стремится разглядеть происходящие трансформации в собственном сознании.

«Портрет Турар» написан мастером явно под впечатлением и самого образа юной девушки и не без прямого заимствования из художественной практики мирового авангарда. Правда, принято считать, что мексиканское искусство являлось примером для казахских мастеров середины двадцатого века.

Образ «Турар» в большей степени отсылает зрителя к женским ликам А. Модильяни, не столь известного и тем более популяризируемого в те времена в бывшем Советском Союзе, сколько, вероятно, случайно увиденного. При этом колористическая гамма полотна - в поле его постимпрессионистических штудий, он длительное время увлечен сезаннизмом и приметы влияния отчетливо «прочитываются» в цветовой лепке фигуры портретируемой.

Образ хрупкой юности, женственности, и бездонной глубины внутреннего мира человека отражен в портрете девушки, спокойно взирающей на посетителей с той стороны полона. Она не столько позирует, сколько, застыв на мгновение, смотрит на зрителя отсутствующе-присутствующим взглядом.

О том, что это наша соотечественница свидетельствуют этнические черты, одежда и традиционно повязанный по моде того времени платок. Платок – символ женского одеяния в русско-советской культуре, но в конкретном случае он был модным во всем мире, поэтому здесь повторение вслед за Европой на моду и стиль его повязки.

Так одевались девушки конца шестидесятых - самого начала семидесятых годов двадцатого века: более чем скромная верхняя одежда и деталь - платок. Если столь незамысловатый прием в одежде – прямая отсылка ко времени и месту, то во всем остальном – все вне времени и вне конкретного пространства. Человек погружен в себя, он хрупок и, кажется, беззащитен. Однако это кажущееся, на деле художник, как и в свое время А. Модильяни, словно боится глубин глаз своего персонажа, интуитивно понимая, какая там бездна.

За трогательным мягким ликом - беззащитность, но прямая осанка, свидетельствуют о внутренней силе воли, и в то же время покатые плечи, с почти безвольно опущенными руками. Такое ощущение, что автор говорит о казахской женщине способной молча переносить все тяготы жизни. Спокойное и тонкое лицо говорит о доверчивости, но за «космической» глубиной глаз - все же неразгаданная тайна ее души.

Шаймардан Сариев (1937-1988)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.