Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дастархан. 1959




 

Произведение А.Галимбаевой «Дастархан» является шедевром казахского натюрморта. Вкус и любовное отношение к изображаемым вещам, проникновение в тихую жизнь предметов, отражение их колористических и фактурных свойств блестяще удалось художнице.

Как любовно она раскладывает на столе бесконечные богатства своей кухни: пышный солнечный хворост, золотистые абрикосы, крохотные аппетитные баурсаки, снежные россыпи сахара. Однако художнику мало внушительного и зримого перечисления лакомств. Живописец делает главным персонажем кухонного действа царственный войлочный қоржын с затейливым орнаментом. Стоящий справа кувшин, оттеняет жар красного холодными тонами, играя цветовыми рефлексами. Эффект взаимодействия теплого и холодного повторяется и во взаимосвязи белой скатерти и красного ленты басқұра, замыкая цветовую композицию. Художник стремится наглядно продемонстрировать свое мастерство, экспериментируя с красочными аккордами и ритмическим узором. В советское время работа с «мертвой натурой» стала своеобразной художественной нишей, в которой можно было заниматься чистой живописью. Никакой другой жанр не имел такой свободы от литературы и идеологии. Не случайно, самые плодотворные для развития этой живописной области периоды – французский кубизм и русское беспредметное творчество.

Айша Галимбаева, которая внесла огромный вклад в развитие живописи предметов в нашей стране, долго и упорно работала над техническим совершенством, которое затем переходило в абсолютно точно найденное ощущение полнокровного существования вещей.

Решение колористических или композиционных задач ничуть не ослабило эмоционального накала, царящего в полотне. Какое буйство рефлексов обнажает при более внимательном взгляде белая скатерть, как торжественно возвышается пирамида из хвороста, насколько естественной и полезной видится старинная утварь!

Мастер никогда не занимала активную, «захватническую» позицию по отношению к вещам. Ведь для того, чтобы попасть в натюрморт «цветы должны быть срезаны; плоды и фрукты – сорваны; звери и птицы – убиты; рыбы и морские животные – выловлены» (И.Данилова). А у Галимбаевой для того, чтобы очутиться в картине, нужно испечь хворост, сделать варенье, сшить қоржын. Созидательная деятельность ставится во главу угла.

Серия натюрмортов складывается у нее в единую картину, живописец будто создает домашнюю сагу о жизни в кругу любимых вещей и занятий. Галимбаева с усердием рачительной хозяйки не устает заполнять пространство картин попавшими в поле ее зрения хозяйственными объектами. Зритель тоже попадает в плен ее «собирательства», поддаваясь доверчиво раскрытой ему красоте будничных предметов.

Пристрастие к изображению образцов народно-прикладного искусства совпадает с тонким пониманием красоты узора, любви к звучности краски. Декоративизм Галимбаевой, умение передать пластическую ценность вещи берут свое начало в творчестве народных мастериц с их страстью к насыщенному цвету и орнаментальному его толкованию.

Тихая жизнь вещей, таким образом, оборачивается у нее триумфальным показом национального вещного мира, утверждением его суверенности и приближением к обобщенным символам бытия.

 

Гульфайруз Исмаилова (род. 1929)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 5330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.