Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 6 страница




имеет значение не только напряженность, но прежде всего наша приспособленность,

т. е. то обстоятельство, удовлетворены ли наши стремления или, напротив,

встречают противодействие. Напряженность представляет только составную часть,

иногда самую незначительную. Заметьте, как естественно непроизвольное внимание,

насколько оно не нуждается в усилии. Так, например, праздношатающийся по улице

зевака, созерцая проходящую процессию, стоит неподвижно с открытым ртом все

время, пока она дефилирует мимо него. Наступление момента, когда требуется

усилие, служит признаком, что внимание изменило свой характер, что оно

становится произвольным, искусственным.

В биографиях великих людей можно указать множество фактов, доказывающих, что

непроизвольное внимание всецело зависит от аффективных состояний. Это факты

наиболее ценные, потому что они характеризуют явление во всей его силе.

Внимание, давшее великие результаты, всегда вызывалось и часто поддерживалось

силь-

Психологов, ясно понимавших важную роль аффективных состояний в вопросе о

внимании, так мало, что я могу указать только на "Физиологию ума" Маудсли, гл.

V; Problemes of Life and Mind Льюиса, т. III, стр. 184; Mental Physiology

Карпентера, гл. III; Psychologische Analysen Горвица, том 1, и на несколько

последователей Гербарта, в особенности на Фолькмана фон Фоль кмара (Lehrbuch der

Psychologic, том II, §114).

ною страстью. Араго приводит пример Фурье, который до тринадцатилетнего возраста

отличался необузданно резвым характером и неспособностью к прилежанию, но,

познакомившись с началами математики, стал другим человеком. Мальбранш случайно

и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке; но чтение это

так возбуждающе действовало на него, что "вызывало сильнейшее сердцебиение, из-

за которого ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, чтобы

вздохнуть свободно"; он кончил тем, что сделался картезианцем. Нет надобности

говорить о Ньютоне и многих других. Мне возразят, быть может, что

вышеприведенные примеры суть только признаки обнаруживающегося призвания. Но что

же такое призвание, как не внимание, известным образом направленное в течение

всей жизни? Трудно найти лучшие примеры непроизвольного внимания, так как здесь

оно продолжается не несколько минут, не час, а постоянно.

Обратимся к другой стороне вопроса. Представляется ли состояние внимания

непрерывным? По виду да; в действительности же это перемежающееся состояние.

"Направить внимание на данный предмет -значит, строго говоря, следить за рядом

впечатлений или связанных между собою мыслей с постоянно возобновляемым и

усиливающимся интересом. Примером может служить наше состояние, когда мы

присутствуем на драматическом представлении. Даже и в том случае, когда внимание

направлено на какой-нибудь небольшой вещественный предмет, вроде цветка или

монеты, замечается непрерывное перебегание мысли от одного признака предмета к

другому, целый ряд наводящих впечатлений. Следовательно, мы выразимся гораздо

точнее, если скажем, что объект внимания составляет центр последнего, его точку

отправления, к которой оно постоянно возвращается"4.

Психофизические исследования, о которых мы будем говорить впоследствии (гл. II,

§ 4), показывают, что внимание подвержено закону ритма. Стэнли Галль, тщательно

изучив различные изменения в давлении, произведенном на кончик пальца,

констатировал, что восприятие непрерывности невозможно, что субъект не в

состоянии ощущать непрерывное возрастание или ослабление давления. Внимание

останавливается для сравнения на нескольких определенных моментах. К колебаниям

внимания должны быть отнесены некоторые ошибки, замечаемые в записях

астрономических явлений5.

SullyJ. Outlines of Psychology, гл. 1V.

American journal of Psychology, 1887, № 1; Philospphishe Studien, 1888, т. V,

стр. 56 и ел.

Маудсли и Льюис уподобляют понятие о внимании понятию о рефлексе, но правильнее

было бы сказать, что это ряд рефлексов. Возбуждение физическое производит

движение. Точно так же возбуждение, вызванное объектом, производит постоянно

повторяемое приспособление. Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного

внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно

возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения. Алкоголик не может видеть

наполненного стакана, не выпив его содержимого, и, если бы нашлась злобная фея,

постоянно доливающая этот стакан, он продолжал бы пить не останавливаясь.

