КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Счастье. 1966
Картина С.Айтбаева «Счастье» - хрестоматийное полотно в казахском искусстве 1960-х годов. Двое молодых чабанов, монументально высящихся над пологими золотисто-охристыми холмами степи, стали одним из самых запоминающихся по выставкам и журналам тех лет образом. С ней связывалось зримое воплощение поисков национального стиля художниками молодого поколения. Картина воспринималась в те годы своего рода переворотом в живописи республики, зрелым началом осознанного и необходимого этапа претворения исконно национального сознания в современной казахской культуре. Во всем её строе читается потребность мыслить высоко и возвышенно. Идеи нравственной чистоты и цельности, духовной силы человека, молодого человека, олицетворяющего будущее страны, стали для художника основным ценностным критерием и претворились в формальное решение полотна. С.Айтбаев ставил себе задачу выразить эту мысль художественно емко, обобщенно и символично, влить идейное содержание в лаконичную и запоминающуюся метафору, создать в итоге живописную формулу - знак, визуально адекватный идее. Своих героев автор понимал и подавал как символ - символ уверенности, красоты и силы молодого поколения казахов, поколения, осознающего свою связь с родной землей и гордость ею. Отсюда убедительный масштаб фигур юноши и девушки, царственно заполняющих максимум пространства холста, но не противостоящих окружающей природе. Вторящие их фигурам ритмы пологих холмов и силуэты животных сознательно отдают человеку первенство, напоминая о поэтическом девизе того поколения, выраженным знаменитыми строками Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку». Есть при этом отличие живописной версии С.Айтбаева от строк поэта. Его герои, царя над природой все же подпитываются её силами. Живущие традиционным укладом степи, сознательно помещенные и запечатленные живописцем в пространстве степи, внедренные как органичный элемент в ее вечный фон, люди и природа в его полотне дополняют друг друга с той же убедительной силой, что рисунок и фон в раппорте орнамента. Противостояния нет, есть ощущение спокойной власти человека над природой. В этой картине молодого в те годы живописца степь вновь как искусстве каждой новой генерации казахских художников отождествляется с источником традиционных приоритетов, возникает во всей значимости, рожденных ею нравственных идеалов и ценностных критериев. Изначальность понятий неразрывного родства с природой, мироощущение цельной, сильной, близкой к идеалу личности, трансформируясь в живописный стиль, подвигли художника к поискам предельно лаконичного, строгого и монументального решения. Художественные приемы, раскрывающие понимание С.Айтбаевым картины мира, убедительно просты. Приемы формотворчества, используемые в традиционной культуре, а именно в орнаменте оказали воздействие на многие моменты организации картины от композиции до решения пространства и цвета. Присущие народному искусству четкость силуэтов, крупномасштабность цветовых модулей, строгая архитектоничность композиции, локальность интенсивного цвета, плоскостность трактовки пространства, плавная, музыкально-текучая гибкость линейного строя рисунка превращаются в айтбаевском «Счастье» в искомый национальный стиль. Влияние монументального искусства знаменитых мексиканских художников Д.Сикейроса, Д.Риверы претворяется им на почвенном уровне, осмысляется как трансформация в современном искусстве изначально родственных миропониманию казаха древних представлений американских индейцев о человеке и природе. В рамках фигуративного искусства, он декларирует переход живописи, как способа познания мира от сенсорного, непосредственно - чувственного восприятия и передачи реальности к ее системному видению - осознанию и трансформации этого осознания посредством языка знаков - символов. Переживание чувства, неотрывно от мысли, а мысли не только мыслимой, осмысляемой, но и ощущаемой, прочувствованной, что органично для казахского и тюркского менталитета. Обозначая эту особенность восприятия в картине, художник приближается к кардинальным основам национального мировидения казахов, обозначая тем самым поворот к главным духовным и формальным приоритетам искусства этого периода.
Салихитдин Айтбаев (1938-1994)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |