Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 53 страница




слушать и нас.

Итак, слушание не только способствует взаимному обмену информацией и идеями,

пониманию чувств, но и является основой плодотворного общения.

Приемы эффективного слушания позволяют повышать качество принимаемых решений.

Качество решений любых задач находится в прямой зависимости от качества

информации по проблеме, на основе которой они принимаются. Приемы эффективного

слушания помогают воспринимать информацию более глубоко, извлекать из нее больше

необходимых данных. Слушая, мы узнаем, как другие оценивают ту же самую

ситуацию, что они считают главным, что чувствуют и чего хотят. Несмотря на то

что Вы можете принять отличное от других решение, слушание поможет больше узнать

о внутренних и внешних сторонах проблемы и прийти к удовлетворительному ее

решению, что, безусловно, повышает уровень управления. Исследования, проведенные

в

I

различных отраслях промышленности, показывают, что мастера, возглавляющие

участки с высокими производственными показателями, больше внимания на своих

участках уделяют межличностным аспектам в управлении. Одно из исследований

показывает, что методы управления мастеров в цехах, где высока

производительность, отличаются от методов управления в цехах с низкой

производительностью тем, что они:

ориентируются больше на работников, чем на производство;

стимулируют участие всех работников в принятии решений;

уделяют больше времени вопросам организации и управления;

проявляют больше уверенности в применении различных методов управления;

знают свое место в организации.

Чем выше мы поднимаемся по лестнице ответственности в хозяйственной или любой

другой сфере деятельности, тем больше мы в своей работе имеем дело с людьми и

проблемами межличностных отношений. Выполнение любой работы невозможно без

уважения к личности исполнителя. Люди могут сказать свое слово в работе и хотят,

чтобы их слушали. Поэтому руководители в дополнение к специальным знаниям должны

также обладать знаниями и навыками общения и решения проблем межличностных

отношений. А "совершенствование себя как слушателя,- говорит известный

психолог,-это первый шаг в становлении специалиста". Очевидно, что слушание

полезно для руководителей в отношениях с другими руководителями всех уровней.

Слушание полезно и для решения других задач, например, при:

интервьюировании: в частности, при найме или переводе на другую работу;

мотивации работников: выявлении причин неудовлетворенности работой, отсутствия

на рабочем месте и др.;

постановке задач: обеспечении полного понимания работниками полученного

указания, а также выявлении реакций;

преодолении сопротивления нововведениям;

оценке деловых и личностных качеств: выявлении, как работают подчиненные и как

им помочь в устранении имеющихся недостатков;

урегулировании конфликтов: выявлении причин конфликтов между работниками и

помощи в их урегулировании.

В начале этой книги подчеркивалось, что слушание является одним из средств

общения и используется чаще других и в то же

время умению слушать меньше всего учатся. В результате - непонимание, душевные

травмы и т. п. Но так продолжаться не должно! Каждый из нас может научиться

слушать эффективнее! В нашей книге мы объясняем, как это сделать. Используйте в

своей повседневной жизни новое понимание процесса слушания и тренируйте новые

навыки до тех пор, пока не обретете достаточной уверенности в том, что Вы

пользуетесь ими естественным образом. Все это требует времени и усилий. Но

результаты сторицей оправдают Ваш труд. Удачи вам!

Упражнения

Выбор подходящих приемов слушания. В приведенной ниже таблице в левой колонке

даются четыре основных вида общения, в правой - различные приемы слушания и

ответы на речь собеседника. Каждому виду общения соответствуют определенные

приемы слушания, при этом некоторые могут быть использованы несколько раз.

Выполнив упражнение, обратитесь к разделу "Избирательное слушание" и исправьте

ошибки.

Применение правил слушания. Сначала выберите правило или правила, которые Вы

всегда соблюдаете по привычке, затем те, которыми Вы пользуетесь иногда, и,

наконец, те, которые Вы никогда или почти никогда не соблюдаете.

Вид общения

Слушание и ответная реакция

Социальное Информативное Экспрессивное Побудительное

1. Резюмирование

2. Активное слушание

3. Обратная связь

4. Дружелюбие

5. Предотвращение непонимания

6. Записи для памяти

7. Экспрессивный ответ

8. Эмпатический ответ

9. Формальный ответ

10. Направленное внимание

11. Пассивное слушание

12. Запоминание

13. Уточнение

14. Отражение чувств

15. Ритуальный ответ

16. Молчание

Попробуйте их применить при первой возможности и продолжайте тренироваться до

тех пор, пока это правило не станет частью Вашего стиля общения.

Устранение ошибок и дурных привычек слушания. Это-то же упражнение, что и

предшествующее, но проводится в обратном порядке. Составьте перечень ошибок,

которых Вы никогда не делаете; если ошибки случаются, укажите их в рубрике

"иногда"; затем перечислите те ошибки, в которых Вы всегда (или почти всегда)

виноваты. Приведите примеры из опыта Вашего общения, поработайте над ними до

полного устранения ошибок.

Помните, что дурные привычки слушания, как и любые другие, можно изжить, но для

этого требуется время и терпение. Работу с правилами "Как надо" и "Как не надо"

слушать можно комбинировать. Вырабатывая у себя новую привычку слушать, Вы

одновременно начинаете лучше понимать собеседника, а поэтому Ваши суждения

становятся менее субъективными.

Можете ли Вы вспомнить случай, когда были неприятно потрясены словами в Ваш

адрес? В ответ на Ваши сомнения собеседник говорит Вам: "Я все время пытаюсь

сказать Вам именно это, но ведь Вы не хотите меня слушать". Этим собеседником

могли быть Ваши близкие, кто-либо из сослуживцев. Они хотели убедить Вас в

необходимости изменить поведение или пытались высказать свои претензии. И тем не

менее это-сигнал, предупреждающий о том, что Вы не слушаете. Вам, видимо, стоит

его проанализировать, чтобы вовремя разглядеть аналогичную ситуацию в будущем.

Теперь попробуйте припомнить случай, когда Вы действительно слушали внимательно.

Можете ли Вы установить, какой именно фактор был решающим в этом случае? Была ли

это Ваша установка, момент хорошего настроения или угрызение совести от мысли,

что Вы не слушаете в создавшейся обстановке?

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова

Редактор М. П. Федорова

Корректор А. И. Киселева

Компьютерная верстка: Е. В. Карцева

ИД № 01165 от 13 марта 2000г.

Подписано в печать 12.01.2001г.

Формат 60x90/16. Печать офсетная.

Бумага газетная. Гарнитура "Петербург".

Объем 54,0 п. л. Тираж 7000 экз. Заказ № 1820 <кр+траф.>.

ООО "ЧеРО" |

Редакционно-издательский отдел: 117269, Москва, Ломоносовский пр., 18,

тел./факс: 930-43-59

Отдел реализации: 118899, Москва, ул. Академика Хохлова, д. 11

тел./факс: (095)939-34-93, • тел.: (095)939-41-70, 939-41-90

Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика на Государственном унитарном

предприятии Смоленский

полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств

массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

Научно-издательский психологический центр э книги и МЕТОДИКИ

* ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

129366, Москва, ул. Ярославская, 13, "Когито-Центр"

тел. (095) 282-0100, тел/факс (095) 282-7238 http://www.cogito.msk.ru, E-mail:

[email protected]

КНИГИ

• Фундаментальные труды

• Учебники

• Психодиагностика

• Прикладная психология

• Дидактические пособия

Всегда

в наличии

более 500

наименований

Отечественные

и зарубежные

разработки,

в том числе

компьютерные

МЕТОДИКИ

• Лицензионные

• Полная комплектация

• Стандартизованные

• Адаптированные

• Спецификация и обучение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.