Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будни. 1958




Алексей Степанов был одним из ведущих преподавателей студии КазИЗО, открывшейся в Алма-Ате в 1952 году. Живописное видение А.Степанова, его метод работы оказались актуальными, адекватными времени, они вдохновили многих начинающих живописцев, в творчестве которых его концепция получила дальнейшее развитие. Настроенность на то, что искусство не должно заниматься мелкими бытовыми проблемами, что искусство не есть повторение действительности, но всегда – новая реальность – высокая и недостижимо прекрасная.

В раннем творчестве А.Степанова значительное место занимают натурные этюды, где природный мир, тесно связанный с человеческим, доминирует. В картинах сохраняются привычные импрессионистические приёмы: высокий ракурс, моделирование пространства с помощью цветовых пятен, человеческие фигуры, органично вписанные в пейзаж, как его неотъемлемая часть или вообще отсутствующие. В этих работах проявляется умение Степанова восхищаться, удивляться, находить очарование, чувствовать красоту и неповторимость простых, ежедневно наблюдаемых вещей, а главное, передавать её иносказательно, находить выразительные пластические эквиваленты. В любых, даже самых небольших по формату этюдах, возникает поэтическая образная трактовка природного мотива.

Название одной из лучших работ А.Степанова «Будни», обманчиво, в ней отсутствуют даже намёки на серую монотонность повседневной рутины, подразумевающейся под этим понятием. Палитра в «Буднях» аскетична. Художник избегает излишеств и в форме, и в цвете. Возвращаясь к пленэрным этюдам, преобразует их, трансформируя и усложняя. Стремление к формальному минимализму приводит его к переходу с масляных красок на темперу, строгий материал (не случайно именно эти краски применяются в иконописи), требующий сосредоточенной избирательности и сдержанности.

«Будни» - одно из самых запоминающихся в плане креативности формального поиска и семантической глубины произведение мастера. Полотно, исполненное лёгкости и прозрачности, со всей наглядностью передаёт бесхитростную красоту и поэтическую простоту ежедневных занятий, из которых, собственно, и состоит человеческая жизнь. Все элементы картины упрощены до предела, как и сами живописные приёмы.

Аскетичность, лапидарность изобразительного языка А.Степанова происходит от желания подчеркнуть главные, вечные константы человеческой жизни. Пространство картины освобождено от случайного, мелкого, отвлекающего, зато архетипический, неизменяемый субстрат получает выразительное и емкое звучание. Это «антиимпрессионистическое» видение станет характерной чертой живописи художников 1970-х годов, с пристальным вниманием к глобальным, вечным темам.

В «Буднях» А.Степанова поэтичность живописного высказывания, его изысканно-романтизированные формы тесно переплелись с мелодичностью сюжетного дискурса. Простой эпизод человеческой жизни, преобразован в ритуал, в сакральное действие. Минимальное количество композиционных элементов: юрта, очертания которой едва намечены, две мужские фигуры, расположившиеся у входа (обозначено только их присутствие несколькими темными вибрирующими мазками), лошади и жеребёнок, слившиеся силуэты которых образуют единый неразрывный потенциально динамичный круг. Эта едва намеченная латентная динамичность внутри общей композиционной статики, передаёт легковесное «дыхание жизни», одушевляет живописное пространство, сообщает ему энергетику свободы. Тонально и конструктивно все силуэты животных совпадают с фигурой женщины, образуют единое целое с её ловкими движениями будничной, но необходимой, важной и вечной работы – доением кобылицы. Колористически земля так же легка и ослепительно светоносна как небо над ней.

Проникновение в «надчеловеческую» сущность природной гармонии происходит в лучших произведениях Степанова. Процесс постижения мира в его творчестве разворачивается столь убедительно, что захватывает и зрителя. В «Буднях» привычный знакомый реальный мир предстаёт в сказочно-волшебных формах.

Характерная для А.Степанова избирательность приёмов и средств, привела к абстрагированию от реальности, к умению трансформировать природный мотив в эквивалент «чистого духа».

В картине А.Степанова «Будни» при кажущейся случайности элементов – всё на месте, порядок незыблем, подчёркивается органичное единство всех частей. Невесомость, бестелесность предметов, кажущаяся незавершённость, нарочитая непрописанность деталей, не конкретность, не окончательность акцентов, нематериальность всех элементов композиции – узнаваемый живописный приём художника, позволяющий убедительно раскрыть общую поэтико-символическую концепцию произведения. Все предметы (юрта, фигуры лошадей и людей) лишены тяжеловесности, они легки, летучи, они состоят из одной материи, из той же, что и небо, и горы, и земля, и воздух. Интерес к образной гиперболизации и живописной стилизации приведет к появлению в творчестве А.М.Степанова монументальных декоративных панно, сохраняющих изобразительную актуальность по сей день.

 

Григорий Чернощёков (1926-1989)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.