Любовная страсть находится в тех же условиях. Вик д'Азир уверял, что обезьяны не

поддаются воспитанию, потому что они не способны ко вниманию (что, впрочем,

неверно). На это Галль возражал: покажите обезьяне ее самку, и вы увидите, что

она способна ко вниманию. Точно так же действует и мысль Ньютона, когда он

наталкивается на какую-либо научную задачу; он находится во власти постоянного

возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя. Мы не знаем факта более верного,

более несомненного, нежели следующий: непроизвольное внимание зависит от

аффективных состояний, желаний, чувства удовлетворенности, неудовольствия,

ревности и т.д.; его интенсивность и продолжительность зависят от интенсивности

и продолжительности аффективных состояний.

Отметим здесь факт большой важности в механизме внимания. Колебания последнего,

в действительности существующие, несмотря на кажущуюся непрерывность,

исключительно обусловливают возможность продолжительного внимания. Если мы

направим один глаз на одну определенную точку, то заметим, что по истечении

известного времени зрение становится неясно, что между нами и объектом внимания

появилось как бы облако, и в конце концов мы перестаем видеть. Если мы положим

руку плашмя на стол и будем держать ее неподвижно, не производя давления (ибо

давление есть движение), то ощущение постепенно притупляется и совершенно

исчезает. Это доказывает, что нет восприятия без движения, как бы слабо ни было

последнее. Всякий орган чувства в одно и то же время орган чувствительный и

двигательный. Как только безусловная неподвижность исключит один из двух

элементов (движущую силу), так вскоре вслед за тем функция другого сводится к

нулю. Словом, движение есть условие изменяемости, которая в свою очередь служит

одним из условий сознания. Эти факты, общеизвестные из обыденного опыта,

объясняют нам необходимость означенных выше колебаний во внимании, которые часто

остаются незамеченными для сознания из-за того, что они весьма крат-ковременны и

неуловимы для наблюдения.

II

Физические проявления внимания многочисленны и крайне важны. Мы намерены

тщательно рассмотреть их, предупреждая заранее, что считаем их не столько

следствиями этого состояния ума, сколько необходимыми его условиями, часто даже

являющимися его составными элементами. Вследствие сказанного выше изучение их

имеет для нас значение не вспомогательное, а капитальное. Только на этой почве и

возможно составить себе более или менее ясное понятие о механизме внимания. В

сущности внимание есть только известное положение ума, состояние чисто

формальное: если отнять у него сопровождающие и определяющие его физические

явления, дающие ему плоть, то остается чисто отвлеченное понятие, т. е. призрак.

Вот почему все те, которые говорили о внимании на основании только

самонаблюдения, ни словом не обмолвились о его механизме и ограничились лишь

тем, что превознесли его могущественную силу.

Необходимо постоянно помнить следующий основной принцип: каждое умственное

состояние сопровождается определенными физическими проявлениями. Мысль не

представляет явления, происходящего в мире сверхчувственном, в среде эфирной и

неуловимой, как до сих пор по традиции допускают многие. Мы должны повторить

вместе с Сеченовым: "нет мысли без выражения". Другими словами: мысль при самом

зарождении уже есть слово или действие, т. е. начало мускульной деятельности.

Внешние формы внимания так ясно подтверждают этот принцип, что здесь не может

быть места сомнению; точно то же можно сказать и о той внутренней, скрытой

форме, называемой размышлением, о которой мы намерены говорить ниже.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся к трем группам:

явления сосудодвигательные, явления дыхательные и явления двигательные, служащие

для внешнего выражения. Все эти явления обнаруживают сосредоточенное состояние

организма, концентрацию работы.

1. Представим себе, что двадцать человек сосредоточивают внимание на время от

пяти до десяти минут на своем мизинце; вот приблизительно что произойдет: у

одних не явится никакого ощущения другие, напротив, будут испытывать

определенные ощущения-страдание, боль, биение артерий; большинство же получит

впечатление слабого давления и мурашек. Этот простой опыт вызывает следующие

вопросы: не возникают ли постоянно в той или другой части нашего тела ощущения,

производимые непрерывными изменениями тканей, изменениями, остающимися

незамеченны-

с

ми, пока на них не останавливается внимание? Может ли акт внимания увеличить

деятельность сосудов в чувствительных ганглиях и возбудить в них субъективные

ощущения? Возможно ли наконец такого рода возбуждение симпатических центров и

такое влияние на сосудодвигательные нервы, которое причиняло бы временные

изменения в пальце, испытывающем ощущение? Первое предположение представляется

маловероятным. Собственно говоря, всегда можно найти ощущение в пальце, когда со

вниманием ищешь его. Другие же два предположения кажутся нам весьма

основательными. Возможно, что испытываемое ощущение отчасти субъективно, но, по

нашему мнению, в пальце, на котором в течение довольно продолжительного времени

сосредоточена мысль, действительно локализируются ощущения. Изменения,

происходящие в деятельности сосудов, ощущаются в форме артериальных биений,

тяжести и т. д.с.

Весьма вероятно и почти общепризнано, что внимание, даже в тех случаях, когда

оно не направлено на какую-либо область нашего тела, сопровождается местной

гиперемией известных частей мозга. Деятельность сосудов в соответствующих частях

мозга усиливается вследствие увеличения функциональной деятельности. Эта местная

гиперемия происходит от растяжения артерий, в свою очередь вызываемого действием

сосудодвигательных нервов на мускульные покровы артерий. Сосудодвигательные

нервы зависят от главного симпатического нерва, не подчиненного действию воли,

но подверженного всем влияниям аффективных состояний. Опыты Моссо, между прочим,

показывают, что малейшая эмоция, как бы мимолетна она ни была, производит прилив

крови к мозгу. "Кровообращение происходит с большей скоростью в мозгу в то

время, когда он работает, чем во время его бездействия. Поэтому мы имеем право

сказать, что внимание, направленное на совокупность известных мыслей, ведет за

собой ускорение кровообращения в нервном субстрате этих мыслей. Это и происходит

на самом деле, когда какая-нибудь мысль сильно овладевает умом человека: мысль

эта поддерживает в мозгу усиленное кровообращение и не дает ни сна, ни покоя"7.

Отметим еще замечаемую после продолжительного внимания красноту (иногда

бледность) лица.

2. Дыхательные изменения, сопровождающие внимание, приближаются к явлениям

двигательным в тесном смысле и входят

6 Тьюк. "Дух и тело". Перевод П. Викторова.

7 Maudsley. Physiologic de 1'esprit,trad. Herzen.p. 381.-Gley Sur 1'etat du

pouls

carotidien pendant le travail intellectuel.

частью в ощущение усилия. Дыхательный ритм изменяется; он замедляется и иногда

подвергается временной приостановке. "Приобрести силу внимания,- говорит Льюис,

-значит научиться чередовать приспособления ума с ритмическими движениями

дыхания. Французы весьма удачно определяют живой, но поверхностный ум, говоря:

он не способен к делу, требующему длинного дыхания (продолжительного времени)"8.

Зевота, являющаяся после усиленного и продолжительного внимания, есть, вероятно,

следствие замедления дыхания. Часто в таких случаях приходится сделать глубокое

вдыхание, чтобы в достаточной степени возобновить воздух в легких. Вздох,

который также служит дыхательным симптомом, по замечанию некоторых писателей,

составляет принадлежность внимания, а также и боли физической и нравственной:

роль его состоит в окислении крови, наркотизованной произвольной или

непроизвольной приостановкой дыхания.

Все эти явления служат только подтверждением сказанного выше: внимание есть факт

исключительный, ненормальный; оно не может поддерживаться в течение

продолжительного времени. 3. Телодвижения, которые, как говорится обыкновенно,

выражают внимание, представляют собою явления капитальной важности. В этой главе

мы можем только отчасти изучить их: все остальное будет более уместно в главе о

произвольном внимании9, но здесь мы в первый раз познакомимся с двигательным

механизмом этого явления.

Займемся сначала фактами. Их стали изучать серьезно только с недавних пор. До

последнего же времени область эта составляла достояние лишь немногих художников

и некоторых физиономистов, мало стеснявших полет своей фантазии.

Дюшену, которому принадлежит инициатива в этом вопросе, пришло в голову заменить

непосредственное наблюдение, практиковавшееся его предшественниками (К. Беллем,

Грассиоле и др.), экспериментальным методом. С помощью электричества он вызывал

изолированное сокращение какого-либо лицевого мускула человека, страдавшего

анестезией, и посредством фотографии запечатлевал результат опыта. Сообразно с

теорией, изложенной им в его "Mechanisme de la physionomie humaine" (1862),

часто достаточно сокращения одного мускула для выражения данного душевного

движения; каждое аффективное состояние производит единичное местное изменение.

Таким образом, по его мнению, лоб-

Lewes, loc. cit., стр. 188. См. дальше, глава II.

