КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хамарьяш и цветы. 1960
Эмилия Бабад вошла в историю казахского изобразительного искусства как мастер, воплотивший свой живописный дар в натюрморте. На протяжении всей долгой творческой карьеры Бабад стремилась раздвинуть рамки избранного ею жанра. Замечательным примером подведения итогов этих поисков является представленная работа, избранная нами из множества ярких и интересных натюрмортов автора. Явленный на картине мир вещей выходит за пределы привычного определения «мертвой натуры». Внутреннее ощущение, вызванное натюрмортом, гораздо больше совпадает с другим, голландским термином, охватывающим этот жанр, – stilliven, «тихая жизнь». Именно тихое и неторопливое течение жизни, протекающей на залитой солнцем террасе в жаркий день, становится объектом пристального внимания художницы. Впрочем, мысль о месте и времени действия настигает зрителя позже. Вначале его внимание поглощается лицезрением девочки, застывшей в раздумье с цветком в руках. Огромные чаши с флоксами и дельфиниями на полосатом коврике вытесняют ее хрупкую фигурку из центрального поля наверх. В нижней части, у самой рамы, на краю ковра выстроились, словно на параде, керамические горшки. В картине нет четко зафиксированного центра и внутреннего взаимодействия между изображенными предметами. Художник избрала такую точку зрения, благодаря которой кажется, что коврик с цветами и вазами свободно «дрейфует» по вертикали полотна и в конце своего пути ненадежно опирается на нижнюю раму острым углом. Сознательно вызванное ощущение неустойчивости, переменчивости и незавершенности, запечатленное на холсте, многократно усиливается автором для создания атмосферы не застывшей, а подвижной, «гибкой» реальности. Даже банка с водой оказывается пустой, настойчиво взывая заполнить ее цветами. По этой же причине умелая демонстрация глиняных сосудов, зачастую главного упражнения в натюрморте, приходится на периферийное пространство. Устойчивость массивных ваз с цветами «подтачивается» резкими динамичными диагоналями полос на ковре. Нежное дитя настолько слито с миром цветов и лишено статуса героини действа, что портретные задачи (несомненно, успешно решенные Бабад) не играют особой роли в образной структуре полотна. Все поглощается витальным порывом. Несмотря на все постановочные правила воссоздания «мертвой натуры», она не оказывается «пришпиленной», подобно бабочке, к холсту. Картина хранит легкое трепетанье жизни. Формальный строй отражает многообразную жизнь изображенных предметов. Красочная масса находится в состоянии постоянного роста и становления. Мельчайшие мазки и пятна образуют живую «плоть» растений, непрерывно меняющуюся, словно под давлением ветра. Цветы пламенеют сине-фиолетовым пламенем, искры которого загораются на платье Хамарьяш. Солнечные блики проникают во все уголки. Охры ваз и пола продолжаются в коричневых тонах фигуры. Все предметы оказываются вовлеченными в хлопотливое и неугомонное бытие. При этом объекты – вазы и цветы – обретают собственную жизнь и характер, а девочка, наоборот, смотрится эбеновой статуэткой, удачно расположенной среди разнообразных аксессуаров. Многообразие вещественных характеристик скрепляет единая тональная гамма, которая благодаря своей законченности и продуманности вызывает в памяти лучшие образцы мирового натюрмортного жанра.
Салихитдин Айтбаев (1938-1994)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |