Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 27 страница




планомерное действие по своему происхождению и природе является общественным и

предполагает участие речи в его организации; оно возможно только у человека. Как

всякое действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и

осваивается в своей внешней форме (когда оно, как уже сказано, еще не является

вниманием) и лишь затем, в своей речевой форме переходит в умственный план и,

сократившись, становится произвольным вниманием. Благодаря своей объек-ивно-

общественной организации и поэтапному усвоению такое действие не зависит ни от

непосредственно привлекательных свойств объекта, ни от нарушающих влияний

преходящих состояний самого человека -оно произвольно в собственном в полном

смысле слова.

Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в

предмете или обстановке "само бросается в глаза". В этом случае в качестве

мерила используется одна часть объекта для другой, начальный отрезок связи -для

сопоставления с ее продолжением. И маршрут, и средства контроля здесь следуют не

по заранее намеченному плану и диктуются объектом, от которого в обоих этих

отношениях мы целиком зависим, и потому непроизвольны. Но содержание

деятельности внимания и здесь составляет контроль -контроль за тем, что

устанавливают восприятие или мышление, память или чувство10.

Конечно, трактовка внимания как отдельной формы психической деятельности пока

остается гипотезой. Но помимо устранения теоретических трудностей ее

преимущество в том, что она открывает возможность экспериментального

исследования и проверки, возможность планомерного формирования внимания. Зная

его содержание как деятельности и пути формирования после-

До сих пор в качестве непроизвольного внимания выступал и объяснялся только

ориентировочный рефлекс -установка органов чувств на новый раздражитель, - а не

та исследовательская деятельность в отношении нового объекта, контрольную часть

которой, собственно, и составляет внимание.

дней как умственной деятельности, мы можем обучать вниманию, подобно всякой

другой психической деятельности. А именно: чтобы сформировать новый прием

произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать задание

проверить (или проверять) ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и

последовательность. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной или

материализованной форме11 -начинать следует не с внимания, а с организации

контроля как определенного внешнего действия (которое лишь потом будет

преобразовано в новый акт внимания). А дальше это действие контроля путем

поэтапной отработки12 доводится до умственной, обобщенной, сокращенной и

автоматизированной формы, когда оно, собственно, и превращается в акт внимания,

отвечающий новому заданию.

Непроизвольное внимание ребенка тоже можно воспитывать таким, каким мы хотим его

видеть. В этом случае мы не ставим ребенку специальной задачи контроля, но учим

выполнять основную деятельность определенным способом: тщательно прослеживая ее

отдельные звенья, сравнивая и различая их, их связи и отношения. Таким образом,

не выделяя контроль в особую задачу, мы включаем его в основную деятельность как

способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и

формирование непроизвольного внимания.

С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные

акты внимания -произвольного и непроизвольного-являются результатом формирования

новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должны быть

созданы, воспитаны в индивидуальном опыте; у человека-всегда по общественно

данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны

заранее отбираться как самые успешные и перспективные -для каждой сферы дея-

Заслуживает быть отмеченным, что в изложении раздела о внимании (учебник

"Психология", 1956) проф. А. А. Смирнов подчеркивает значение материальной формы

действия на ранних стадиях формирования внимания и при его затруднениях.

На содержании и процедуре поэтапного формирования умственных действий, как и на

понятии материализованного действия, я не останавливаюсь. Они изложены в

нескольких сообщениях: "Опыт изучения формирования умственных действий". В сб.:

"Доклады на совещании но вопросам психологии". М., 1954; "О формировании

умственных действий и понятий". "Вести. Моск. унта", 1957, № 4; "Умственное

действие как основа формирования мысли и образа". "Вопросы психологии", 1957, №

6; "Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий".

В сб.: "Исследования мышления в советской психологии". М., "Наука", 1966.

тельности, на каждом уровне развития. И можно надеяться, что поскольку теперь, в

общем, известны и содержание деятельности внимания, и порядок воспитания

полноценных умственных действий, задача планомерного формирования все новых и

новых актов внимания уже не составит принципиальной трудности. Теперь решающее

слово должно быть предоставлено экспериментальному исследованию13.

13 Такое экспериментальное исследование было проведено Л. С. Кабылышцкой

(закончено в 1970 г.); его краткое изложение дано в статье Л. С. Кабыльницкой,

помещенной в сб.: "Управление познавательной деятельностью учащихся". Изд-во

МГУ, 1972 (есть немецкий и итальянский переводы этой статьи). В этом

исследовании испытуемыми были школьники III классов, отличавшиеся большим

количеством характерных ошибок "по невниманию". Эти дети были обучены (по методу

поэтапного формирования) контролю сначала в своих письменных работах, затем в

разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые

несуразности в картинках и рассказах). Когда этот контроль стал обобщенным,

сокращенным и автоматизированным идеальным действием, наши выдающиеся по

невнимательности испытуемые стали внимательными (что, естественно,

сопровождалось значительным повышением их школьной успеваемости). Таким образом,

исходная гипотеза - о внимании как идеальном и сокращенном действии контроля -

получила свое первое экспериментальное подтверждение.

Ю. Б. Гиппенрейтер ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАНИЕ1

Вопрос о природе внимания продолжает остро дискутироваться и в наши дни. Один из

моментов обсуждения -старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным

процессом, или оно -сторона, аспект любой психической деятельности. В зарубежной

когнитивной психологии эта альтернатива представлена сторонниками теории

внимания как специального процесса блокировки, или фильтрации, информации,

который обеспечивается работой особого блока2, и сторонниками того взгляда, что

внимание есть проявление работы всей системы переработки информации3.

В советской психологии также явно присутствуют оба ответа: "внимание -

направленность и сосредоточенность любой деятельности"4 и "внимание -специальная

деятельность контроля"-1. Оба представления реализуют так называемый деятельнос-

тный подход к вниманию. В то же время они, как уже отмечалось, достаточно

альтернативны. Вторая концепция возникла хронологически позже и содержит в себе

критику первой. Однако, на наш взгляд, она способна объяснить значительно

меньший круг фактов. Здесь мы попытаемся защитить указанную первую концепцию-

представление о внимании как аспекте любой деятельности, придав ей, однако,

несколько иную формулировку. Обратиться к этой теме нас заставляет убеждение,

что потенциальные возможности психологической теории деятельности в отношении

понимания природы внимания значительно превосходят те реализации, которые

существуют к настоящему времени.

Однако прежде необходимо обсудить вопрос о том, что же такое внимание. Этот

вопрос на протяжении всего существования научной психологии поднимался вновь и

вновь. Разные авторы давали разные ответы, но и к настоящему времени здесь нет

полной ясности и единодушия. В сложившейся ситуации луч-

А. Н. Леоитьев и современная психология. Сб. статей. М., 1983. TreismanA.M.

Verbal language and meaning in selective attention. - Amer. J. Psychol., 1964,

v. 77.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. Добрынин Н.

Ф. Основные вопросы психологии внимания. - В кн.: Психологическая наука в

СССР, т. 1. М., 1959.

Гальперин П. Я., Кабылъницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.,

1974.

ше всего обратиться к фактической стороне дела и перечислить те признаки или

критерии внимания, которые несомненны и признаются большинством исследований.

1. Первым по хронологическим основаниям, да и по существу, должен быть назван

феноменальный критерий -ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся

в поле внимания6. Для представителей психологии сознания этот критерий был

главным и единственным. Однако очень быстро обнаружился его принципиальный

методический недостаток -трудности использования его в интересах исследования

внимания. Эти трудности оказались связаны не только с существованием плохо

уловимых степеней субъективной ясности, но и вообще с трансформацией качества

ясности в процессе самонаблюдения. В результате усилия психологов направились на

поиски более "осязаемых", объективных критериев. И все же, несмотря на потерю

монопольного положения феноменального критерия, он и теперь остается одним из

наиболее важных и безусловных при описании явлений внимания.

2. К объективным относится критерий, который может быть условно назван

"продуктивным" критерием. Он характеризует не столько сам "процесс" или

состояние внимания, сколько его результат. Это-повышенное или улучшенное

качество продукта "внимательного" действия (перцептивного, умственного,

моторного) по сравнению с "невнимательным". В случае умственной или перцептивной

деятельности этот продукт имеет когнитивный характер: более глубокое понимание,

более полное восприятие и т. п. В случае исполнительной деятельности речь идет о

качестве внешнего материального результата.

3. Следующий критерий - мнемический, критерий, который выражается в запоминании

материала, находившегося в поле внимания. Хотя этот критерий также может быть

отнесен к "продуктивным" эффектам внимания, его стоит выделить особо, хотя бы

потому, что он -не прямой, а побочный продукт любого внимательного действия

(если только речь не идет о специальном мне-мическом действии).

4. Внешние реакции - моторные, позно-тонические, вегетативные, обеспечивающие

условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся: поворот головы, фиксация

глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты

ориентировочной реакции и т. д.

6 Teuber Н. L. The brain and human behaviour. - In: R. Held, H. W.

Leibowitz, H. L. Teuber (Eds.). Handbook of sensory psychology. Berlin (W),

1978, v. 8.

5. Наконец, последний по порядку, но отнюдь не по важности критерий

избирательности, который по существу присутствует как бы внутри каждого из

перечисленных критериев: он выражается в отграниченное(tm) поля ясного сознания

от периферии сознания; в возможности активно воспринимать только часть

поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только части

воспринятых впечатлений; в установке органов чувств и реагировании только на

ограниченный круг внешних сигналов. Может быть, ввиду обозначенной

универсальности этого критерия ему придается в последнее время особенное

значение, так что термины "внимание" и "селективость" во многих работах стали

употребляться как синонимы7.

Анализ экспериментальных и теоретических исследований внимания неизбежно

приводит к выводу о необходимости учета всех или по крайней мере большинства

перечисленных критериев. Дело в том, что в случае использования только одного из

них "внимание" загадочным образом исчезает или, во всяком случае, исчезает

уверенность, что речь идет о внимании и именно о нем. Подобный вывод мы находим

уже в работах очень проницательного исследователя конца XIX в. Н. Н. Ланге8.

Подвергая критике тенденцию того времени рассматривать "умственный моно-идеизм"

как единственный показатель внимания9, он замечает, что на основании этого

признака к вниманию пришлось бы отнести, например, патологические состояния

idea fixe. Чтобы избежать подобных смешений, указанный признак следует,

по мнению Н. Н. Ланге, дополнить выявлением реакции организма и констатацией

улучшения восприятия ("внешний" и "продуктивный" кри-ерии -см. выше).

Аналогичным образом многие авторы начиная с Г. Гельмгольца и В. Вундта отмечали

недостаточность для суждения о внимании признака внешних реакций или установки

органов чувств (как хорошо известно, "пристальная" фиксация глаз далеко еще не

означает сосредоточенности внимания). С той же уверенностью можно отметить

недостаточность одного только продуктивного критерия: если действие

осуществляется безошибочно и бесперебойно, это может быть следствием как очень

внимательной работы, так и автоматизации действия, сопровождающейся, как

известно, ослаблением внимания и даже полным отключением от него сознательного

контроля.

7 Treisman A. M. Selektive attention. Perception or response? - Quart. J.

Exp. Psychol., 1967, v. 19.

* Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого

внимания. Одесса, 1893.

•' Рибо Т. Психология внимания. СПб., 1882.

18. Гиппенрейтер "Психология внимания"

Итак, рассмотрение проблемы внимания в истории экспериментальной психологии

показывает, что не только плодотворное исследование этого психического феномена,

но и само его определение требует реализации одновременного многопланового

подхода-подхода со стороны сознания, со стороны деятельности и со стороны

физиологических процессов.

Временно отходя от непосредственной темы настоящей статьи, покажем, как метод

многопланового анализа психики успешно разрабатывался в исследованиях А. Н.

Леонтьева.

В истории психологии хорошо известны отдельные школы, направления и целые эпохи,

в которых осуществлялось движение только в одном из названных планов. Таковы,

например, "одноплановые" направления психологии сознания и поведенческой

психологии, которые довольно быстро исчерпали свои объяснительные и

эвристические возможности. Гораздо более стойкими и перспективными оказались

"двухплановые" схемы. В планах сознания и физиологии начал работать еще В.

Вундт, и за вычетом сугубо параллелестической вундтовской методологии это

направление оказалось настолько перспективным, что породило особые смежные

дисциплины -психофизиологию, нейропсихологию и др. Значительно более поздними и

гораздо более близкими нам явились схемы, объединяющие планы сознания и

деятельности, деятельности и физиологии. Они возникли и были существенно развиты

в рамках отечественной науки, особенно психологии советского периода.

Краеугольное положение советской марксистской психологии о том, что сознание

есть производное от бытия, деятельности человека, не только получило в трудах А.

Н. Леонтьева общетеоретическую разработку, но и было использовано как

эвристический принцип при конкретно-психологической разработке проблемы

сознания. Если при этом в отдельных исследованиях А. Н. Леонтьев ограничивался

анализом связей двух планов-сознания и деятельности, то всему стилю его научного

мышления был присущ постоянный охват всех трех названных планов. Это сказалось и

в том, насколько органически ему удалось вписать в категориальный аппарат

психологической теории деятельности физиологические процессы в качестве реали-

заторов и средств деятельности; и в том, сколько места он уделял в других своих

работах связям второй диады: деятельности-и физиологических механизмов; и,

наконец, в тех высоких оценках, которые находили у него работы других авторов,

глу-

боко использующих "деятельностную" ориентацию при исследовании

физиологических процессов.

Блестящим примером исследований этого типа А. Н. Леонтьев считал

физиологическую концепцию уровней построения движений Н. А. Бернштейна10. Как

известно, Н. А. Бернштейну принадлежит доказательство фундаментального

положения о том, что задача движения, или его смысловая сторона, определяет

неврологический уровень, на котором происходит построение движения. Это

положение по своей научной важности соизмеримо с закономерностью о

зависимости плана сознания от строения деятельности. Здесь, в главной

идее Н. А. Бернштейна, как и в обозначенной закономерности, содержится

указание на направление причинно-следственных связей: от задачи двигательного

акта, следовательно, от строения деятельности, к неврологическим структурам и

физиологическим процессам, а не наоборот. Вместо того чтобы искать объяснение

психических феноменов и процессов через анализ физиологических механизмов, как

это свойственно традиционному физиологическому мышлению, данная теория

показывает необходимость обратного хода: использования психологических,

деятельностных категорий для понимания физиологических процессов.

А. Н. Леонтьев не только высоко ценил концепцию Н. А. Бернштейна за этот ее

внутренний "психологизм"; в совместной работе с А. В. Запорожцем он сделал также

личный вклад в исследование и практическое использование в терапевтических целях

тех же деятельностно-физиологических отношений".

Итак, строение деятельности определяет структуру и феномен сознания, с другой

стороны, строение деятельности детерминирует протекание физиологических

процессов. План анализа деятельности оказывается узловым, связующим два других

названных плана, и в то же время ключевым для проникновения в эти другие планы и

продвижения в них. А. Н. Леонтьев как один из создателей психологической теории

деятельности работал в основном в этом ключевом плане. Теоретическая и

конкретно-психологическая разработка плана деятельности, а также показ его

объяснительных возможностей при переходе в другие планы-один из фундаментальных

вкладов его в психологическую науку. Но в работах А. Н. Леонтьева содержится и

постановка

18*

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947,

Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. Исследование

восстановления функций руки после ранения. М., 1945.

новых вопросов, адресованных именно этому ключевому плану. Анализируя

операциональные аспекты "потока деятельности", А. Н. Леонтьев постоянно отмечал

не только чрезвычайную сложность ее иерархической организации, но и значительную

динамичность последней. В ходе своей конкретной реализации деятельность

непрерывно перестраивается, переорганизуется, ввиду чего ее невозможно

однозначно задать извне, путем организации внешних условий и постановки цели.

Даже будучи введена в запланированное русло, она в любой момент может

отклониться от него, пойти другими путями в силу собственных законов организации

и развития. Какими же возможностями мы располагаем для анализа более тонких

структурных и динамических аспектов деятельности?

В любой науке установление принципиальных зависимостей дает начало новым методам

исследования. Обнаружение фундаментальных зависимостей картины сознания и работы

функциональных физиологических систем от строения деятельности позволяет перейти

к изучению самого процесса деятельности через анализ обоих его проявлений. Иными

словами, феномены сознания и физиологические процессы теперь могут

использоваться в качестве индикаторов структуры и динамики деятельности.

А. Н. Леонтьев как содержанием своих работ, так и прямыми высказываниями

постоянно призывал к возможно более внимательному анализу внутренней картины

сознания человека, расценивая данные самонаблюдения не только как сырой

материал, подлежащий объяснению, но и как важнейшие индикаторы строения и хода

деятельности. С другой стороны, он прямо ставил задачу поиска объективных,

физиологических показателей тех сторон деятельности, которые не выступают

"сколько-нибудь отчетливо... как при внешнем наблюдении, так и

интроспективно"12.

Конечно, оба названных пути, или метода исследования психической деятельности,

реализуются в психологии давно и широ-.ко. Однако А. Н. Леонтьев, будучи

исследователем, свободно владевшим обоими методами, осуществлял их синтез, и это

особенно отличает его научное творчество. "Прямые" и "обратные" переходы между

названными тремя планами можно найти во многих его экспериментальных

исследованиях. Организация деятельности испытуемого с помощью создания

специальных условий и

12 Иванова А. Я., Мандрцсова Э. С. Некоторые вопросы экспериментально-

психологического исследования детей в детской психиатрической клинике. - В кн.:

Тезисы докладов конференции "Проблемы патопсихологии". М., 1972.

постановки цели для исследования того или иного субъективного феномена;

тщательный анализ субъективного отчета для выявления дополнительных структурных

и динамических особенностей деятельности; регистрация объективных

физиологических показателей с целью проверки данных самонаблюдения и

предположений о строении деятельности; анализ влияния на субъктив-ные и

физиологические явления экспериментально задаваемых преобразований в ходе

деятельности -вот типичные переплетающиеся звенья сложных композиций, которые

представляют собой эксперименты А. Н. Леонтьева, будь то исследование генезиса

чувствительности, или моторных аспектов восприятия, или аффективных и волевых

процессов и т. п. Возможно, именно этот метод комплексного анализа психики с

встречными межплановыми переходами в процессе ее конкретных исследований и

позволял А. Н. Леонтьеву не только выдвигать крупные гипотезы, но и плодотворно

их проверять.

* * *

В работах А. Н. Леонтьева мы находим ряд глубоких идей, непосредственно

относящихся к проблеме внимания. В совокупности они составляют целостную

концепцию внимания, хотя последняя не была достаточно хорошо эксплицирована

самим автором -скорее всего потому, что она органически вошла в более общее

представление о сознании. Многие из этих идей высказаны А. Н. Леонтьевым в одной

из его сравнительно ранних работ13, которая, по признанию самого автора, всегда

оставалась близкой его сердцу. Однако, прежде чем обратиться к анализу этих

идей, внесем некоторые терминологические уточнения. Может быть, потому, что

данная статья А. Н. Леонтьева остро направлена против традиционного

представления о сознании как о сумме частных психических процессов, автор

употребляет в некоторых местах термины "внимание", "поле внимания" в особом

критическом смысле. Он специально воспроизводит упрощенное представление о

содержании "поля внимания", согласно которому в него входит все то, что

оказывается перед глазами испытуемого. В отличие от этого автор говорит об

"актуально сознаваемых" или "собственно сознаваемых" содержаниях, имея в виду

впечатления, действительно ясно сознаваемые. Наряду с такими он выделяет

содержания лишь "оказывающиеся в сознании" и, наконец, "вовсе несознаваемые".

Таким образом,

Леонтъсв А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. Известия АПН

РСФСР, 1947, вып. 7.

А. Н. Леонтьев здесь фактически воспроизводит деление психики на фокус сознания

(поле внимания), периферию сознания и область за порогом сознания,

восстанавливая истинную психологическую характеристику внимания в противовес его

примитивному, поверхностному толкованию. И только потом он считает возможным

возвратиться к традиционной терминологии, ставя, например, вопрос о способах

привлечения и удержания внимания учащегося.

Перейдем к главным идеям А. Н. Леонтьева относительно природы и механизмов

внимания. Внимание не есть самостоятельная сущность, к которой можно прибегать

для объяснения других психических феноменов. Оно само нуждается в объяснении.

Традиционное перечисление факторов, влияющих на привлечение и удержание

внимания, с делением их на "внешние" (интенсивность воздействия, его новизна,

необычность и т. п.) и "внутренние" (эмоциональная окрашенность, интерес,

волевое усилие), не помогает вскрыть истинных механизмов этого явления. Природа

внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Такой анализ

позволяет прежде всего ответить на вопрос, что в каждый данный момент "актуально

сознается", т. е. находится в поле внимания. Для этого нужно выделить предмет

целенаправленной деятельности субъекта. Именно он, или, иначе, содержание,

отвечающее цели действия, осознается ясно. В отличие от этого содержания,

которые составляют условия выполнения действия, сознаются неясно. В соответствии

со сказанным нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства. Например,

неверно было бы говорить, что внимание ребенка обладает свойством

неустойчивости. За свойствами внимания скрываются особенности организации

деятельности. Так, за от-влекаемостью внимания ребенка стоит легкая

переключаемость его деятельности. Ребенок постоянно деятелен, но направленность

его деятельности меняется. Отвлечение внимания ребенка от желаемого предмета

(например, объяснения учителя) есть негативная сторона позитивного процесса -

переключения деятельности, а следовательно, и внимания на другой, "посторонний"

предмет. Поэтому важная психолого-педагогическая задача -управление вниманием

ребенка -должна решаться через организацию его деятельности. Недостаточно просто

"привлечь" внимание ученика к требуем ому содержан ию. Внима ние задерживав тся

на предмете только в том случае, если у ребенка возникает задача по отношению к

этому содержанию и начнется процесс ее решения. Операциональная оснащенность

субъекта также имеет прямое отношение к функционированию внимания. Как показало

экспериментальное исследование А. Н. Леонтьева, проведенное под руководством Л.

С. Выготского14, внешние операции, превращаясь во внутренние, свернутые акты,

становятся важными средствами произвольного внимания. Анализ генезиса операций,

по мнению А. Н. Леонтьева, позволяет также раскрыть механизм так называемого

"производного первичного" внимания, по Э. Титченеру1-1. Операции, которые в

своем формировании прошли стадию сознательных действий (в отличие от возникших

путем неосознаваемой адаптации), продолжают "сознательно контролироваться", хотя

и не осознаются актуально. Такой режим непрямого контроля и создает впечатление

"как бы непроизвольного" обращения внимания16.

В анализе А. Н. Леонтьевым проблемы внимания мы находим очень важный переход

также к третьему названному выше плану -плану физиологических механизмов. Всякая

деятельность физиологически представляет собой систему процессов, протекающих

сразу на нескольких неврологических уровнях17. Не все уровни при этом

равноправны: среди них выделяются "ведущий" и "фоновые". А. Н. Леонтьев особенно

подчеркивает мысль Н. А. Бернштейна о том, что сознаваемыми всегда являются

раздражители только ведущего уровня, каким бы этот ведущий уровень ни был.

Поэтому своеобразная внутренняя динамичность операций, прошедших стадию

сознательных действий - их способность то актуально сознаваться, то вновь

возвращаться на периферию сознания,-физиологически означает то "подтягивание" их

к ведущему уровню, то вновь "опускание" на фоновые уровни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.