Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказка. 1958




«Сказка» - одно из самых известных, ставших почти хрестоматийным, произведений художницы. Исполненное в традициях соцреализма, полотно пронизано внутренним светом, излучаемым взаимной любовью близких, родных людей.

Бытовой жанр в казахском искусстве представлен достаточно многообразно, но в данном произведении, согласно веяниям времени, речь о теплоте домашнего очага, в чем так нуждались люди середины двадцатого века, оказавшиеся вдали от своих собственных родных стен. И в каком бы регионе не оказался человек, домашний очаг и любовь самых близких людей невозможно ничем заменить.

Сама сказка в сознании человека всегда ассоциируется с образом старца, с образом проводника в культурные пласты своей земли, своего рода. И, конечно, художник обращается к образу казахской женщины, изображенной в традиционной одежде, на челе которой мудрость и теплота человека, прожившего явно непростую жизнь, и стремящегося окружить теплом юных потомков, не случайно. Кажется, что сюжет имеет прямую проекцию в прошлое самой художницы.

В произведении М. Лизогуб подкупает искренняя доброжелательность и удивительная точность в отражении традиционного казахского быта, время уже уходившее в прошлое нации, которую художница постигала, благодаря огромному желанию самой понять и принять ее как достояние человеческой культуры.

Полотно передает общее состояние от духовного наполнения пространства интерьера самой юрты и той напряженной беседы, что ведется между персонажами. Можно сказать, что автор удивительным образом почувствовала духовное поле казахской традиционной культуры.

И юрта и люди столь органичны в этой уютной и теплой обстановке, что остается только восхищаться, созданной художницей, идиллией. Само пространство наполнено сказочным мерцанием вечернего света – бликов на лице, на предметах интерьера. В чертах бабушки - центр композиции – вся история прошлого целого поколения, в образе юной внучки – новое время, а в ее хрупкой фигурке - полное доверие и внимание. Так и передавались в незапамятном прошлом знания и опыт: через сказку, иначе как можно заставить юное существо столь пристально вслушиваться в явно неторопливый рассказ бабушки.

Если маленькая девочка, с косичками и маленькими красными бантиками, припав к ногам, выражает само внимание, то бабушка – это полное погружение в мысли, из глубин которых она выстраивает свое повествование.

Бабушкино повествование плавно перетекает в повествование о пространстве, где в лучах уходящего дня, переливаются краски декоративного убранства интерьера юрты. В нем столько же тепла, что и в сказке бабушки, глаза которой художница акцентировала особым блеском, столь живым и глубоким, что нет сомнений – в них мудрость и вечная доброта.

Основная идея композиции поддерживается всем строем полотна. Так,

традиционная казахская одежда знакова, как и все в пространстве его жилища, она также «повествует» о возрастном статусе женщины и дает ей право на почтительное к ней отношение.

Художница трактует это белое традиционное одеяние как символ и мудрости и величественности и предельной духовной чистоты: тюрбан и кимешек мягко и красиво драпируются, легкие изгибы ткани подчеркивают природное благородство и мягкие черты загорелого лица пожилой женщины, явно не утратившей интереса к жизни. Все полотно пронизано живым огнем взаимной любви и нежности, но нежности не переходящей грань слащавого сентиментализма.

Если в искусстве европейских стран всегда воспевали женщину мать, и мадонна была центром в искусстве, то в культуре казахского этноса бабушкам отводилась роль той самой мудрой путеводительницы, что занимала очень весомое место в жизни человека. И художница отражает именно эту этническую черту национальной культуры.

Для человека, в чьей жизни были дедушки и бабушки, в дальнейшей остается эта сказка, что рассказывалась ими когда-то и, как правило, сопровождает весь жизненный путь, «зафиксировавшись» незримо на уровне подсознания.

Художница сложила свою сказку о счастливой юности, в которой столько тепла и столько нежности, которая будет поддерживать человека на всем пути. Художнику самому нужен этот сказочный островок, где можно отогреться в столь сложные годы жизни середины ХХ века.

Сахи Романов (род. 1926)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.