Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребностей не нашла однозначной поддержки, поэтому были предложены некоторые ее модификации




3.

2.

1.

Теории мотивации основаны на результатах психологических исследований и разделяются на две категории:

· содержательные, анализирующие структуру потребностей и мотивов личности и их проявления. Связаны с идентификацией внутренних потребностей, которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру потребностей человека и выявляют среди них те, которые имеют приоритетное значение.

· процессуальные, изучающие влияние на мотивацию внешних факторов. Основываются на поведении человека и учитывают его восприятие и полученный опыт. Сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение желаемых результатов.

Развитие мотивационных теорий имеет эволюционный характер, они взаимодополняются.

Первым ученым, из работ которого руководители узнали о сложных человеческих потребностях и их влиянии на мотивацию к труду, был американский врач-психолог Абрахам Маслоу. В 40-гг 20 в. он создал теорию «Иерархии потребностей». Это была первая попытка классифицировать человеческие потребности по степени их влияния на поведение.

Согласно с этой теорией потребности ранжируются на 5 уровней:

1. Физиологические – необходимые для существования человека. Это потребности в еде, воде, сне, наличии жилья и др. словом все, что поддерживает жизнедеятельность человека на должном уровне.

2. Потребности в безопасности и защите – предусматривают такие компоненты: наличие рабочего места, которое обеспечивало бы соответствующий уровень заработной платы, давало бы перспективы на пенсию, гарантии медицинского обслуживания, страхования жизни и имущества от несчастных случаев, и т.д. Эти потребности еще называют потребностями завтрашнего дня. Они дают уверенность в будущем и защищают от физических и психологических опасностей.

3. Социальные потребности или потребности в принадлежности – это ощущение принадлежности к кому-нибудь или чему-нибудь (отдельному человеку, семье, коллективу, организации и т.д.) ощущение, что тебя воспринимают окружающие, социальное взаимодействие и поддержка. Дружба, информационный обмен, взаимодействие и взаимовыручка, микроклимат в коллективе, солидарность, лояльность – это составляющие социальных потребностей.

4. Потребность в уважении – это потребности в самоуважении, признании собственных достижений, чувство собственного достоинства, независимости, компетентности, уважении окружающих, имидж. Социальный статус, внимание.

5. Потребность в самореализации - это возможность применить в повседневной жизни собственный творческий потенциал. Потребности в самореализации зависит от амбициозности, честолюбия, круга интересов, одаренности, настойчивости

Согласно этой теории пять основных типов потребностей составляют иерархическую структуру, которая определяет поведение людей как доминирующий фактор.Потребности возникают и требуют своего удовлетворения в порядке классификации.

Закономерности модели: прежде чем потребность более высокого уровня будет удовлетворена, должны быть удовлетворены потребности низших уровней.

Методика использования модели: при использовании модели необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности; развивать систему мотивации в соответствии с изменениями потребностей; создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетворяет свои потребности во благо целей организации.

Теорию потребностей существования, связи и роста (или ЕRG — Ехistеnсе, Relations, Growht) разработал в 1972 г. американский ученый К. Альдерфер. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей: существования, связи и роста.

 

Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в безопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды А. Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п.

Эта теория не разделяет утверждение, что рост потребностей происходит по вертикали вверх, а основана на возможности удовлетворения каждой отдельной потребности независимо от других.

Исследования подтверждают действенность теории ЖВР на практике:

Данная теория более отвечает индивидуальным различиям между людьми. Такие переменные величины, как воспитание, влияние семьи, социальное происхождение и культурное окружение могут изменять значение определенного круга потребностей. Факты, свидетельствуют о том, что представители разных культур по-иному классифицируют категории потребностей, - например, японцы и испанцы ставят социальные потребности выше своих физиологических потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.