пая мышца есть мускул внимания; круговая мышца век -мускул раздумья; мышца,

поднимающая крыло носа,-мускул угрозы; большая скуловая мышца -мускул смеха;

мышца, сдвигающая брови,- мускул страдания; мышца, опускающая угол рта,-мускул

презрения и т. д.

Однако же Дюшен ограничивался только констатированием фактов, следуя в этом

случае примеру И. Мюллера, заявлявшего, что выражение эмоций представляет собою

факт вполне необъяснимый. Дарвин пошел дальше. Пользуясь сравнительным методом и

опираясь на тщательные исследования, он стал искать происхождение различных

механизмов выражения духовной жизни. Он старался выяснить, почему сокращение

данного лицевого мускула обязательно связано с данным состоянием духа.

Не будь этих кропотливых исследований, всякая попытка объяснения механизма

внимания была бы преждевременна. Как браться за объяснения механизма, когда

неизвестны составляющие его колеса? Проследим вкратце, что известно относительно

внимания в обеих его формах, а именно: 1) направленного на внешние предметы

(внимание в тесном смысле) и 2) на явления внутреннего мира (размышление).

Внимание (для точности назовем его вниманием чувствительным) сокращает лобный

мускул. Этот мускул, покрывающий всю область лба, неподвижно прикрепляется в

задней части черепа, между тем как подвижный его край оканчивается под кожею

бровей. Сокращаясь, он притягивает бровь, поднимает ее и образует поперечные

складки па лбу, вследствие чего глаз сильно раскрывается. В случаях

исключительных раскрывается и рот. У детей и у многих взрослых сильно

напряженное внимание вызывает надувание губ, складывающихся в известную гримасу.

Прейер пытался объяснить происхождение этой игры физиономии влиянием

наследственности. "Все животные, -говорит он,-направляют сначала свое внимание

на отыскание пищи. Первыми объектами их исследований служат те предметы, которых

они могут коснуться своими губами, щупальцами, хоботом, языком. Всякое искание

пищи сопровождается преобладающей деятельностью рта и его принадлежностей. У

младенца, сосущего грудь, рот вытягивается вперед". Таким образом, думает он,

образовалась ассоциация между первыми движениями рта и деятельностью внимания.

Размышление выражается иным образом, почти обратным. Оно действует на круговую

мышцу век и опускает брови. Вследствие этого образуются маленькие вертикальные

складки в пространстве между бровями; глаз полуоткрыт, или совершенно закрыт,

или же

смотрит внутрь. Сдвигание бровей придает физиономии выражение умственной

энергии. Рот закрыт, как бы для того, чтобы содействовать требуемому усилию.

Внимание приспособляется к внешнему миру, размышление -ко внутреннему. Дарвин

объясняет способ выражения размышления при помощи аналогии: это положение,

принимаемое при затрудненном зрении, перенесенном от внешних предметов к

явлениям внутренним, которые схватываются нелегко10. До сих пор мы говорили лишь

о движениях лица, но существуют еще движения всего тела: головы, туловища и

конечностей. Нет никакой возможности подробно описать их, потому что они

различны для каждого отдельного вида животных". Существуют вообще:

неподвижность, приспособление глаз, ушей, осязания, смотря по надобности; одним

словом, единство действия, сосредоточение. Сосредоточение сознания и движений,

рассеянность мыслей и рассеянность движений идут параллельно. Напомним о

замечаниях и вычислениях Гальтона касательно этого предмета. Он наблюдал

пятьдесят человек, присутствовавших на скучном чтении. Число движений, ясно

заметных для наблюдателя, было постоянно; оно равнялось сорока пяти в минуту, т.

е. средним числом приходилось по одному движению на человека. Несколько раз

случалось, что внимание слушателей пробуждалось на время; тогда число движений

уменьшалось наполовину; кроме того, движения эти из медленных и вялых переходили

в более отрывистые и быстрые.

Здесь следует предупредить возможное возражение. Каждому известно, что внимание,

по крайней мере в его отраженной форме, иногда сопровождается движениями.

Многие, желая разрешить какое-нибудь недоумение, начинают ходить, другие ударяют

себя в лоб, чешут затылок, трут глаза, производят ритмические и непрерывные

движения руками или ногами. Это, конечно, затрата, а не экономия движений, но

затрата, приносящая пользу. Движения, производимые таким образом, не должны быть

рассматриваемы как простые механические явления, действующие только на внешнюю

среду; через мускульное чувство они действуют и на мозг, воспринимающий их так

же, как и другие чувственные восприятия, и увеличивают мозговую деятельность.

Быстрая ходьба, прогулка ради дви-

См. подробнее: Дарвин. Выражение ощущений, гл. X; Прейер. Душа ребенка;

Мантегацца. Физиономия, гл. XVI.

Хорошие наблюдения над выражением внимания у животных можно найти у Рик-карди и

и Saggio di studi e di ossercazioni interno all' attenzione nell'uomo e negli

animalio. Modene, 1877 (2-я часть, стр. 1 - 17).

f

жения ускоряют течение мыслей и увеличивают быстроту речи; они, по выражению

Бэна, производят механическое опьянение. Опытные изыскания Фере, которых мы не

можем привести здесь12, дают нам многочисленные примеры динамогенического

действия движений. Собираясь работать, мы потягиваемся; эти движения имеют целью

пробудить двигательные центры.

Бывали случаи, что пассивные движения, сообщаемые парализованным членам, оживляя

двигательные образы, способствовали восстановлению потерянной деятельности.

Заметим, между прочим, что результатом этих движений является усиление

умственной деятельности, а не сосредоточение внимания; они просто доставляют

последнему известный материал. Это предварительная операция.

Устранив это возражение, мы можем теперь определить истинную роль движений в

акте внимания. До сих пор мы ограничились только описанием их. Постараемся

сформулировать вопрос по возможности ясно. Представляют ли движения лица,

туловища, конечностей и дыхательные изменения, сопровождающие внимание, просто,

как принято думать, следствия, знаки? Или же это, наоборот, необходимые условия,

составные элементы, необходимые факторы внимания? Мы без всяких колебаний

принимаем второй тезис. Окончательное уничтожение движений сопровождалось бы

совершенным уничтожением внимания.

Пока мы можем только отчасти установить это положение, которое явится для нас в

ином свете при изучении произвольного внимания, что составит предмет следующей

главы; но так как мы уже коснулись главного пункта механизма внимания, то

считаем необходимым продолжать.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного

состояния сознания. Так как здесь дело касается механизма, то предпочтительнее

рассматривать этот вопрос с физиологической точки зрения, наблюдая за тем, что

происходит в мозгу как органе движения и мысли в одно и то же время.

1. Как орган мышления мозг служит субстратом для восприятий (при внимании

чувствительном) и для образов и идей (при размышлении). Внимание вызывает, без

сомнения, интенсивную иннервацию там, где оно участвует, что доказывают

многочисленные психометрические опыты.

"Деятельность какой-нибудь мысли, -говорит Маудсли, -порождает в нервных

элементах молекулярное изменение, распространяющееся по чувствительным нервам до

периферии или, по крайней мере,

до чувствительных ганглиев, чувствительность которых вследствие этого

возрастает. В результате этого распространения молекулярной деятельности по

чувствительным нервам до ганглиев получается, что мускулы, находящиеся в связи с

данным чувством, рефлек-тивно сокращаются и дают сильнее чувствовать состояние

внимания". По Гартману, внимание состоит "в материальной вибрации нервов", "в

нервном токе, проходящем по чувствительным нервам в направлении от центра к

периферии "13.

Но существует еще один элемент, не менее важный.

2. В качестве двигательного органа мозг играет сложную роль. Он действует как

инициатор движений, сопровождающих восприятие, образ или идею; затем эти

движения, часто интенсивные, возвращаются к мозгу посредством мускульного

чувства в качестве ощущений движения; эти последние увеличивают количество

наличной энергии, которая, с одной стороны, служит поддержанию или усилению

внимания, с другой же - возвращается к своей отправной точке в форме нового

движения. Таким образом устанавливается течение от центра к периферии, от

периферии к центру, затем от центра, получившего подкрепление, снова к периферии

и т. д. Интенсивность сознания представляет только субъективное проявление этой

сложной работы. Но предполагать, что она может существовать независимо от своих

органических условий, -значит строить праздную гипотезу, безусловно расходящуюся

со всем тем, чему учит нас опыт. Наивный зритель, скучающий во время оперного

представления, потому что ровно ничего не смыслит в музыке, весь обращается во

внимание при внезапной перемене декораций; это происходит оттого, что зрительное

впечатление моментально произвело приспособление глаз и всего тела. Без этого

органического сосредоточения впечатление быстро исчезло бы. "Разница между

вниманием и произвольным движением, - говорит Вундт, - состоит в преобладающем

реагировании на органы чувств, которое представляет первоначальный источник

процесса. При произвольном движении центральное возбуждение направляется главным

образом к мускулам; в акте внимания мускулы способствуют только подчиненным

сочувственным движениям14, иначе говоря, происходят рефлективные движения.

Наконец, резюмируя вместе с Маудсли сказанное об этом механизме, мы найдем, что

"сначала происходит возбуждение, пролагающее путь для соответствующих идей

посредством внешнего или

См. его книгу: Sensation et Mouvement.

13 Философия бессознательная.

м Physiologische Psychologic, стр. 723-724 первого издания. В последующих

изданиях этого места нет.

внутреннего представления, а затем увеличение энергии этого первого возбуждения

с помощью нового импульса, который, исходя из соответственной двигательной

иннервации, приобретает еще большую силу благодаря последующей реакции

чувствительных центров, участвующих более, нежели другие, в составлении данной

идеи, так как взаимное влияние этих чувствительных и двигательных факторов до

известной степени усиливает деятельность последней"10.

Итак, сравнивая обыкновенное состояние субъекта с состоянием внимания, мы

находим в первом случае слабые представления, малое количество движений; во

втором же -яркое представление, энергичные и сосредоточенные движения и, кроме

того, отражение произведенных движений. Нужды нет, будет ли последний придаток

сознателен или бессознателен: сознание не производит этой работы, оно лишь

пользуется ею.

Мне могут возразить: мы допускаем это отраженное действие движений на мозг, но

нет никаких доказательств в пользу того, что эти движения при своем

возникновении не представляют попросту результата внимания. Здесь возможны три

гипотезы: внимание (состояние сознания) служит причиною движений, или же оно

представляет следствие движений, или же, наконец, оно сначала является их

причиною, а затем следствием.

Я не остановлюсь ни на одной из этих гипотез, имеющих значение чисто логическое

или диалектическое; я бы желал поставить вопрос иначе. В этой форме он насквозь

проникнут тем традиционным дуализмом, от которого так трудно избавиться

психологии, и сводится в сущности к вопросу о том, что предшествует: воздействие

ли души на тело или же, наоборот, воздействие тела на душу? Это загадка, за

разрешение которой я не берусь. Для физиологической психологии существуют только

внутренние состояния, разнящиеся между собой как по своим собственным свойствам,

так и по физическим проявлениям, им сопутствующим. Если возникающее душевное

состояние слабо и выражение его неуловимо, то оно не может назваться вниманием.

Если же оно сильно, стойко, ограничено в своих пределах и выражается

вышеназванными физическими изменениями, то это действительное внимание. Мы

утверждаем только, что внимание не существует in abstracto, в качестве явления

чисто внутреннего. Это конкретное состояние, психофизиологическое сочетание.

Уничтожьте у вашего зрителя, присутствующего на оперном представлении,

'•> Loc. cit., стр. 301. 312

приспособляемость глаз, головы, туловища, конечностей, дыхательные изменения,

изменения в мозговом кровообращении и т. д.; уничтожьте сознательное и

бессознательное реагирование на мозг всех этих явлений, и первоначальное целое,

таким образом обобранное и лишенное содержания, не будет уже вниманием. Все, что

останется от него - эфемерное состояние сознания, призрак того, что было раньше.

Мы полагаем, что этот пример, каким бы фантастическим он ни представлялся, яснее

выразит нашу мысль, нежели длинные рассуждения. Двигательные проявления - не

причины, не следствия, но элементы; вместе с состоянием сознания, составляющим

их субъективную сторону, они представляют внимание.

Прошу читателя смотреть на сказанное как на набросок, предварительный и беглый

обзор предмета, который мы намерены пополнить впоследствии. Так, например, мы не

говорим теперь о чувстве усилия, потому что оно если и встречается в

непроизвольном внимании, то только очень редко; но роль движений так важна, что

к ним не мешает возвращаться несколько раз.

Ill

Состояние неожиданности или изумления есть усиленное непроизвольное внимание, о

котором следует сказать несколько слов. Состояние это, весьма часто

встречающееся в обыденной жизни, было забыто психологами. Впрочем, у Декарта в

"Traite des passions" я встретил (часть 2, гл.70) следующее определение:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.