Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Степная баллада. 1971




 

Картина Токболата Тогусбаева "Степная баллада " ассоциативна, насыщена метафорами и иносказаниями. Она ориентирует зрителя на ассоциации с фольклором, сквозь призму которого художник трактует сцену из недавнего прошлого. Прощание воинов с родными и их уход на фронт Великой Отечественной войны дали Т.Тогусбаеву тему для размышления о любви к Родине, о ее красоте, о верности юношей сыновнему долгу защитников, о самоотверженности и стойкости женщин, остающихся дома.

Фигура Т.Тогусбаева в контексте изобразительного искусства шестидесятых годов имеет особое значение. Сложный спрессованный в особую живописную ткань полотен художественный поиск отличал работы этого мастера. Цвет в его полотнах обладал выраженной свето- и цветоносной силой, звучал драгоценной насыщенностью красок окружающего мира. В сферу его интересов входили картины родного традиционного быта, истории, современности. Но все они воплощались им сквозь особый луч зрения, сквозь призму синтеза традиционных эстетических установок народной культуры казахов и влияния искусства постимпрессионизма, в частности творчества знаменитого французского художника А.Матисса.

Тема защиты Родины от захватчиков - это и вечная тема истории и фольклора. Она позволила живописцу открыто обратиться к языку народной эстетики. Произведение легко читается, схожее с записанным на бумагу текстом устного народного предания. Разбивая единую композицию на условные ярусы с разными эпизодами общего действия, Т.Тогусбаев прибегает к трансформации еще одного основополагающего принципа фольклора. Это принцип сочетания цельной и максимально всеобъемлющей образной характеристики с подробной повествовательностью, кристаллизующейся в деталях.

В живописном произведении отчетливо читается смена чувств от отчаяния при расставании до решимости и готовности к бою. Она воссоздана живописцем самим драматическим действием, композиционным и ритмическим строем. Таким образом, художник сделал попытку ввести в композицию время, проследить последовательность событий, соответствующих нарастанию чувств своих героев. Запечатлевая единое, расстилающееся "доколе видно глазу" пространство, Т.Тогусбаев вместе с тем сознательно поделил поле холста на несколько ярусов. Это деление визуально подчеркнуто, именно оно подкрепляет своеобразием пространственно-композиционного строя сказочную условность изобразительного языка "Степная баллада".

Первый план, первый ярус в картине - преобладание смятения, отчаяния, трагических нот. Прощаются с детьми и женами солдаты, прижимая к себе в последнем, горячем объятии любимых и сыновей. Драматизм этой сцены подчеркнут идущей из глубин народного фольклора метафорой. Она при этом воспринимается в картине Т.Тогусбаева и реальной жизненной деталью. Опрокинут высокий сосуд, льется на землю густая белая молочная струя, символизируя резкое нарушение спокойного созидательного течения будней.

Во втором ярусе движутся, чтобы присоединиться к отряду, трое всадников. Наклоны их фигур, прямые четкие линии шей и ног коней своим согласованным ритмом в сравнении с анархией первого плана вносят в полотно признаки упорядоченности, а вместе с ней усиливается ощущение уверенности.

Третий план, где далеко отстают друг от друга двое молодых, замерших в сдержанном прощании, всадник, подающий знак отставшим, разбросанные по холмам фигурки провожающих, производит впечатление строгой печали. Но в этой сосредоточенности, как будто отрешенной печали исподволь зреет зерно будущих побед. А сами эти победы закладываются живописцем в сомкнувших плечи и ряды конниках, скрывающихся за горизонтом в последнем, четвертом ярусе полотна. Плывущие над ними облака претерпевают в густой зеленоватой синеве неба ряд волшебных превращений. Воздушные гиганты обращаются в нежных тонкошеих лебедей народных легенд, и, наконец, становятся самолетами, горящими алыми победными красками.

Картина Т.Тогусбаева «Степная баллада» густо насыщена метафорами, символикой фольклора. Способность художника органично соединить фольклорные элементы с образным отображением реальной нестершейся в памяти народа исторической ситуации придает полотну особое звучание. Они ставят находки живописца в единый ряд обращения этого к глубинам народного сознания в поисках живописью языка адекватного национальной ментальности.

 

Ольга Кужеленко (1911 – 2001)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.