КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Этика современного менеджмента
4. 3. 2. 1. Лекция 1. Сущность и причины возникновения групп в организации. 1. Понятие группы в организации. 2. Причины возникновение группы. 3. Классификация групп в организации. 4. Управление формальными группами. 5. Управление неформальными группами. Основная литература: № 10, 21. Дополнительная литература: №18.
Понятие группы. Причины возникновения группы. Группа – это два или более человека, которые взаимодействуют один с другим так, что каждый человек влияет на других и одновременно находится под влиянием других людей. Группа – это определенная совокупность работников (из администрации, или такая, которая не принадлежит к управленческому персоналу), которая придерживается определенных норм и стремится удовлетворять свои потребности достижением групповой цели. В приведенных определениях необходимо обратить внимание на характерные признаки любых групп: наличие общей цели, взаимное влияние членов группы один на другого и на поведение группы в целом, наличие определенных норм поведения. Причины возникновения групп: 1. Экономические причины: в группе можно получить более высокий экономический результат, большую выгоду. 2. Физические (естественные): по роду занятий, спецификой работы. 3. Социально-психологические: потребность в безопасности, потребность в принадлежности, потребность в уважении и самовыражении Традиционно выделяют два класса групп: 1. Формальные группы – это такие группы, которые создаются по приказу руководства для выполнения конкретных производственных или управленческих функций. В основе формирования таких групп лежит разделение труда по вертикали (уровни менеджмента) и по горизонтали (подразделения отделы, службы на управленческом уровне) 2. Неформальные группы – это такие группы, создание и функционирование которых не предусматривалось. Они возникают спонтанно Рис. Механизм создания формальных и неформальных групп. Основные отличия формальных и неформальных групп.
Формальные группы – это объединения в рамках организации, которые создаются по приказу руководства для выполнения конкретных производственных или управленческих функций. Под формальной организацией понимают модель поведения и отношений, которая предусмотрена заранее и на законных основаниях планируется для членов организации. Начинает свое существование тогда, когда появляется согласованная и общепризнанная процедура «узаконения» плана деятельности организации. Руководство создает группу в связи с производственной необходимостью, когда осуществляется разделение труда. В организациях существует три типа формальных групп: 1. Группы руководителя (командные группы). 2. Производственные (рабочие группы) 3. Комитеты. 1. – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь, также могут быть руководителями (президент и вице-президент). 2. – состоят из лиц, которые вместе работают над одним заданием (производственная бригада) 3. – это особенные группы, которые наделены полномочиями для выполнения определенного задания или комплекса заданий (советы, комиссии, целевые группы и др.). Комитеты создаются чаще всего для решения конфликтных ситуаций, генерации идей, рекомендации определенного плана действий и т.д. В управленческой практике выделяют: Специальный комитет – это временная группа, сформированная для достижения определенной цели или выявления определенной проблемы. Постоянный комитет – это постоянно действующая группа внутри организации, которая имеет определенную цель (например совет директоров) Примеры эффективного использования комитетов: 1. Проблема требует большого опыта в определенной отрасли 2. Предусмотренное решение может быть непопулярным, а использование комитета как органа группового принятия решения может ослабить недовольство персонала. 3. Необходимо координировать работу разных подразделений. 4. Нецелесообразность и нежелательность сосредоточения власти в одних руках. 5. Коллективное принятие решений может поднять дух организации, и комитет способен привлечь подчиненных к процессу принятия решений. Частые ошибки создания комитетов: 1. Отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета 2. Неоптимальная численность комитета 3. Замедленное принятие и выполнение решений. Эффективное управление формальными группами в организации имеет решающее значение, однако в большинстве ситуаций поведение и отношения членов организации выходят из рамок формального плана. Под неформальной организацией понимают полную модель реального поведения – действительный образ деятельности членов организации – насколько это реальное поведение не совпадает с формальным планом. Процесс создания и развития неформальных организаций, а также причины вступления людей в них, характеризуются определенными особенностями: 1. Сопротивление изменениям. Люди могут использовать неформальную организацию для обсуждения фактических и будущих изменений. Практика показывает, что в группах наблюдается тенденция сопротивления изменениям, т.к. они могут нести угрозу существованию группы. 2. Неформальные лидеры. Наиболее существенным сопротивлением неформального лидера является признание его группой. Существуют определенные трудности в управлении неформальными группами, т.к. - на начальных стадиях существования группы о ней существует как правило невысокое мнение руководителей. - группы могут действовать непродуктивно - принятые нормы поведения в группе могут отличаться от формальных, традиционных - существование четко выраженной тенденции сопротивления изменениям. Управленческая практика показывает, что в любом случае с неформальной группой необходимо считаться, а позитивные тенденции (высокий дух коллективизма, стремление к успеху) умело использовать на благо организации. Наиболее известные рекомендации по успешному управлению неформальными группами: 1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение приведет к негативным последствиям. 2. Знать мнение членов и лидеров неформальных групп. 3. Перед какими-либо действиями попробовать спрогнозировать возможную негативную реакцию неформальной группы. 4. Дать возможность лидерам или членам группы брать участие в принятии и реализации управленческих решений с целью ослабления сопротивления изменениям. 5. Оперативно доводить до ведома персонала объективную информацию о положении дел в организации с целью предупреждения распространения слухов. 1. Сущность социальной ответственности в менеджменте. 2. Содержание юридической ответственности в менеджменте. 3. Этика бизнеса. Виды этики.
Основная литература: № 10,13,21. Дополнительная литература: № 1, 18.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |